УДК 159.9

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТРАХОВ У ДЕТЕЙ

№19,

Психологические науки

Задоркина Виолетта Андреевна


Ключевые слова: СТРАХ; ЭТИОЛОГИЯ СТРАХА; ТРЕВОЖНОСТЬ; ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ; ДЕТИ; FEAR; ETIOLOGY OF FEAR; ANXIETY; FAMILY RELATIONSHIPS; CHILDREN.


Аннотация: В статье представлен теоретический анализ исследований в области страхов у детей. Выявлено, что конститутивные исследования переживаний страха и структура его происхождения под воздействием дестабилизирующих детско-родительских взаимоотношений всеобъемлюще представлены в области детских неврозов. Рассмотрено, что основанием страхов раннего возраста исследователи, в основном, указывают дефицитную психологическую близость ребёнка и родителя, внутрисемейную конфликтность, доминирование одного из родителей, трансформация или изменение классических ролей членов семей, обособленность семьи в поле внешних контактов (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, В.В. Лебединский и Р.В. Кадыров). Представлено, что иностранные исследования чувств тревожности и страха, в основном, встречаются в области рассмотрения невротических проявлений и фобий. Существенное внимание обращается к сфере психотерапии страхов.

Первым исследователем, представившим свой взгляд на переживание страха человеком, был древнегреческий философ Платон в своём фундаментальном диалоге «Тимей». Платон определял страх, а также дерзость как спутников, активно влияющих на жизнедеятельность. Страх каждый раз напоминает, что личность смертна. И если человек становится бесстрашным, то все правление передаётся к «дерзости». Человек управляемый лишь ей оказывается первопричиной страха для всех других, так как человек по своей структуре не может функционировать без страха, и он вынужден наблюдать его извне [15].

Теорию Платона продолжил его ученик Аристотель. Он говорил о том, что нет слова, которым можно назвать человека наделённым бесстрашием. У человека, поглощённого дерзостью, нарушаются другие более чувствительные пласты сознания. Иерархия нарушается, здравомыслие и логика сдают в сторону интеллектуальной распущенности [3].

З. Фрейд разделяет страх и фобию. Под фобией им понимается боязнь чего-то конкретного, например, пауков или змей. Она играет предупредительную функцию и напоминает о том, что объект нашей фобии опасен для нас и может нанести нам вред [18]. Страх же имеет под собой причину нематериальную, то есть, когда у нас наступает эмоция страха, нам сложно сказать, чего мы боимся. З. Фрейд видел детерминанты возникновения страха во времени рождения. Для младенца время рождения воплощается через переживание пугающего чувства. Он писал о том, что в любом переживании можно увидеть акт рождения. В качестве доказательства З. Фрейд приводил примеры страха темноты у ребёнка, в нехватке матери, а страх кастрации объяснял тревогой перед утратой ценного объекта. Фрейд так же выделил два сценария развития страха: развитие в норме (страхи соответствуют особенностям стадии развития, на которой находится человек) и патологическое развитие (наблюдается, когда человек переходит на следующую стадию развития, но при этом у него сохраняются страхи предыдущей стадии) [17].

А. Адлер считал, что страх возникает из фундаментального, на его взгляд, факта жизни, чувства неполноценности, которое переходит к компенсации. Ощущения несамостоятельности формируют у ребёнка ощущение ущербности, которое проявляется на протяжении всей последующей жизни. Это эмоциональное переживание (страх) дает установку на достижение превосходства, что снимает тревогу [1].

Предмет обсуждения детского страха изучается не так давно в научной психологии. С. Холл, как активный репрезентант биогенетического направления, расширил закон биогенетики и на этиологию страхов. Он доказывал, что ребенок испытывает в процессе онтогенеза страхи, характерные животным. В подтверждение своей теории С. Холл приводил пример того как дети могут испытывать ужас при контакте с различными живыми организмами. Такие переживания подобны состояниям психики первобытных людей, а наличие этих страхов у ребёнка невозможно объяснить опытом ребёнка. Свидетельством биогенетического происхождения представляются детские эмоции страха логически¸ на первый взгляд, необъяснимые. Фобия животных, больше чем иные виды переживаний страха, аналогична пропавшим рефлексам древнего человека, присутствие которых у ребёнка современного мира сложно объяснить ни особенностями его личной жизни, ни условиями его существования в настоящие дни. Эти виды страха истолковываются автором как рефлекторный страх, то есть без опоры в персональном опыте. Также первопричиной страха у детей представляется сложный индивидуальный опыт и воздействие окружающей среды [9; 19].

Дж. Боулби (1969) определяет страх как не только явление чего-то что несёт угрожающий характер, но и недоступность того, что дает ощущение безопасности. Он выделил две группы страхов: жизненные стимулы и вторичные стимулы. К жизненным Дж. Боулби относил те стимулы, которые имеют значительную возможность опасности. Вторичные стимулы как бы надстраиваются над природными стимулами под воздействием культуры, социума в конкретном опыте жизни человека [9]. Так же Дж. Боулби выделяет одиночество как одно из главных детерминант страха. Он сделал заключение, что переживания страха в детском возрасте не могут являться плодом воображения. Он утверждает о том, что у детей, предрасположенных к страхам отсутствует доверие старшему носителю привязанности. Базовыми факторами отсутствия доверия представляются опасность лишения родителя, и вероятность быть брошенным [8; 12].

Страх, становясь одной из базовых эмоций растущего человека, репрезентируется в ответ на действие опасности. Возникновение страха в дошкольном периоде имеет разные основания. Вариативность страхов связана, с усиленным развитием эмоционально-волевой сферы, с осмыслением трудностей жизни и неотвратимости смерти. Детерминанты страха могут состоять на службе у ситуации, декларирующей себя как признак опасности. Обращается внимание на то, что основанием страха может быть недостаток чего-то, что гарантирует безопасность. Страх может иметь своим воплощением какого-либо человека или объекта. Эпизодически страх не объединён ни с чем конкретным, такие страхи осознаются, как беспредметные. Может страх пробуждаться страданием, это резонирует с тем, что в детстве произошла закладка связи между этими переживаниями [2; 13].

В психическом онтогенезе растущей личности есть периоды, в которые дети преимущественно восприимчивы к страхам. Значительную роль в становлении характера имеют персональные особенности и социальная среда, в которой растёт ребёнок. Определяющими факторами в становлении страхов А. И. Захаров указывает на отношения между родителями, если ребёнок смотрит как конфликтуют родители, то уровень и напряжённость страхов будет значительно выше, чем у детей, где взаимоотношения в семье основаны на позитивных чувствах. Структура семьи так же воздействует на страхи. В 5-7 лет ребёнок старается отождествить себя с родителем своего же пола. Если мальчик воспитывается в неполной семье, а мать выполняет роли двоих родителей, это может способствовать обострённой чувствительности к страхам [7; 10]. У девочек же восприимчивость страхов возникает вследствие воспитания матерью, не имеющей «опоры» в виде второго родителя. Так же в большей степени становится жертвой страхов один ребёнок в семье, так как он растёт в тесной взаимосвязи с родителями и испытывает эмоциональные перепады родителей. На ребёнка часто возлагают большие надежды, и у него возникает страх не оправдать ожиданиям родителей. Так же А. И. Захаров предложил свою классификацию страхов. По характеру — они подразделяются на природные, социальные, ситуативные и личностные; по степени реальности — на реальные и воображаемые; по степени интенсивности — на острые и хронические [5]. Страх является способом познания мира, который в последующем ведёт к критичности и избирательности по отношению к нему. Страх можно рассматривать как процесс социализации и обучения ребёнка [4].

Интересный подход к исследованию страхов предложил психиатр Б. Д. Карвасарский, где главным звеном являлись фабулы. Под фабулами он понимал то, чего боится человек и предложил такую классификацию:
1. боязнь пространства: клаустрофобия (боязнь замкнутых пространств) и агорафобия (боязнь открытых пространств);
2. социофобии: страх сцены (страх публичных выступлений) и эрейтофобия (страх покраснеть в присутствии людей);
3. нозофобии (страх заболеть);
4. танатофобия (страх смерти);
5. сексуальные страхи;
6. страх причинения вреда себе или близким;
7. контрастные фобии (к этим страхам относятся опозориться на людях, к примеру, совершить непристойный поступок или непроизвольного мочеиспускания);
8. фобофобии (страх того, что ты чего-то боишься) [11].

В. Райх разработал целую концепцию о том, как эмоции находят свое выражение в теле. В. Райх считал, что характер формируется под влиянием страха наказания за нарушение социальный норм. Происходит подавление инстинктивных желаний. Далее подавление сильных эмоций, которые считаются недопустимыми, происходит сознательно, а затем становится автоматическим, привычным. Подобный процесс завершается образованием характера, или как называл его Райх, панцирем. И все эти подавленные эмоции находят свое выражение в теле, то есть в позах человека. Сам автор часто имитировал позы людей для большего понимания, или просил их самих гиперболизировать свою позу. В. Райх также выделил семь зажимов. Глазной зажим выявляется из-за межличностных страхов таких, как страх сделать ошибку, страх сделать больно другому человеку. Обнаруживается этот зажим такими визуальными проявлениями как аномально бегающий взгляд, аномально неподвижный взгляд, сильное «наморщивание» лба во время беседы и сильно поднятые брови и увеличенные «наивно» глаза [16].

А. Лоуэн говорил о страхе как о парализующей эмоции. Если человек испытывающий страх может «убежать» от источника своего страха, то ребёнок испытывающий страх, исходящий от иррационального поведения родителей, не может убежать от него. Вследствие этого ребёнок ставит в противовес чувству страха свою волю, подавляя страх родителей, диссоциируя, то есть начиная верить, что ситуация происходит не с ним, а с каким-то другим человеком. Последствием этого является напряжение различных мышц, которое снимается только посредством решения данной проблемы. Если же проблема не будет решена, то в любой ситуации страха будет происходить напряжение определенных мышц. Страх на мышечном уровне проявляется в стиснутой челюсти, сильно приподнятых плечах, а также в ригидности всего тела. Так же стресс, возникающий из-за страха у взрослого человека, находит выход, как пример он может накричать на ребёнка, а у ребёнка него нет такой возможности, и все эмоции уходят в телесность [14].

С. С. Томкинс (1963) считает основной причиной страха – драйвы. Под драйвом он понимает эмоции и когнитивные процессы. Драйв воздействует на психику человека, только когда его интенсивность возрастает до критического уровня. По мнению Томкинса любая эмоция может являться активатором страха. Он говорит о том, что полное или частичное освобождение от страха активирует радость, что активирует моторное возбуждение. Но этот механизм работает и в обратную сторону. По мере того, как что-то пробуждает в нас интерес может возникнуть страх неизвестности. Однако если интерес довольно сильный мы преодолеваем его, но чем ближе мы добираемся к цели, тем сильнее возникает страх того, что наш результат. Так же страх может быть результатом когнитивной оценки, так, к примеру, страх может возникать из-за воспоминания об определенном событии. Но отличием этого является то, что эти процессы являются отражением не реальной угрозы, а гипотетической или вымышленной, следствием этого является то, что человек начинает бояться ситуаций, которые не несут угрозы для человека [9; 19].

Джейкобс и Нэйдел (1985) выделяют два условия, которые могут стать почвой для появления страха и последующего перерастания его в фобию. Это незрелость нервной системы и тяжёлый стресс, которые значительно влияют на процесс научения. В первые годы жизни гиппокамп – отвечающий за контекстуальное научение еще не сформирован для работы в полную силу, соответственно если в этот период ребёнок будет напуган какими-то либо естественными сигналами такими как, высота либо необычность объекта. Существует вероятность того, что формирующийся страх будет ассоциироваться со случайными объектами, сопутствующими в ситуации опасности. Что в будущем может стать стимулом страха, не имеющим под собой обоснования [9].

Так же страх объединён с семейной ситуацией. Актуальность интерпсехических семейных взаимоотношений и их воздействие на становление личности и активность детей – подростков основывается на следующем существенном факторе эмоциональной выдержанности и психического здоровья подрастающей личности – это устойчивость семейной среды. Большое значение имеет воспитательная способность старших близких ребёнка. Семья, которая не в состоянии воспитывать, способствует вероятным нарушениям в социализации развивающегося ребенка [9; 19].

Когда растущий человек оказывается в угрожающей ситуации, он переживают страх. Недостаток жизненного опыта не даёт ему осознать ни источник переживания страха, ни то, какие особые ситуации могут представлять опасность. Не представляют они и как конструктивно реагировать. По мере овладения жизненным опытом дети многое узнают, но вначале они надеяться на помощь старших близких, которые обязаны им оказать помощь и объяснить, что такое опасность для того, чтобы они могли обойти ее [6; 7].

Страх у детей может формироваться двумя путями: как продукт личного опыта, так и путем «социального заимствования». Ребенок чаще всего соотносит свой эмоциональный ответ в соответствии с реакцией матери и, таким образом, учится осознавать значение той или иной ситуации. И вот тут от матери требуется значительная ответственность за будущие переживания страха своего малыша. Начиная со второго года жизни поэтапно растет, становясь у детей существенным, страх кары со стороны родителей [9; 10; 19].

Таким образом, подводя итог рассмотренным взглядам различных авторов в области страхов у детей, необходимо прийти к заключению: маленький ребёнок более подвержен влиянию страхов, если их родителям трудно найти «общий язык» между собой. Вначале это характерно для ребят старшего дошкольного возраста, так как они идентифицируют себя с родителем того же пола. Тревога трансформируется в страхи, поскольку у детей могла отсутствовать возможность влиять на конфликты родителей. Еще в большей степени, чем у мальчиков эмоциональную сензитивность к семейному внутреннему конфликту проявляют девочки.


Список литературы

  1. Адлер. А. Наука жить. М: Port-Royal, серия Бестселлеры психологии, 1997. ─ 288 с.
  2. Алексеева Е.Е. Страхи у детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. ─ 2006. ─ № 2(29). ─ С. 58 – 61.
  3. Аристотель. Никомахова этика / Пер. Н.В. Брагинской // Соч.: в 4 т. М.: Мысль. 1984. Т. 4. ─ 496 с.
  4. Захаров А. И. Как преодолеть страх у детей. М., 1986. ─ 112 с.
  5. Захаров А.И. К изучению роли аномалий семейного воспитания в патогенезе неврозов детского возраста. В кн.: Неврозы и пограничные состояния.Л.: Медицина, 1972 — С.53-58.
  6. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. ─ М.: Медицина, 1982. ─ 164 с.
  7. Захаров. А.И. Ночные и дневные страхи у детей. Серия «Психология ребёнка». СПб: Изд-во СОЮЗ, 2000. ─ 448 с.
  8. Изард К.Э. Теория дифференциальных эмоций // Изард К. Э. Психология эмоций. СПб, 2007. ─ 464 с.
  9. Ильин. Е. П. Психология страха // Изд-во Питер, серия Мастера психологии. 2017 ─ 352 с.
  10. Кадыров Р.В., Карнович Е.В. Тревожность и временная перспектива будущего у детей с онкологической патологией /Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии Материалы Первой Международной научно-практической конференции. ГОУ ВПО «Владивостокский государственный медицинский университет», факультет клинической психологии; ГОУ ВПО «Томский государственный университет»; Профессиональная психотерапевтическая лига России; ООО «Центр клинической и прикладной психологии» (г. Владивосток). — 2009. — С. 88-100.
  11. Карвасарский Б. Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Изд. 2-е, перераб–– СПб.: Питер — 2002. ─ 672 с.
  12. Лебединский В.В., Никольская О.С., Баянская Е.Г., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения и их коррекция в детском возрасте. ─ М.: МГУ, 1990. ─ 196 с.
  13. Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию / М.С.Лебединский, В.Н. Мясищев. Л.: Медицина — 1966 ─ 422 с.
  14. Лоуэн. А. Spirituality of the Body: Bioenergetics for Grace and Harmony; М. 2013. ─ 256 с.
  15. Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. Том 3. М: Мысль, 1994 ─ 654 с.
  16. Райх. В. Характероанализ / Пер. А. Боковикова. СПб. Изд-во Терра — книжный куб. Серия Библиотека философской мысли, 2006 ─ 368 с.
  17. Фрейд. З. Импульс влечения с комментариями и объяснениями / Пер А. Боковиков. СПб. Изд-во АСТ, 2017- 288 с.
  18. Фрейд. З. Психоанализ детских страхов / Пер. Андрей Боковиков// Изд-во Азбука ─ Аттикус, серия Азбука-Классика, Non-Fiction. 2016. ─ 288 с.
  19. Щербатых. Ю. В. Психология страха: Популярная энциклопедия. Серия : Психология общения // СПб.: Эскимо, 2007 ─ 512 с.