ЧЕЛОВЕК В НОВОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

№5,

Педагогические науки

Ильин Александр Геннадьевич (к.ф.н.)


Ключевые слова: ОБРАЗОВАНИЕ; ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО; АДАПТАЦИЯ К ПРОФЕССИИ; EDUCATION; INFORMATION SOCIETY; ADAPTATION TO THE PROFESSION.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы модернизации образования и развития личности в контексте современных цивилизационных изменений; выделены факторы, влияющие на развитие современной системы образования, и требования современной цивилизации к личности человека; сформулированы ведущие задачи педагогики постиндустриализма.

У будущего есть одно большое преимущество: оно выглядит в реальности не так, как себе его представляешь. Устремленность в будущее и современная тенденция к росту интенсивности жизни человека требуют от образовательных систем перестройки и модернизации. Каждое общество создает систему образования в соответствии со своей сущностью и уровнем социально-экономического развития. В системе образования отражаются проблемы и потребности общества в настоящее время. Образование превращает и направляет жизнь общества, сохраняя в нем все то, что имеет ценность для человека; определяет стратегию и реалистичные условия развития общества, превращая его из «общества сегодня» в «общество завтра», формирует новое мышление граждан, новое видение смысла жизни. В таком контексте образование выступает как одно из средств управления развитием общества [2].

Система образования вообще консервативная по своей сути. Именно поэтому, новации в образовании вызывают изменения в обществе, а наоборот, общественные изменения открывают путь новому в образовании, вызывают необходимость ее модернизации. Особенно такие кардинальные, которые произошли в нашей стране на пороге XXI века. Сегодня в России существует кризис классической идеи и модели образования, которая вызвала разрыв между условиями жизни общества, резко изменились, и образовательной системой, ее целями, содержанием и технологиями обучение, созданием искусственного интеллекта или биоинтеллекта [5].

Модернизация образования проявляется в поиске новых путей развития образовательных систем; разработке и экспериментальной проверке моделей опережающего развития учебных заведений в соответствии с развитием общества; нахождении равновесия, оптимального соотношения между «рыночными» образованиями и ее главной задачей — обучением, воспитанием, развитием личности, подготовкой ее к жизни в современном обществе, которые невозможно реализовывать исключительно по рыночным критериям. Состояние образования в государстве является показателем качества жизни общества, а потому в многих экономически развитых странах именно государство остается главным субъектом, который удерживает систему образования и определяет стратегические направления ее модернизации. Чтобы определить место образования в той или иной экономической системе, необходимо, прежде всего, выявить глобальные тенденции социально-экономического развития общества.

На развитие системы образования в современных условиях влияют следующие четыре взаимосвязанных фактора: 1) быстротечность процессов общественного развития; 2) социально-экономические трансформации в обществе, которые привели к появлению принципиально нового для нашей экономики и социального бытия явления — рынка труда; 3) процессы глобализации, которые откликнулись интеграционными тенденциями в мире; 4) информационный «взрыв» в обществе, обусловленный появлением новых информационных технологий и мультимедиа. На современном этапе, когда индустриальная стадия цивилизации трансформируется в постиндустриальную, информация становится доминирующим фактором развития экономики, глубокой модификации ее структуры. Формируется новая экономика — информационная. Вместе с тем, общее, что свойственно любой, — это люди, в их индивидуальной неповторимости. Именно поэтому, личностное развитие человека должно рассматриваться как неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса. Каждое общество воспроизводит себя через систему образования, транслируя следующему поколению те знания, умения, навыки, которые позволяют молодому человеку включаться в структуры общества, адаптироваться к их изменений, жить в обществе, реализовывать себя как в личностном, так и в профессиональном направлениях. С другой стороны, цивилизационные тенденции развития ставят новые требования перед человеком, а значит и перед образованием, что играет решающую роль в становлении каждой личности [3].

Важным является развитие системы укрепления здоровья граждан государства. «Существенное падение уровня физического здоровья среди молодёжи и взрослых, распространение среди них различных заболеваний ставит под угрозу экономическую, интеллектуальную и социальную стабильность нашего общества в самой недалёкой перспективе» [1].

В быстро меняющемся мире с высоким градиентом динамических преобразований увеличиваются интеллектуальное и соответственно психическая нагрузка на человека, количество конфликтных и стрессовых ситуаций. Человек постоянно находится в ситуации выбора, неопределенности будущего, нескольких потенциальных направлений действий в настоящем бытии[4]. Система образования, выполняя свою гуманистическую миссию, должен подготовить молодого человека к жизни в современном открытом мире. Любое общество, стремящееся к прогрессу, должно постоянно трансформироваться и адаптироваться к интегрированной мирового сообщества. Унификация и «глобальная совместимость» не отрицает того, что успех, развитие и процветания нации в значительной степени зависят от того, насколько полно характеристики национальной культуры и ментальности соответствуют параметрам политической и экономической систем. В таком контексте, глобализацию можно рассматривать как бесконечный процесс адаптации и приспособления.

Таким образом, в результате взаимодействия на глобальном уровне меняются нормы, что неизбежно приводит к изменений в середине общества и его социальных институтов. Возникает сложная и ответственная задача — как, не потеряв свою национальную культуру и духовность, достижения прошлого способствовать развитию такой системы образования, которая обеспечивать подготовку человека к жизни в новых социально-экономических условиях. И создание единой, обновленной системы образования, неотрывно от развития, формирования единого педагогического пространства, которое должно основываться на крупных открытиях педагогов-мыслителей всех стран и народов.


Список литературы

  1. Алферьев А.В. Развитие физической культуры и спорта / А.В.Алферьев // NovaUm.ru, 2017, №5. URL http://novaum.ru/public/p121
  2. Сабиров А.Г. Информатизация современного образования в контексте философского видения // Проблемы и перспективы информатизации физико- математического образования материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 3-5.
  3. Sabirov A.G. Heuristic potentials of biographical method in historical and phlosophical studies // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. Т. 6. № 3 S3. С. 249-254.
  4. Sabirova L.A. Diversity of demonstration of the russian mentality in the modern russian society // Research Journal of Applied Sciences. 2015. Т. 10. № 10. С. 633-637. URL — http://kpfu.ru//staff_files/F1658552058/Skopus.pdf (дата обращения 11.02.2017)
  5. Smirnov S.V. Modern Anthropological Decadence: Sources, Essence and Ways to Overcome / S.V. Smirnov // The Social Sciences, №10, 2015. pp. 1756-1759. URL — http://shelly.kpfu.ru/e-ksu/docs/F1484499739/ODERN_ANTHROPOLOGICAL_decadence_sources__essence_and_ways_to_overcome.pdf (дата обращения 11.02.2017)