УДК 37

СПОРТ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТА

№19,

Педагогические науки

Огнева Кристина Андреевна
Шмакова Мария Евгеньевна


Научный руководитель: Филиппович В.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института МВД России.


Ключевые слова: ЗДОРОВЬЕ; ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ; ГАРМОНИЧНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ; ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ; HEALTH; HEALTHY LIFESTYLE; PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS; HARMONIC PERSONAL DEVELOPMENT; HEALTHY LIFESTYLE FACTORS.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению роли спорта и физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни студента. Также, в статье выявлена значимость физической культуры в процессе формирования здорового образа жизни.

Увеличение роли и эффективности занятий физической культурой в учебных заведениях является фундаментом здорового образа жизни студентов. Это особенно необходимо в связи с быстро меняющимися условиями жизни: экологическими, психологическими и физическими и др.

С самых древних времен здоровье считалось большой ценностью и благом. Под здоровьем, как правило, понимается отсутствие болезни. Предполагается, что те, у кого не выявлено заболеваний, относятся к категории здоровых людей. Но это довольно условное представление о здоровье. В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется не только как отсутствие болезней или фактических дефектов, но и как «полное физическое, душевное и социальное благополучие».

Важнейшим условием в укреплении здоровья является здоровый образ жизни. Под ним понимается: достаточный сон, поддержание массы тела на определённом уровне, отказ от вредных привычек, регулярная физическая активность, ежедневные завтраки, соблюдение режима питания, который исключает переедание, приём пищи всухомятку или «на ходу».

Как видим, в понятие здорового образа жизни, как обязательный его фактор, включена физическая активность. И это не случайно. Прежде всего, занятия физической культурой, спортом являются главными составляющими необходимой для человека двигательной активности, поддерживающей и обеспечивающей нормальное функционирование всех органов и систем его организма и влияющей, тем самым, на его физическое состояние [1]. Кроме того, двигательная активность оказывает влияние на развитие адаптационных возможностей организма при воздействии на него различных неблагоприятных факторов внешней среды [2].

Как показывает практика, четко прослеживается тесная связь основ здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студенческой молодежи. Деление студентов на две категории (активно занимающихся спортом и специальной медицинской группы) продемонстрировали эту связь. Тем самым реально просматривается, что физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты специальной медицинской группы. То же самое можно сказать и об основах здорового образа жизни, где их соблюдение в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для молодых людей. Молодость — это некий фундамент, определяющий формирование взрослого человека в будущем.

На основе тех функций, которая выполняет физическая культура в учебном заведении, можно сделать вывод о её несомненной пользе. На занятиях физической культуры студенты достигают определенного уровня физического развития, а также укрепляют своё здоровье. Все это непосредственным образом влияет на общую подготовку студента.

Любое развитие, обучение направлено на изучение личностно-ценностной ориентации. Физическая культура также способствует этому важному процессу. Определения для студента личностных идеалов помогает обеспечить профессиональное саморазвитие и индивидуальное совершенствование.

В процессе объединения молодежи в коллективы, клубы, организации, союзы происходит формирование интегративно-организационной функции, которая позволяет познать и развить имеющиеся навыки работы в команде. Коллективная, командная работа позволяет так же выявить свой творческий потенциал, который является базисом всестороннего развития личности. Так же работа в команде способствует развитию коммуникативно -регулятивной функции, отражающей процесс поведения, общения, взаимодействия участников физкультурно-спортивной деятельности.

В конечном итоге физическая культура является одной из составляющих процесса организации студенческого досуга. Она не только удовлетворяет естественные потребности личности, но и помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение. Для укрепления здоровья и снижения заболеваемости студентов требуется прежде всего расширение пропаганды здорового образа жизни, что включает в себя улучшение спортивной и оздоровительной работы, организацию активного отдыха, и конечно, борьбу с вредными привычками. Первое место в этой работе принадлежит физкультуре и спорту. [3]

Изучение ценностных ориентации студентов на здоровый образ жизни позволяет выделить среди них условно четыре группы. Первая группа включает в себя абсолютные, общечеловеческие ценности, получившие у студентов оценку огромного значения. Вторая группа «преимущественных ценностей» — хорошее телосложение и физическое состояние, авторитет среди окружающих. Третья группа ценностей получила наименование «противоречивых» за то, что в них одновременно представлены признаки большого и небольшого значения. Четвертая группа ценностей названа «частными», так как ее содержанию студенты придают небольшое значение — знания о функционировании человеческого организма, физическая подготовленность к избранной профессии, общественная активность.

Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно-спортивной деятельности на досуге. На этом фоне наблюдается недостаточная эффективность пропаганды здорового образа жизни преподавателями физического воспитания, медицинскими работниками. Студенты выделяют среди факторов риска здоровью прежде всего злоупотребление алкоголем — 75,6%, курение — 73,5%, что отражает один из стереотипов пропаганды здорового образа жизни. Недостаток двигательной активности отмечен 39,9% студентов; загрязнение окружающей среды осознается 29,3% респондентов; на конфликты с окружающими указали 29,1%; на перегруженность учебно-профессиональными и домашними обязанностями 7,9%. [4]

Таким образом, спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные мероприятия, пропаганда здорового образа жизни, создание образовательного пространства и развитие духовного, нравственного, физического, экологического, социального аспектов здоровья молодых людей. укрепление здоровья и развитие физических способностей являются важнейшими направлениями профилактики негативных социальных явлений и, в частности, пропаганды здорового образа жизни , которые могут принести положительный эффект только в случае их системности, периодической повторяемости и методической обеспеченности.[5]

На основе тех функций, которая выполняет физическая культура в вузе, можно сделать вывод о пользе физической культуры для студента. На занятиях физической культуры студенты достигают определенного уровня физического развития, а также укрепляют своё здоровье. Все это непосредственным образом влияет на общую подготовку студента.

В конечном итоге физическая культура является одной из составляющих процесса организации студенческого досуга. Она не только удовлетворяет естественные потребности личности, но и помогает снять эмоциональное и психологическое напряжение.

Здоровый образ жизни на этапе студенчества является важнейшим социальным фактором, проходящим все уровни современного социума, влияя на основные сферы жизнедеятельности общества. Хотелось бы отметить, что сегодня — это главный социальный фактор, который ограждает от негативных последствий при переходе от этапа молодости к взрослой жизни.

Обобщая вышесказанное, можно сказать, что физическая культура для студента -это один из важнейших компонентов его привычной жизни. Именно в таком контексте должно формироваться отношение студентов к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Физическая культура является не просто одним из основополагающих компонентов жизни студента, но и формирует его всестороннее развитие, совершенствование. Занятия физической культуры в вузе помогают студенту правильно оценить свои способности и развить их в нужном направление, тем самым укрепляя свое здоровье. Существует множество проблем, связанных с отношением студентов к физической культуре, например, таких, как переоценка собственных возможностей или отсутствие мотивировки к занятиям спортом. На решение этих и других проблем направлено преподавание физкультуры в вузе.


Список литературы

  1. Паршикова, Н.В. Стратегические приоритеты государственной политики в области массового спорта / Н.В. Паршикова, С.И. Изаак, В.Н. Малиц // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2017. — № 6 (148). — С. 167-171.
  2. Састамойнен, Т.В. Проблема оздоровления человека в XXI веке / Т.В. Састамойнен // Актуальные проблемы здоровья и физической культуры. — 2014. — № 1. — С. 11-14.
  3. Хадиева Р.Т. Роль физической культуры в формировании здорового образа жизни у студентов [Текст] / Р.Т. Хадиева, Е.Д. Миронова // Образование и наука в современных условиях: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2016 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. № 3 (8). С. 175-178.
  4. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Изд.Центр Академия, 2015. – 320с.
  5. Филиппович, В.А. Педагогические аспекты профилактики подростковой наркомании средствами физической культуры и спорта / В.А. Филиппович, С.В. Паршин // Актуальные проблемы профилактики наркомании и противодейстия правонарушениям в сфере легального и незаконного оборота наркотиков : материалы XVII международной научно-практической конференции (17 — 18 апреля 2014 г.). — Красноярск, СиюЮИ ФСКН России, 2014. С.94-98.
  6. Миногина Елена Викторовна, Кузина Валентина Юрьевна Роль физической культуры и здорового образа жизни для студента // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-i-zdorovogo-obraza-zhizni-dlya-studenta (дата обращения: 15.04.2019).