УДК 159.9

КУЛЬТУРНО-ЭТНИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЙ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ У ЭВЕНКОВ

№19,

Психологические науки

Безлюдная Мария Владимировна


Ключевые слова: ЭВЕНКИ; ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ПСИХОЛОГИЯ ЭТНОСА; ПЕРЕЖИВАНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ; EVENKS; ETHNIC CULTURE; PSYCHOLOGY OF ETHNOS; EXPERIENCES IN EXTREME SITUATIONS.


Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос важности этнической принадлежности и её воздействие на поведенческую активность в чрезвычайной ситуации. Сделан теоретический анализ исследований, связанный с выявлением нравственно-этнических основ коммуникации у эвенков, гендерные особенности взаимодействия, характерные черты детско-родительских отношений, и в целом психологическая структура исследуемого этноса. Это позволило составить общий портрет этноса эвенков и сделать предположение о возможных стрессовых реакциях в поведении в случае чрезвычайной ситуации.

Последнее время обращается внимание на культурно-этнические особенности представителей различных народностей в области экстремальной психологии, оказавшихся в экстремальных ситуациях. Работники психологической службы сталкиваются в рамках оказания помощи с различными как неспецифичными аффективными реакциями, так и с со специфичными которые имеют отличную характеристику в зависимости от этнической принадлежности, что вызывает определённые требования к специалистам с ними взаимодействующими [6; 8; 9].

Самосознание растущей личности формируется в социальной ситуации родительской семьи, которая является активным транслятором культурно-нравственных установок этнической группы, имеющей один язык [1]. На современном этапе, человек может себя идентифицировать как в рамках своего этноса, так и той территории, где проживает, перенимая современные светские ценности. Однако, приобретённый детский опыт и усвоенная культурная традиция подспудно влияют на жизнедеятельность и как подтверждают исследования при переживании острых стрессовых реакций [7].

Для учёта этнических характеристик эвенков в чрезвычайных ситуациях необходимо уделить время изучению особенностей нравственно-этнических основ взаимодействия в культуре этноса эвенков.

В начале двадцатого века особенностью жизни этноса эвенков была принадлежность к хозяйственной жизнедеятельности: оленеводство, скотоводство, охота – предполагающая кочевой образ жизни. С приходом советской власти происходила резкая ассимиляция в советское общество через коллективизацию, внедрение колхозов и приучения к осёдлости. Происходило привитие советских ценностей, что с ростом уровня образованности, медицины имело положительный эффект. Однако, начался процесс обесценивания национального языка, традиционных культурных ценностей и знаний по ведению кочевого образа жизни [2].

Одним из базовых на структуру этнического самосознания и нравственных установок влияют религиозные верования, доминирующие в этносе. Эвенки владели классическими видами шаманства, интересно, что слово «шаман» является эвенкским (тунгусским). Человек, в соответствии с традиционными взглядами, несколькими обладал душами, и о них необходимо было заботиться: тело-душа (бэе, оми) в виде птицы, жизнь-душа (эгрэ) — душа-дыхание и душа-тень (хэян) — двойник. Эвенкская мифологическая традиция характерна тем, что эпос можно условно разделить на восточный и западный. Текст былин, в большей степени поэтический, включает в себя монологи героев. В отличие от восточного, где основное действие объединено с темой женитьбы героя, эпос запада рассказывает о межродовых войнах, детерминантной которых оказывается месть крови. Наиболее известны мифы о животных. Основная фигура эвенкийского эпоса — «медведь» — животное общеплеменное, старейший предок эвенков. Бытовые предания отражают взаимоотношения в семействе, возникающие в нём ссоры [4].

Жизнь эвенков контролируется уставом поведения иты («обычай, строй, закон»). Заветы всегда служат и выполняют воспитательной задаче. Они воспитывали у представителей этноса честность, доброту, уважение к старшим и были нацелены на возможность счастливой охоты, семейное благополучие и иные жизненные стороны [5; 11].

В структуру традиций иты входит обычай нимат. По этому завету трофей охотника не принадлежит ему как собственность. Когда эвенк охотиться на дикого оленя, медведя, то он должен совершить нимат – подарить камусы, шкуру и конкретные части туши пойманного зверя напарнику- соседу, который охотится вместе с ним. Сосед-напарник, принявший нимат, при благополучной охоте должен совершить ответный нимат как «отдарок». При ситуации, когда вместе несколько не родственных семей кочуют, то нимат принимает каждая семья в соответствии с очерёдностью. Кроме нимата, охотник угощает мысом других соседей, выходит равное разделение добычи. При этом берётся в расчёт состав семьи, если семья не маленькая, то пропорционально доля этой семьи обязана быть значительней [11].

Традиция гостеприимства распространена у народов всего мира. Нимат непременно получает заезжий гость. Эвенками также он строго соблюдается. Гостям жаловали подарки, сажали на самое почетное в чуме место (напротив входа за очагом). В течение ночи в чуме, где встречали гостей, люди не засыпали: рассказ преданий были слишком длинными, что окончить их к утру, не успевали. Представлялось в народе бестактным задавать гостю вопросы, не приветствовалось многословие, опасно переходящего в болтливость [7].

Самобытность самосознания данного этноса транслируется через речевой этикет. Он определяет общепринятые ценности – почитание старших, уважение, защиту достоинства женщины и культ матери, отцовский авторитет, преданность дому отца и гостеприимство. Наиболее значимой является сдержанность, умение владеть собой, контроль своего поведения. Значительное количество эвенкских пословиц-изречений, составляют свод принципов поведения, норм нравственности. Различные пословицы критикуют различные изъяны людей. Помимо почтительного отношения к этническим источникам, старшему поколению в целом, духам природы, в этих пословицах содержится обращение к скромности и честности. Например, «Деромоми бэе этэн сирарэ – украв, человек не одарит себя» [8, с. 35], другими словами, воровство не спасёт человека. В соответствии с переводом таких пословиц, произведённому А. С. Шубиным, о бессовестном, наглеце эвенк скажет «этот человек совершенно не имеет лица», а об потерявшем облик мерзавце «на твоём лице выросли волосы» или «ты обморозил свои глаза», то есть, не стыдно такому смотреть людям в глаза [8].

Отсутствие следованию объединённых с ңэлэмо табу влечёт за собой непременное наказание – различные жизненные «провалы», вплоть до летального исхода. Воздаяние за грех не предписывается, оно может обнаруживаться через длительный промежуток времени и даже наследоваться. Интерпретация человеческой жизни через призму греха и вознаграждения служит широко применяемой моделью размышлений эвенков. Исследование эвенкийских пословиц, благопожеланий даёт возможность говорить о такой самобытности эвенкийской языковой личности, как осмысление себя как части общего и стремление следовать традиционным моделям своей вербальной активности. Именно поэтому в эвенкийской вербальной культуре издревле числились вечными ценностями немногословие, неторопливость и особенно эти качества, ценились в мужчинах [3; 5].

Гендерные нормы в этнической культуре эвенков характеризуются рядом особенностей свойственным традициям. Так, в XIX в. в народности у эвенков преобладала малая семья, до 14 человек, а в зажиточных семьях зачастую — многоженство (до 6 жён). За супругу платили выкуп — калым (тори), который мог быть изменён работой в семье будущей супруги в продолжении одного — трех лет. Мужчина, отец являлся всегда главой семейства, который и определял жизненные планы семьи [5].

Женщинам при приёме гостей в большей степени было свойственно проявлять эмоции: после приветствия руками они, излучая радость и нежность, прижимались поочередно обеими щеками друг к другу. Женщина старшая по возрасту, целовала гостью нюханьем [5].

Структура табу, питающая поведенческую активность эвенков довольно развита. Ңэлэмо как форма запретов охватывает разноплановый круг каждодневной деятельности определённым образом регламентирующие поведене по гендерному признаку. Примером правила о необходимости найти себе пару в жизни, жениться или выйти замуж может являться «всяк живущий пару себе находит, всяк свой корень имеет», а уважения женщине-матери – «как бы ты родился? Женщина семейство своё трудом рук своих содержит». Словно завет идти стопами предков «матерей и отцов тропу торя, по следу их, идя, живи» [3]. Благодаря развитому почитанию культа старших и уважению к женщине-матери можно отметить о том, что мнение женщины в семье всегда учитывалась несмотря на патриархальные традиционные правила жизни.

Существовала, однако, распространенная разновидность женских табу таких как употреблять различную пищу. Учёными выделено более 20 табу, связанных с пищей. Например, маленьким девочкам не позволялось есть голову и мозг налима, иначе в будущем их младенцы будут слюнявыми; также им не позволялось есть головной мозг и лося, по причине того, что во время грудного кормления молоко может исчезнуть. В традиции эвенков табу (оде), предназначенные женщинам подразделяются на пищевые, охотничьи и касающиеся взаимоотношений матери и ребенка. Представим некоторые из них. Например, взрослым женщинам не позволялось есть медвежью брюшину, чтобы самочувствие не ухудшилось во время беременности, с его головы мясо, почки, печень – чтобы роды были лёгкие; также женщинам не позволялось перешагивать через верхнюю одежду мужа, его тропу охотника, подстилку на которой свежевали зверя и посуду. Женщине, с ребёнком «под сердцем» не позволялось трогать крюк подвесной для котла, иначе глупость будет сопутствовать ребёнку, подвешивать крюк, чтобы он немым не родился, на нож наступать, переходить через пилу и топор, чтобы не было режущих болей в животе в процессе родов; ребенка ночью нельзя выносить на улицу, чтобы их «не съел» агрессивный дух; на ночь не мыли лица ребенку, чтобы он его не узнал. Также женщина беременная не может ступать на олений недоуздок. Если наступит, то ребенок в животе может в пуповине спутается или по тому же поводу могут быть осложнённые роды [5].

Рассмотрим традиции детско-родительских отношений в этнической культуре эвенков. Воспитание у эвенков, обучение всем важным навыкам проходило на семейном уровне. Методика педагогики эвенков базируется на подражании, на повторении проверенных и испытанных опытом действий и навыков. Особого внимания может удостоиться ряд специальных методов и приёмов воспитывающего воздействия на внимание ребёнка. К таким приёмам относятся манипулирование категорией ңэлэмо (грех) [10].

У эвенков дети являются объектом воспитания не только близких, но и общины. Воспитание ребенка воспринимается как воспитание себе подобного, хранителя, кормильца, защитника семьи, рода. Одновременно это служит и подготовкой ребенка к самостоятельной жизни. Трепетное отношение к окружающей природе воспитывается в детях с младенчества. Со временем у девочек и мальчиков накапливается круг постоянных домашних обязанностей. Согласно эвенкам, особые детские занятия – осмотр близлежащих ловушек, сбор дикорастущих, удаление личинок овода со шкур оленей. Постепенно как дети становятся физически более крепкими и увеличивают с опытом некоторые понятия о производственном хозяйствовании взрослых. Дети очень дорожат наставлениями и поручениями взрослых и всегда стремятся выполнить их. Поскольку взрослые во время ведения хозяйства и поручений многое объясняют своим маленьким помощникам, это служит средством их обучения [10; 11].

Обратимся к психологии этноса эвенков. Она отражает то общее, что есть у членов целой нации в мировосприятии, закреплённых формах поведения, чертах психологического самосознания, в речи и языке, отношениях к другим и природе, в особенностях поведения в экстремальных ситуациях.

Можно выделить в этнической психологии эвенков как явлении общественного сознания четыре сферы. Мотивационно-фоновая сфера характеризует своеобразие мотивов и целей национальной общности (сохранение традиции и передача её через поколения). Интеллектуально-познавательная сфера определяет своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики, выражающееся в наличии у них мифологически-религиозного мышления и осмысления мира через его одухотворённость. Эмоционально-волевая сфера обуславливает функционирование у народа своеобразных эмоциональных и волевых качеств, от которых во многом зависит результативность деятельности, предполагающая культивирование сдержанности, стойкости, силы духа и воли, экспрессивности характерной в большей степени для женского пола. Коммуникативно-поведенческая сфера свидетельствует, что у каждого народа есть свои установившиеся нормы взаимоотношений и обмена необходимыми сведениями, свои стереотипы поведения, свои формы руководства с ориентацией на уважение старших, ценность близко — родственных отношений, при вербальной сдержанности в коммуникации, общении [2; 3].

Человек, живущий по заповедям предков согласно традиции эвенков, которые определяют отношение к своим истокам, старшему поколению в целом, к гостям и обрядам, сочетающимися с поклонением духам огня, неба, реки и берущим на себя решающую роль в культурной деятельности эвенков. Человек-идеал для этноса — критично относящийся к недостаткам пристрастию к сплетням и многословию, воровству и хамству – и осознающий неотвратимость наказания за нарушение табу. Всё это ясно представлено в специфике всё ещё существующих в употреблении поговорок, с помощью которых можно увеличить мотивацию юных эвенков к более действенной коммуникации на языке предшественников и предков.

Обоснованным предположением о поведении и переживаниях представителей анализируемого этноса в экстремальных ситуациях может служить то, что в случае чрезвычайной ситуации эвенки будут прислушиваться к более старшим с определённым статусом и уважением в группе. Ориентироваться на сотрудников МЧС или других социальных или административных служб. Для эвенков важно социальное окружение, а точнее то, как к ним относятся другие люди, им важно показать свою значимость, поэтому возможно в экстремальной ситуации данный этнос будет более конформным по отношению к инструкциям вышестоящих лиц и агрессивное поведение будет проявляться меньше всего.


Список литературы

  1. Афанасьева Е. Ф. Актуальные проблемы теории языка и методики преподавания в современном образовательном пространстве // Материалы международной научно-практической конференции. Издательство: БГУ (Улан-Удэ). — 2017. – С. 43-50.
  2. Бидная К. В. Традиционная культура и современная социальная организация эвенков // Арктика и север. Издательство: Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (Архангельск) – 2013. — С. 70-77.
  3. Варламова, Г.И. Мировоззрение эвенков: отражение в фольклоре / Г.И. Варламова. Новосибирск : Наука. — 2004. – 185 с.
  4. Дьяконова М. П. Мифологическая эпоха в героических сказаниях эвенков и эвенов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. -2017. — Т. 11. № 3. — С. 45-51.
  5. Иванова С. Женские табу в культуре эвенков // Арктика. Xxi век. Гуманитарные науки. — 2014. — № 1(2) — С.93-94.
  6. Кадыров Р. В. Ильина И.С., Волкова Е.Е. Стиль руководства и трудовая мотивация у сотрудников экстремальных профессий // Научное обозрение. – 2015. — С. 355-362.
  7. Кудашкин В. А. Эвенки средней сибири: социальные, экономические и культурные традиции на рубеже 20-21 века// Иркутский историко-экономический ежегодник. — 2010. – С. 258-262.
  8. Стручков К. Н. Коммуникативная культура эвенков села иенгра в современных условиях // Теоретическая и прикладная лингвистика — 2018. — 4 (2) – С. 91–98.
  9. Филиппова М.В. Культурная и этническая принадлежность как фактор Регуляции поведения пострадавших в чрезвычайных ситуациях // Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология. — 2015.— №5.— С. 128 -132.
  10. Чапогир Л. С., Сакердонова А. С. Семейное воспитание у эвенков в условиях кочевья // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 26. – С. 213–217. – URL: http://e-koncept.ru/2017/770755.htm.
  11. Шубин, А. С. Эвенки [Текст] / А. С. Шубин. – Улан Удэ : Изд­во ОАО “Республиканская типография”. – 2007. – 360 с.