УДК 37

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

№19,

Педагогические науки

Ахмадиева Наиля Радиковна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ДОШКОЛЬНИКИ; ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ; ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ; ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ; СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ; ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PREPARATION; PRESCHOOL CHILDREN; PREPARATION OF CHILDREN FOR SCHOOL; PEDAGOGICAL PREPARATION; PSYCHOLOGICAL PREPARATION; PHYSICAL DEVELOPMENT; INTELLECTUAL READINESS; PERSONAL READINESS; SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL READINESS; EMOTIONAL AND VOLITIONAL READINESS.


Аннотация: В настоящее время в психолого-педагогической науке и образовательной практике «психолого-педагогическая готовность к школе» является широко распространенным понятием и активно используется самыми различными специалистами: практическими психологами, воспитателями детских садов, школьными учителями, социальными педагогами. В данной статье рассматриваются психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе. В ходе экспериментальной работы выясняется, какая из программ рассматривает психолого — педагогическую подготовку детей к школе.

Процесс подготовки детей к школе является важным шагом в деятельности воспитателя подготовительной группы и учителя начальной школы, в содержание которого входит психолого-педагогический и социально-психологическое отношение дошкольника к систематическому обучению, адаптация ребенка к новым социальным условиям, физиологическая перестройка организма в связи с изменениями образа жизни и распорядка дня. Процесс подготовки детей к школе включает в себя: физическую, интеллектуальную, эмоционально-волевую, личностную и социально-психологическую готовность. [5]

Общее физическое развитие — это нормальный рост, вес, объем груди, пропорции, мышечный тонус, кожа и другие показатели, которые соответствуют стандартам физического развития мальчиков и девочек 6—7-лет. Состояние слуха, зрения, моторики (особенно мелких движений пальцев и кистей рук). Состояние нервной системы ребенка: степень возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее состояние здоровья [1].

Содержание интеллектуальной готовности включает в себя не только словарный запас, специальные навыки, кругозор, но и уровень развития познавательных процессов; их ориентация на зону ближайшего развития, высшие формы наглядно-образного мышления; умение выделять учебную задачу, превращать ее в самостоятельную цель деятельности.

Под личностной и социально-психологической готовностью понимают формирование новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника»); формирование группы нравственных качеств, необходимых для обучения; формирование произвольности поведения, качественное общение со сверстниками и взрослыми [2].

Эмоционально-волевую готовность считают сформированной, если ребенок знает, как поставить цель, составить план действия, принять решение, приложить усилие для его реализации, преодолеть препятствия. У него формируется произвольность психических процессов.

Основными видами деятельности воспитателя по подготовке детей к школе являются: общее развитие, развитие поведенческих мотивов, развитие произвольности поведения. Все три компонента важны для подготовки будущих первоклассников. [3]

Психологическая подготовка к школе предполагает создание комфортных взаимоотношений в коллективе, приведение в соответствие характера труда структуре личности, её взглядами, стимулам и методам.

Педагогическая подготовка – это процесс овладения навыками учебной деятельности в команде, привыкания к обучению, его процесса.

Важность психолого-педагогической подготовки детей к школе невозможно переоценить. Кроме того, что ребенку придется осваивать новый вид деятельности — обучение, меняется и его социальный статус. Меняется комфортная и привычная атмосфера. Социальные сфера расширяются. Нужно адаптироваться к новым условиям жизни. В этом процессе помощь воспитателя незаменима. [4]

Для изучения психолого – педагогических аспектов подготовки детей к школе нами была проведена экспериментальная работа, которая состояла из трех этапов.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Арская начальная общеобразовательная школа № 3 – детский сад» с участием 24 дошкольников двух подготовительных групп по 12 человек в каждой. Для проведения опытно — экспериментальной работы, группы условно были названы: «Группа-1» и «Группа-2».

Мы выбрали две программы «Преемственность. Подготовка к школе» (Н. А. Федосова) и «Школа 2100» (Детский сад 2100) под руководством
А. А. Леонтьева. Выбор программ обусловлен тем, что эти две программы являются самыми распространенными, которые чаще всего выбирают педагоги России.

На этапе констатирующего эксперимента, с помощью методик «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, «Самое непохожее» Л.А. Вагнер и тест- беседы мы установили общий уровень развития дошкольников базового образовательного учреждения.

Тест-беседа, помогает определить общий уровень развития детей подготовительной группы. Все это проводилось индивидуально. Воспитатель задавал каждому ребенку по 27 вопросов, которые помогали определить общий уровень развития ребенка.

Методика «Самое непохожее» Л.А. Вагнер помогает определить уровень овладения мыслительными операциями, например – сравнение, анализ и синтез признаков. Воспитатель раскладывал фигуры перед детьми в любом порядке, которые различаются по трем направлениям: размер, цвет и форма. Количество фигур – 8. Из них 4 круга и 4 квадрата. Из четырех кругов 2 маленьких и 2 больших. Из двух больших кругов один красный, а другой синий. Из двух маленьких кругов, также, один красный, а другой синий. Ситуация с квадратами похоже. Далее воспитатель предлагает детям рассмотреть фигуры, лежащие перед ним. Он обращает внимание ребенка на то, что все эти фигуры разные, и просит рассказать, чем они отличаются друг от друга. Затем воспитатель пришел к выводу, что есть фигуры красные и синие, круглые и квадратные, маленькие и большие. После этого воспитатель достает одну из фигур из общего ряда и ставит ее перед ребенком. В этом случае ребенку дается задание – найти самую непохожую на эту фигуру среди всех остальных. Это также разъясняет, что есть только одна самая непохожая фигура. Выбранную ребенком фигуру взрослый кладет рядом с исходной и спрашивает его о том, почему он выбрал именно эту фигуру, почему именно она, по его мнению, самая непохожая. Ответы ребенка записываются. Задание повторяется не менее2-3 раз, то есть ребенок находит самую непохожую фигуру для 2-3 образцов.

Метод «Графический диктант» Д.Б. Эльконина используется для определения уровня развития произвольной сферы ребенка, изучения возможностей в области перцептивной и моторной организации пространства, исследования мелкой моторики рук. Материал состоит из 4 диктантов, первый из которых — тренировочный. В начале работы воспитатель объяснил, как выполоть эту работу. Он предупредил, что они начнут рисовать узоры, они должны стараться внимательно слушать, чтобы узоры получились красивыми и аккуратными. После этого воспитатель вместе с ребенком выяснили, где находится у него правая рука и левая рука, и показал образец, как рисовать линии справа и слева. Затем начинается рисование тренировочного узора. При диктовке воспитались делал достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку было дано 1,5-2 минуты. Во время выполнения тренировочного узора воспитатель помогал ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль был снят.

По результатам констатирующего эксперимента получили, что:
— в «Группе-2» 4 дошкольника с высоким, 6 дошкольников со средним и 2 дошкольника с низким уровнем общего развития;
— в «Группе-1» 6 дошкольника с высоким, 4 дошкольников со средним и 2 дошкольника с низким уровнем общего развития.

На формирующем этапе исследования, была проведена работа по выбранным нами программам. В «Группе-2» велась работа по программе «Детский сад 2100» (А.А. Леонтьева). Данная программа составлена с учетом психолого-педагогических аспектов подготовки к школе. А программа Преемственность. Подготовка к обучению» (Н. А. Федосовой), по которой велась работа в «Группе-1» больше ориентирована на интеллектуальное развитие ребенка с минимальным учетом психолого-педагогических аспектов подготовки к школе.

Чтобы определить, какая из программ наиболее эффективна для психологической и педагогической подготовки детей к школе, мы провели контрольный эксперимент с использованием тест-беседы и двух методик: «Самое непохожее» Л.A. Вaгнер и «Графический диктант» Д.Б. Элькoнинa которые мы применяли на констатирующем этапе исследования.

По результатам контрольного эксперимента получили, что:
— в «Группе-2» 6 дошкольника с высоким, 6 дошкольников со средним уровнем общего развития; дошкольников с низким уровнем общего развития не выявлено;
— в «Группе-1» 6 дошкольника с высоким, 4 дошкольников со средним и 2 дошкольника с низким уровнем общего развития.

Таким образом, можно судить, что 100% детей, которые прошли подготовку к школе по программе «Школа 2100» (Детский сад 2100) под руководством А.А. Леонтьева, которая учитывает психолого-педагогические аспекты подготовки детей к школе, готовы к школьному обучению. Среди дошкольников, которые проходили подготовку к школе по программе «Преемственность. Подготовка к школе» (Н.А. Федосова), которая не учитывает психолого-педагогические аспекты подготовки к школе, готовы к ней только 83,3%.


Список литературы

  1. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты). — М.: Знание, 2016.—96 с.— (Нар. ун-т. Пед. фак.; № 5)
  2. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе: Учебное пособие [Текст] / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2015. – 208 с.
  3. Мананикова, Е. Н. Педагогическая психология: Учебное пособие [Текст] \ Е. Н. Мананикова. – Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2017. – 224 с.
  4. Надеева, Е. Скоро в школу [Текст] / Е. Надеева, И. Зайцева// Начальная школа. – 2014. — № 6. – С. 14-17.
  5. Семёнова, Т. С. Диагностика готовности к школе как начальный этап сопровождения детей в образовательном процессе [Текст] / Т. С. Семёнова // Воспитание школьников. – 2014. — № 5. – С. 37-43.