УДК 364

О РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРАКТА В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ ХАКАСИЯ

№19,

Социологические науки

Сагалаков Иван Анатольевич


Ключевые слова: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ; ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ; СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ; SOCIAL CONTRACT; RECUPERATION OF CHILDREN; SOCIAL SERVICES.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы оказания социальных услуг, в том числе и в решении проблем оздоровления детей, на основе заключения социального контракта.

Социальный контракт представляет собой договор о взаимных обязательствах между получателем адресной социальной помощи и государством в лице органа, уполномоченного на предоставление государственной социальной помощи, призван помочь малообеспеченным гражданам улучшить свое социально-экономическое положение.

Категории детей, имеющих право на меры социальной поддержки в организации отдыха и оздоровления в Республике Хакасия:
1) дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации (за исключением детей, оставшихся без попечения родителей);
2) дети, состоящие на диспансерном учете в медицинских организациях Республики Хакасия, за исключением детей, имеющих право на санаторно-курортное лечение за счет средств федерального бюджета;
3) дети из семей ветеранов боевых действий;
4) обучающиеся, достигшие особых успехов в изучении предметов; призеры, лауреаты, дипломанты, победители конференций, олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований и иных конкурсных мероприятий; участники международных, всероссийских мероприятий; участники профильных смен, прошедшие отбор в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, уполномоченным Правительством Республики Хакасия;
5) дети работников, погибших (умерших) в результате несчастных случаев на производстве;
6) дети из семей, где один из родителей является работником бюджетной сферы;
7) дети из неполных семей и многодетных семей;
8) дети из семей коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих на территории Республики Хакасия;
9) дети из семей, в которых один из родителей является инвалидом;
10) дети из семей, где один из родителей занят в сельском хозяйстве;
11) дети из семей, где один из родителей является работником промышленного предприятия, строительной организации, организации транспорта, связи, коммунального комплекса;
12) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Основные принципы заключения социального контракта: потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта; социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту; социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъясняет возможности социальных служб в оказании поддержки; контракт должен быть сформулирован таким образом, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для достижения своих целей и задач; при заключении контракта реализуется принцип последовательного структурирования; контракт должен отражать не только специфику работы социальных служб, но и быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам, либо ситуации клиента или члена его семьи.

Задачами заключения социального контракта: сделать возможной социальную и профессиональную регенерацию клиента (получателя помощи) и его непосредственного окружения (семьи) в целях приобретения достаточной независимости от социальной системы и полноценного участия в жизни общества; обеспечить, чтобы его близкое семейное окружение, в частности дети, как можно раньше осознало и взяло на себя подобную ответственность; заставить осознать тот факт, что если у общества есть обязанности по отношению к своим гражданам, то и сами граждане должны оказывать обществу посильное содействие; в краткосрочной перспективе обеспечить гражданину стабильную интеграцию в общество путем доступа к достойному жилью, медицинской помощи, адаптированной к данной ситуации, психологическому и социальному сопровождению; в более долгосрочной перспективе сделать человека полностью независимым, в частности, через получение им достойно оплачиваемой работы в том числе и по решению проблем в оздоровлении детей.

1. Преимущественно обращаются за социальной помощью на основе социального контракта многодетные семьи, но также одиноко проживающие граждане.

2. Количество обращений за данным видом помощи в настоящее время увеличилось, но следует заметить, что большинство обратившихся за социальной помощью на основе социального контракта не подходят по критериям для получения социального контракта.

Специалисты отмечают, что проблемой отказа от заключения социального контракта является тот факт, что для получения данного вида социальной помощи необходимо предоставить большое количество документов, но также граждане при сборе документов сталкиваются с тем, что приходится оформлять дополнительные документы, не прописанные в основном перечне.

3. Специалисты отмечают, что большинству обратившихся за помощью на основании социального контракта приходится отказывать, в связи с тем, что заявители не соответствуют критериям, указанным в статье 3 Закона Республики Хакасия от 21.02.2014 года №11-ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия». На основании данной статьи специалисты отказывают в социальной помощи большинству граждан.

4. При реализации социального контракта специалисты не столкнулись с проблемами, некоторые из специалистов указали на проблему межведомственного взаимодействия при заключении социального контракта.

5. Со слов специалистов, мониторинг социального положения получателя, после окончания, ещё не осуществлялся, пояснив это тем, что многие социальные контракты еще не окончены.

6. Большинство специалистов не нуждаются в дополнительной информации и семинарах, но некоторые специалисты желали бы получить дополнительную информацию. С мнением большинства специалистов управлений социальной поддержки населения городов и районов не согласен ведущий специалист Министерства социального развития Республики Хакасия. Ведущий специалист отмечает, что за консультацией по социальному контракту обращаются большинство специалистов управлений социальной поддержки населения.

Реализация технологии оказания социальной помощи на основании социального контракта в регионах РФ принесла положительные результаты. Тенденция роста желающих заключить социальный контракт говорит об эффективности и востребованности данного вида помощи. Опыт показал, что эффективность социального контракта заключается не только в улучшении качества жизни и повышении доходов малоимущих семей, но и в мотивации на самостоятельный выход из трудной жизненной ситуации за счет обеспечения источником постоянного дохода. Как показывает результат выход семьи на «самообеспечение», улучшение качества жизни, социально-экономического благосостояния при внедрении социального контракта в данных регионах, была полностью достигнута. Малоимущие граждане, получающие данный вид помощи, смогли выйти на самообеспечение и перейти из разряда получателей социальной помощи в разряд налогоплательщиков.

При опросе специалистов управлений социальной поддержки населения и Министерства социального развития Республики Хакасия были выявлены такие проблемы как:
1. Организационные проблемы (Недостаточное выделение средств из республиканского бюджета на финансирование социального контракта; при заключения социального контракта появляются дополнительные документы, которые не указаны в основном перечне документов установленных Законом Республики Хакасия от 21.02.2014 года №11 — ЗРХ «Об оказании государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам на основании социального контракта в Республике Хакасия»; недостаточное межведомственное взаимодействие органов государственной власти при заключении социального контракта.
2. Информационные проблемы (Недостаточное информированность граждан о новом виде социальной помощи на основании социального контракта и отсутствие информации о социальном контракте, и ходе его реализации на сайтах Министерства труда и социального развития и Управлений социальной поддержки населения городов и районов Республики Хакасия.).
3. Кадровые проблемы (Проблема в недостаточной информированности специалистов по некоторых аспектам касающихся социального контракта).

Для разрешения выявленных проблем нами были разработаны рекомендации по внедрению социального контракта в Республике Хакасия: финансовое обеспечение по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта требует финансирования в связи с природными пожарами, возникших 12 апреля 2015 года на территории Республики Хакасия, что повлекло к увеличению нуждающихся в социальной помощи; управлениям социальной поддержки населения разместить на стендах информацию о новом виде социальной помощи на основании социального контракта, так же нами был разработан буклет с кратким содержанием информации о социальном контракте; Министерство социального развития Республики Хакасия проинформировать граждан о новом виде социальной помощи на основании социального контракта повторно через телевидение и СМИ; разработана схема исчерпывающего перечня документов по каждой категории получателей социального контракта; Министерство социального развития Республики Хакасия провести семинар представителей учреждений для улучшения межведомственного взаимодействия; Министерство социального развития Республики Хакасия провести семинары по социальному контракту, в связи с недостаточными знаниями и навыками специалистов Управлений социальной поддержки населения; Министерство социального развития Республики Хакасия провести методику оценки эффективности оказания социального контракта при предоставлении отчетов Управлений социальной поддержки населения городов и районов.


Список литературы

  1. Закон Республики Хакасия от 01 апреля 2010 года N 11-ЗРХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия с изменениями на 30 октября 2018 г.
  2. Социальная политика. Теория и практика. Учебно-методическое пособие / Г. А. Ахинов, С. В. Калашников — М.: Издательство «Экономика» 2008. 312 с.
  3. Социальный контракт: от заключения до исполнения: Учебно-методическое пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. — М.: Издательско-торговая организация «Дашков и К», 2012. – 169 с.