УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ УЗБЕКСКОГО ЭТНОСА

№19,

Психологические науки

Бурханов Жавлонбек Бахром угли


Ключевые слова: УЗБЕКСКИЙ ЭТНОС; УЗБЕКСКАЯ КУЛЬТУРА; ОСТРЫЕ СТРЕССОВЫЕ РЕАКЦИИ; ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ; UZBEK ETHNOS; UZBEK CULTURE; ACUTE STRESS REACTIONS; EXTREME SITUATION.


Аннотация: В статье рассмотрены важность изучения и учитывая в процессе оказания психологической помощи этнического аспекта у пострадавших. Сделано предположение об особенностях проявлений стрессовых реакций в экстремальных ситуациях у узбекского этноса.

Считывание этнических уникальных характеристик, внимание к культурным ценностям даёт возможность осознанию уважения разных культур, важности места народа, помогает выработать правила межнационального общения, справиться с межнациональными барьерами в процессе связей «пострадавший — психолог» в условиях чрезвычайной ситуации. Анализ трудностей этнических характеристик разных народов важно для деятельности психолога-специалиста, так как разрешает сконструировать действенные подходы к межэтническому контакту, разрешить существующие задачи межличностной коммуникации, безупречно организовать персональную работу с клиентом, учитывая культурно-этнические особенности личности [10]. Стремление помочь работников психологической службы при нехватке взаимопонимания и фиксации этнопсихологических характеристик, пострадавших может способствовать неблагоприятным результатам и снижению действенности проявленной помощи, а также к активности, получает ответ осложнением симптоматики. Качество оказания экстренной помощи связана с работой психолога — специалиста, обладающего знаниями и берущего в учет этнопсихологические особенности пострадавших [1; 10].

Рассмотрим особенности нравственно-этических основ взаимодействия в культуре этноса. Узбеки базовыми критериями становления морально-нравственного поведения человека, по результатам социологического исследовании, назвали – социальное окружение (45,8 %), «махаллю» (56,5 %), учреждения образования (49,6 %), семью (80,9 %). Отличительной особенностью свойственной для индивидуального сознания узбеков является главенство духовно-нравственных ценностей. Они восхищаются знаменитыми предками, гостеприимством, историческим наследием и трудолюбием. Ценным тезисом в понимании узбеков является «ангиша», которое передаёт изначально доброе восприятие промахов, снисходительное отношение к агрессивному поведению [7].

Морально-нравственная основа души узбекского этноса – внимательное отношение к старшим по возрасту. Правилом этого наследия является — везде с почитанием общаться с пожилыми людьми. Общепринятое внимательное обращение к старшим отражается через приветствие пожилых людей первыми, освобождение своего места для них в публичных местах, не перебивать говорящих речь старших [8].

В отношении гендерных норм в этнической культуре в традиционном семейном воспитании детей народов узбекского этноса четко прослеживается гендерный аспект: укоренившимся в обычаях особым уважение пользуются представители мужского пола: мальчики воспитываются как мужественные, как продолжатели рода, главные защитники семьи и наследники ее имущества [9].

Издавна принято в гендерных взаимоотношениях при неформальном общении уменьшать время коммуникации. Женскому полу присуща большая эмоциональная выразительность с выражением её как через ласку, так и с вероятностью её проявления и через негативную лексику. Мужчинам характерна в речи точность и лаконичность в высказываниях. Как отмечает Шахабитдинова Ш. Х. в коммуникации узбекского этноса фигурирует обычай не обращаться по имени между людьми в законных брачных отношениях. Данное неписанное предписание привело к возникновению нормы отношения к партнёру как «отец» или «мать» при озвучивании сначала перед именем мужа или жены имени первого ребенка. Несмотря на то, что обращение между узбекским мужем и женой по имени в современных реалиях распространяются повсеместно, однако есть случаи, которые велят применение формально предписанных форм обращения. В частности, обращение к старшим родственникам семьи в присутствии постороннего человека рядом по имени и в двадцать первом веке табуировано. Табу в обращении по имени к представителям мужского пола является более формализованным, то есть позиция социума узбекского к тому, что мужчина может назвать представительницу женского пола по имени допускается в большей степени, в то время как аналогичное обращение жены к мужу, представляется недопустимым. Особенные гендерные взаимоотношения в общении друг с другом тесно связаны с традиционной узбекской ментальностью. Узбекский этнос перенёс достаточно бурную историю в своём прошлом. Ценности народа и духовные истоки, оформившиеся в сплочённых контактах с разными народностями, а также связанными с историческим опытом различных арабских и азиатских царств. Отношения между мужчинами и женщинами и их коммуникация – отражения синтеза этих факторов, существующих у племён, живущих на земле и кочующих, исповедующих ислам и представителе анимистических религий [2; 3; 9].

Из покон веков люди уважают и берегут семейные, детско-родительские укоренившиеся обычаи отношений в этнической культуре как одно из необходимых достояний, ибо стабильная страна основывается на прочных семейных узах [2]. Сафиязова Д. Ж. в своей работе анализирует отношение к семье в хронологическом контексте. Например, Тумарис, из героического узбекского эпоса, жертвенно боролась, ради спасения от недругов свободы, прежде всего своей семьи и родителей. Мифический герой Алпомыш отправился в дальние степи Калмыкии, чтобы спасти свою любимую Барчину. Темур Амир – знаменитый командующий войском прежде всего ставил родовое достоинство [4; 5].

Основной неписанный закон и правило семьи для узбекского этноса — это святость семьи, важность ответственности за воспитание детей и обязанность перед родителями, охрана семейной чести и достоинства. На сегодняшний день родовые обычаи вновь получают свою важность вместе с возрождением памяти о аутентичности узбекского этноса. В семьях главную роль имеет заметный авторитет и почтительное отношение к предкам. Растёт число граждан, убеждённых в ценности родительского благословения и выбор партнёра для вступления в брак [5; 6]. В узбекском народе принято к отцу и матери, а также к другим представителям старшего поколения обращаться на «Вы». Обращение с применением только имён без приставок не практикуется. При озвучивании имени к нему пристыковывается особенные приставки в соответствии с возрастом, например: «собир ака» — буквально «старший брат, это форма отношения не только к братьям — родственникам, а также к представителям мужского пола узбекского народа, при общении с чуть старшими в отношении говорящего делают приставку «мавлуда хола» — буквально тетка со стороны матери, уважительное обращение к намного старшей по возрасту пожилой женщине рода, «акром тога» — буквально «дядя по матери как уважительное обращение к старшему мужчине в роду и «фарход амаки» дословно — дядя со стороны отца как обращение с почтением обращение к старшему мужчине [9].

Присутствующие хорошо развитые родственные узы каждая семья представляет своим наследием и поэтому существенное внимание развитию родственных чувств с измальства. Подавляющее большинство также уверено, что узы родства можно считать благополучными, когда есть потомство, а также осознание, уверенность и взаимоуважение, чувство любови, а также финансовое благополучие, стимулирующее высокий уровень жизни [5].

К этнически-психологическим характеристикам узбекского народа имеют отношение братство, храбрость, мотивация аффилиации и стремление проявить гостеприимство. Для узбеков не характерна концентрация на личном народе, они либеральны также в случае заключения мраков между партнёрами из разных этносов и национальностей. В этнопсихологической структуре характеристик, представлены ориентации ценностей, характерные как для патриархальной, так и для современной бурно формирующейся в сторону вестернизации культуры [2; 3].

Таким образом, можно сделать предположения о поведении и переживаниях узбекского этноса в чрезвычайных ситуациях. Необходимо отметить, что к этнически-неспецифическому психологическому ответу и поведению относятся формы, которые показывают представители в большинстве культур, происходящие в социально-психологической, когнитивной, эмоциональной сфере. Такие острые стрессовые реакции, как апатия, психомоторное возбуждение, истерика, страхи, плач, тревожность/ Среди специфических (уникальных) характеристик переживания острых стрессовых реакций представителями узбекского этноса, вероятны, истероидные массовые типы реагирования среди женского пола. Демонстрирование реакций агрессивных реакций, заторможенности, среди пострадавших редко. Можно предположить, для преобладающего числа мужчин узбекского этноса не свойственны сильные эмоциональные реакции [10].

Можно подытожить, что в случае ситуации экстремальной для народности узбеков характерно в поведении действовать коллективно. Если рядом находятся люди, обладающие способностью самообладание сохранить, обстановку оценить правильно, определённо и бесстрашно поступать в соразмерности с ситуацией в условиях групповой экстремальной ситуации, будет реальна адекватная реакция. Выше было проанализировано дефиниция института «махалли», организация граждан, оказывающая помощь в разрешении общих задач родовой общины и соплеменников. Можно предположить, подобная прицельное устройство в экстремальной ситуации будет импульсом для разрешения общественных проблем и для узбекский людей значительно преобладает в рамках коллективности и жизни в поддерживающей каждого члена общине. Подобная основа даёт необходимость для учитывая этих особенностей во время оказания психологической работы в практической деятельности психолога.


Список литературы

  1. Кадыров Р. В. Ильина И.С., Волкова Е.Е. Стиль руководства и трудовая мотивация у сотрудников экстремальных профессий // Научное обозрение. – 2015. — С. 355-362.
  2. Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Ўзбекистон. 1997. — 131 с.
  3. Каримов И. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т 8. – Т.: Узбекистон», 2000 – 512 с.
  4. Латыпов И. А. Культура как фактор формирования жизненных ценностей российских студентов и студентов из Узбекистана // Вестник института социологии. Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия / №1. Том 9. — 2018. — С. 156-170. DOI: 10.19181/vis.2018.24.1.502
  5. Нажмидинова К. Национальная нравственная культура в семейном воспитании в Узбекистане// Журнальный клуб Интелрос Credo New. – №4. – 2012.
  6. Назаров Н. А. Этнос и национальное самосознание // Вестник ВГУ. Серия: Философия. №3. — 2017. — С. 178-184.
  7. Назаров А. Авезов О. Формирование узбекского этноса// Scientific e-journal. «PEM: Psychology. Educology. Medicine». — №2. — 2014. — С. 119-124. ISSN 2312-9352
  8. Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 170-172. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3771/ (дата обращения: 09.05.2019).
  9. Шахабитдинова Ш. Х., Мирзаахмедова Ю. А. Специфические черты отражения гендерных отношений в речи узбеков // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. — Вып. 103. — 2016. – С. 102-105.
  10. Филиппова М.В. Культурная и этническая принадлежность как фактор регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2015.— №5.— С. 128 -132.