УДК 34

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

№19,

Юридические науки

Щитнева Елена Владимировна


Ключевые слова: ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ; ПРАВО; LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES; RIGHT.


Аннотация: В статье рассматриваются основные права и обязанности детей, имеющих нарушения зрения. Статья раскрывает содержание понятий: лицо с ограниченными возможностями здоровья, специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», который был принят в 2012 году впервые в истории отечественного образования ввёл новое правовое понятие — обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Федеральный закон дает такое определение обучающихся с ОВЗ — как физических лиц, имеющих недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждённые заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий [2].

Выделяют различные группы детей с ОВЗ. Одной из категорий таких детей являются дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие), которые не могут использовать зрение для познания и ориентирования.

Дети, имеющие статус ОВЗ по заключению ПМПК имеют определенные права обязанности.

Статус ребенка с ОВ3 и в школьном, и дошкольном возрасте дает: право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с психологом, логопедом, в условиях образовательной организации; право на особый подход со стороны учителей, воспитателей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка; право на конфиденциальность информации о состоянии психофизического развития, а так же неразглашении ее третьим лицам, не участвующим в процессе образования детей; право на выбор реализации адаптированной программы, рекомендованной ПМПК, как в образовательном учреждении по месту жительства, т. е. обычной общеобразовательной организации, так и в специализированном учреждении для детей с различными нарушениями развития.

Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует бесплатность и общедоступность дошкольного образования детей с ОВЗ, в том числе и детей с нарушениями зрения [2].

Закон подробно раскрывает вопрос о том, каким образом должно быть организовано обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Следует отметить, что психолого-медико-педагогическая комиссия не только обследует детей, но и даёт рекомендации по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи, а так же созданию для них условий в образовательных организациях с использованием адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ – основной или индивидуальной. ПМПК рекомендует родителям определить ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группу комбинированной направленности или группу компенсирующей направленности, где осуществляется инклюзивное образование. Такой подход позволяет активнее включать детей с ограниченными возможностями здоровья в жизнь общества и прививать им навыки общения. В законе «Об образовании» «инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [2].

При появлении детей в детском учреждении, которые предоставили заключение ПМПК о статусе «ребёнок с ограниченными возможностями здоровья», должны создаться специальные образовательные условия [3].

Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе об образовании трактуются как условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся. Они включают в себя использование специальных методов обучения и воспитания и образовательных программ, специальных дидактических материалов и учебных пособий, специальных технических средств обучения индивидуального и коллективного пользования, предоставление услуг ассистента (тьютора), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья[5].

Помимо основных, общих прав для всех детей, которые гарантирует российское законодательство, (право на получение бесплатной медицинской помощи, на жизнь, на воспитание в семейном окружении, на образование, право не подвергаться жестокому обращению), дети с ОВЗ имеют право получить инвалидность. А это в свою очередь дает право на реабилитацию, на санаторно-курортное лечение, на обеспечение специальными средствами передвижения, на безбарьерный доступ к жилым зданиям, учреждениям образования и здравоохранения, спортивным сооружениям, местам отдыха и учреждениям культуры.

Кроме этого лица с ОВЗ имеют право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячных выплат. Имеют право на бесплатные лекарственные средства по рецептам врача, а также на бесплатные специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов. При наличии медицинских показаний им предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение[1].

Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно[3].

Право на первоочередное обеспечение местами в лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях.

Материальное обеспечение инвалидов включает в себя денежные выплаты по различным основаниям (пособия, пенсии, страховые выплаты при страховании риска нарушения здоровья, выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, и другие выплаты), компенсации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации[4].

Дети с ограниченными возможностями имеют и многие другие права, гарантированные Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией и прочими законодательными актами Российской Федерации.


Список литературы

  1. Специальный доклад о соблюдении прав детей-инвалидов в Российской Федерации // Союз Веста: объединение помощи инвалидам. 2012. URL: http://vestaunion.ru/information/lgoty-i-prava-detej-invalidov/specialnyj-doklad-o-soblyudenii-prav-detej-invalidov-v-rossijskoj-federacii/ (дата обращения 10.05.2019)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 25.11.2013; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2014) // Российская газета, N 303, 31.12.2012.
  3. ФЗ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178
  4. ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001 № 166
  5. Источник: http://www.resobr.ru/article/59850-qqq-16-m8-deti-s-ovz-v-dou?utm_source=letternews&ustp=F&utm_medium=letter&utm_campaign=letternews_resobr.ru_newsdaily_05092016 (дата обращения 10.05.2019)