УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЙ НАРЦИССИЗМА В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ПОДРОСТКА

№19,

Психологические науки

Свиридонова Екатерина Владимировна


Ключевые слова: НАРЦИССИЗМ; ПРОЯВЛЕНИЯ НАРЦИССИЗМА; СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК; СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ; МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ; NARCISSISM; MANIFESTATIONS OF NARCISSISM; MODERN TEENAGER; PERSONALITY STRUCTURE; PROTECTION MECHANISMS.


Аннотация: В статье рассмотрены особенности проявления нарциссизма у современного подростка. Выявлены и описаны свойственные подростковому возрасту характеристики неклинической нарциссической структуры: переживание грандиозности, стремление к доминированию через лидерский авторитет и фантазирование, вера в собственную уникальность. Выполнен краткий аналитический обзор теоретических взглядов на формирование нарциссизма в период пубертата.

Благодаря появлению новой политической, социально-экономической парадигмы конца прошлого века, стала происходить переориентация в ценностях людей, особенно остро эта тенденция наблюдается у современного молодого поколения. С развитием капитализма и персонализацией происходит проникновение западных ценностей индивидуализма и необходимость к ним адаптироваться. Основной яркой особенностью становится нарциссизм, проникающий благодаря мультикультурализму с трансляцией определённых медийных стереотипов [8]. На этой почве происходит искажение картины собственного Я в формирующемся самосознании человека подросткового возраста [7]. В связи с этим, встаёт необходимость изучения феномена нарциссизма как особенности развивающейся личности. Целью данной статьи является анализ проявлений нарциссизма в структуре личности современного подростка.

Нарциссизм, согласно психодинамическому представлению, есть концентрация психического внимания на себе; выдерживающая эмоциональный баланс за счет уверенности и убеждённости в своих силах [1]. Обладателями нарциссизма становятся интроецированные объекты, охваченные различными эмоциональными реакциями мнения о себе через базовые эмоции доверия, ненависти, недоверия, благодарности, любви, зависти, ревности и жадности. Е.О. Шамшикова, занимаясь изучением причин возникновения нарциссизма отметила, что в психической структуре у подростка нарциссизм является настолько проявленным, насколько это необходимо в силу защиты развивающейся личности подростка, как способность осознавать свои способности и негативные его аспекты и вырождаться в определенные нарциссические состояния [8].

Формирование личности, организованной по нарциссическому типу, происходит в младенческий период активного взаимодействия ребёнка и матери. Основа динамики формирования находится в наполнении психического мира ребенка любовью, материнской заботой, и телесными контактами. Подобное заполнение даёт ребёнку способность воспринимать личное мнение с положительным оттенком о себе как о имеющем право на любовь значимого человека и благодаря этому ощущать удовлетворение. Эта заполненность становится мерой, благодаря которой развивающаяся личность представляет себя в социуме, и критерием того, как тот же самый охватывающий внешний мир даёт ему оценку. Полная наполненность позитивными эмоциями даёт возможность спокойно осознавать, как положительную, так и отрицательную обратную связь в отношении себя. Ребёнок, ощущающий любовь со стороны родителей, на всю жизнь получает навык через присутствие всего конгломерата переданных ему положительных эмоций проявлять их вовне, к другим индивидам [2].

Из вышеизложенного можно сказать, что нарциссизм личности осуществляет свою деятельность через работу глубинной внутренней инстинктивной потребности в удовольствии от позитивных эмоций. Негативно-окрашенные эмоции от ситуации становятся проявлением неудовольствия от интроецированных чувств с необходимостью защиты от них. Можно сказать, что психика (Эго) посредством нарциссизма оберегает свою неразрушенную внутреннюю часть, где присутствует позитивные чувства. С большей заполненностью структуры нарциссизма позитивными эмоциями, становятся и более созревшими и разнообразными варианты поведенческой активности самой личности и тем меньше проявление психологических защит. Степень удовлетворенности позитивными основными чувствами личности по типу нарциссического механизма определяет уровень соответствующего функционирования высших психических функций. Речь идет о познавательном процессе, который переживает трансформацию со стороны основных эмоций, выражающих отношение к самому себе. Отражение изменения ментальной функции личности лежит в бессознательной репрезентации действительности в соответствии со знаком эмоциональной окраски базовых чувств. Например, память может вытеснять ситуации, которые актуализируют неприятную для личности самооценку. Фокус внимания может быть рассеян или навязчиво сосредоточен на чем-то одном. Фантазия воображения может создавать иллюзорные сценарии развития событий. В вербальном выражении могут возникать неточные действия — оговорки. В мыслительной психической функции изменения могут влиять на мыслительные операции такие как классификация, анализ, конкретизация, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование и проявляться в «доказательных» выводах в сторону стремления обезопасить себя от принятия реальности, зачастую негативного образа себя [5; 7]. Страх принять изъяны (существующие или нет) превращает последовательность и логику мышления в преувеличенный вид субъективизма, без критики и проверки реальности. Заключительным результатом таких изменений становится приобретение временного удовольствия собой, уменьшение переживаний, а логическая цепочка размышлений приводит в итоге к стойкой убеждённости в своей правоте у подростка [4].

Анализируя эмпирические исследования изучающие особенности репрезентации нарциссизма и основываясь на гендерной половой дифференциации был выделен ряд особенностей проживания нарциссисма в период пубертата: вера в собственную уникальность, стремление к доминированию через лидерский авторитет и фантазирование [3]. При этом, примечательно, что проявление «грандиозности» у подростков может служить опорой для внутренней стабильности в этом периоде [5].

Как было указано ранее, закладывается нарциссизм на самых ранних уровнях либидинозного становления индивида. Согласно К. Абрахаму, база анализируемого нарциссического механизма основывается на поздней оральной стадии становления личности маленького ребёнка и соотносится с таким развитием объектной любви, на которой воспринятая эмоция обнаруживается в желании всеохватывающего слияния с объектом любви. Дебютируя именно с этой стадии и завершая генитальной в становлении энергии либидо и данное стремление установления эмоциональных связей с объектами любви отличается амбивалентностью. Проявления любви и ненависти ярко выражаются в подростковом периоде в своих пограничных формах, порой нежданно трансформируя друг друга, иногда без какой-либо визуально проявленной со стороны наблюдающего первопричины. Все это обнаруживается не только в чувственной, но и в ментальной сфере. Еще один признак патологичного нарциссизма — предрасположенность фантазировать о успехе, идеальной любви, — становится особенностью активности, свойственной для возраста пубертата. Подростки склонны к созданию подобных фантазий. Данная предрасположенность во многом исходит из грандиозной самооценки подростка, представления о великих успехах, которые нежизненны, излишне порывисты в чувствах. Однако при активности старших в семье или других родственников в стремлении «заземлить» подростка, он начинает агрессивно реагировать, используя различные типы незрелых защит и отгораживаться от внешнего мира. Эмоциональный ответ на ограничение нарциссической структуры в пубертатном периоде особенно ярко проявлены и легко различимы [1].

В созревшей нарциссической структуре представление о самом себе в меньшей степени не совпадает с мнением окружающих людей (особенно близких). Такая форма проявления нарциссической структуры личности может являться здоровым или созревшей степенью функционирования. Другой вид выражения нарциссизма образовывают отношения холодности, недолюбленности и безразличия. «Холодная» мать своим расположением провоцирует у ребенка отсутствие удовлетворённости и боязнь перед самим собой. Он начинает сам себя любить в силу своей детской (с элементами всемогущества) фантазии, создавать о себе самом собственное мнение, которое, естественно, сильно преувеличено [4].

Существует несколько точек зрения на причины повышения нарциссизма в подростничестве. С позиций теории Джеффри Арнетта [10], в возрасте 18–25 лет (возраст вступления во взрослую жизнь) человек склонен к экспериментированию с социальными ролями, сконцентрирован на себе и испытывает гамму чувств, от оптимизма, благодаря открывающимся возможностям, до растерянности и разочарования от столкновения с реальностью. С этими изменениями связывается увеличение показателей. Несмотря на то, что исследователи указывают на характерность для подросткового возраста нарциссизма в структуре личности, тем не менее с возрастом он снижается, начиная с 40 лет [11]. С позиций теории жизненной истории, разработанной в рамках эволюционной психологии, высокие показатели нарциссизма могут рассматриваются как результат реализации условий жизни, располагающих к формированию «быстрых» стратегий [13]. Люди, находясь в ситуации постоянного риска и недостатка ресурсов, более склонны к рискованному и импульсивному поведению, использованию насильственных или противозаконных методов для приобретения необходимого им ресурса.

Индивид, не ощущая себя в безопасности, испытывая беспокойство и тревогу, исходящую из переживания неопределенности и беспомощности, вынужден искать внешние варианты регуляции своего состояния, так как из-за отсутствия должного детского подкрепляющего опыта и научения преодоления фрустрации не способен задействовать внутренние психологические ресурсы самостоятельно. Такой паттерн поведения формируется в том числе вследствие абсолютизации фрустрирующего фактора, интерпретированного индивидом в соответствии с присутствующей у него дезадаптивной схемой [6; 9]. Одним из таких внешних вариантов преодоления переживания неопределенности и беспомощности является употребление наркотических веществ, выступающих в качестве деструктивной защиты от неоднократного пренебрежения потребностями ребенка или чрезмерного их удовлетворения.

Структура самоотношения подростков, склонных к нарциссизму, характеризуется конфликтностью и преобладанием самообвинения над аутосимпатией, что ведёт к искажённому восприятию образа «Я». Их поведение характеризуется как чересчур негативным отношением к себе, так и чересчур положительным возложением на себя неоправданных надежд, гиперболизированным чувством вины, а также зависимостью от мнения окружающих. Как следствие у таких подростков возникают трудности в процессе социализации, выражающиеся в отношении к обществу, как к источнику только положительных оценок, отказе от общепринятых норм и ценностей, конфликтному отношению как к себе, так и окружающим [3]. Исходя из этого, могут прослеживаться оппозиционность по отношению к критике, трудности в реализации своих аффективных переживаний и проявлений их через нарциссический стыд и гнев [12]. Например, с трудностями в освоении учебного предмета, который нравится подростку он может полностью его обесценить, чтобы преодолеть ощущение стыда.

Подводя итог, можно сделать вывод, что нарциссизм современного подростка, развиваясь в следствие онтогенеза индивида, непрерывно причиняет сокрушительное действие на его ментальную работу, добиваясь разгара, собственно, в подростковый возраст. Помимо этого, через слабо организованные защиты, которые камуфлируют проявления этой активности, последствия этого обнаруживается довольно ярко. В результате этого, пубертат может стать полезным и важным этапом в становлении индивида для обнаружения степени взрослости нарциссизма, а также для формулировки характера проявленности базовыми чувствами.


Список литературы

  1. Абрахам К. Исследования о самой ранней прегенитальной стадии развития либидо / К. Абрахам // Характер и развитие / пер. с нем. под науч. ред. С. Ф. Сироткина ; предисл. В. М. Лейбина. — Ижевск, 2007. — С. 3—34.
  2. Адамович Т.В., Егорова М.С., Бобряшова И.А. Развитие темной триады у подростков и ее связь с порядком рождения // Психология xxi века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Издательство: ООО «Издательство ВВМ» (Санкт-Петербург). – 2018. – С.11-18.
  3. Андреева А. Р., Египко Т. А., Туранцева О. А. Изучение образа «я» и структуры самоотношения подростков, склонных к нарциссизму научный журнал дискурс // Издательство: Общество с ограниченной ответственностью «Исследовательская компания «ДИСКУРС» (Москва). — 2017. — №5 (7) — С. 103-118.
  4. Андрюшин И. И., Алексеев Д. Е., Нарциссизм и когнитивная сфера личности в системе отношений к себе и другому// Мир психологии Издательство: Московский психолого-социальный университет (Москва)., 2011. — 3 (67) – С. 216-222.
  5. Джонасон П.К. Возраст и Темная триада: снижение показателей черт Темной триады и увеличение их согласованности на протяжении жизни // Психологические исследования. 2015. Vol. 8, № 43. С. 3–3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 10.03.2019).
  6. Кадыров Р. В., Догадина В. А., Ильина И. С. Ранние дезадаптивные схемы в генезе аддиктивного поведения // Вектор науки тольяттинского государственного университета. серия: Педагогика, психология., 2018. — № 3 (34). — С. 64-70.
  7. Коновалова Ю. В. Исследование взаимосвязи нарциссических черт личности и Я-концепции личности подростков // Развитие человека в современном мире материалы vii всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. — 2016 Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск), 2016. – С.105-116.
  8. Шамшикова Е. О. Подростковый нарциссизм: проблемы и перспективы / О. А. Шамшикова [Текст] // Развитие человека в современном мире: материалы всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск: НГПУ, 2006. – С. 32-49.
  9. Эльзессер А.С., Люкшина Д.С., Боленкова Е.Ф. Концепция ранних дезадаптивных схем в структуре когнитивной психологии // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования., 2018. — Т. 7. № 5 — С. 144-149.
  10. Arnett J.J. Emerging adulthood: A theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. Vol. 55. P. 469–480.
  11. Barlett C.P., Barlett N.D. The young and the restless: Examining the relationships between age, emerging adulthood variables, and the Dark Triad // Paid. 2015. Vol. 86. P. 20–24.
  12. Foster J.D., Campbell W.K., Twenge J.M. Individual differences in narcissism: Inflated self-views across the lifespan and around the world // Journal of Research in Personality. 2003. Vol. 37, № 6. P. 469–486.
  13. McDonald M.M., Donnellan M.B., Navarrete C.D. A life history ap- 17 proach to understanding the Dark Triad // Personality and Individual Differences. 2012. Vol. 52, № 5. P. 601–605.