УДК 33

ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СТРАТЕГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ)

№19,

Экономические науки

Лысенко Александр Сергеевич
Мехрабов Расим Эхтибар оглы


Научный руководитель: Тепляшин И.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА; ФИНАНСОВО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА; МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ; LEGAL MEANS; FINANCIAL AND LEGAL MEANS; MINISTRY OF FINANCE OF THE RUSSIAN FEDERATION; REGULATORY LEGAL ACT.


Аннотация: В статье рассматриваются правовые средства в сфере финансовых отношений, определены основные виды финансово-правовых средств. Выделена особая роль Министерства финансов РФ в формировании финансовой политики и принятии нормативно-правовых актов, документов стратегического и контрольного характера как финансово-правовых средств.

В настоящее время исследование проблем применения различных правовых средств в финансовой сфере проводится в направлении совершенствования финансовых правоотношений.

Существуют разнообразные точки зрения по вопросу сущности правового средства. Так, А.В. Малько устанавливает правовые средства как правовые явления, в которых выражаются инструменты (установления) и деяния (технологии), с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей [4, c.121].

В свою очередь, финансово-правовые средства следует определить как инструменты (система средств) воздействия на финансовые правоотношения с целью предотвращения различных нарушений финансового законодательства и стратегического развития финансовой политики. Особое внимание здесь можно обратить на финансовую и экономическую безопасность. В качестве конкретных средств могут выступать различного рода запреты или дозволения, которые выражены в нормах финансового права и основаны на (правовых) юридических положениях.

Финансовая деятельность государства проводится в различных направлениях: бюджетном, налоговом, кредитном и др. Соответственно, финансово-правовые средства также могут быть классифицированы по направлениям финансовой деятельности государства [2, c.179].

Также финансово-правовые средства представлены соответствующими нормативными правовыми актами — решениями, требованиями, предписаниями уполномоченных на финансово-правовую деятельность государственных органов.

При этом такой исполнительный орган как Министерство финансов РФ осуществляет функции и задачи по формированию государственной политики и норм правового регулирования в различных сферах претворения результатов финансовой деятельности [1].

В данный момент Министерство финансов РФ возглавляет министр, назначающийся на должность, и освобождается от нее Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Действующим министром финансов РФ является А.Г. Силуанов (занимает должность с 16 декабря 2011 г.).

Рассматриваемое министерство является органом общей компетенции, который предопределяет основы финансового контроля. В свою очередь, финансовый контроль — это «совокупность действий и операций, которые осуществляются органами государственной власти, с применением специальных форм и методов его организации, за соблюдением органами государственной власти и местного самоуправления и субъектами хозяйствования норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства» [3].

Следует обратить внимание, что Бюджетный кодекс РФ закрепляет относительную финансовую автономность субъектов федерации и органов местного самоуправления, а это значит, что данные контрольные полномочия распространяются на финансовые средства только федерального уровня.

Основными проблемами, которые возникают в процессе осуществления Министерством финансов РФ финансового контроля, являются: отсутствие четкого разграничения сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности; недостаточная эффективность взаимодействия между органами финансового контроля; наличие некоторой разобщенности в приоритетах деятельности контрольных органов.

Минфин обладает полномочием издавать акты – «письменные разъяснения» по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах. Указанные разъяснения адресованы всем субъектами налоговых правоотношений, а налоговые органы обязаны руководствоваться ими. ФНС, в свою очередь, издает письма по вопросам налогообложения, которые подлежат неукоснительному применению налоговыми органами. Как следует из Положения о ФНС, служба вправе давать налогоплательщикам письменные разъяснения по вопросам налогообложения.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, ФНС не обладает полномочиями по изданию нормативных правовых актов в данной сфере. Письма Минфина не конкретизируют нормативные предписания и не считаются нормативными правовыми актами. Однако на практике Минфин и ФНС выпускают разъяснения о применении норм налогового законодательства, в которых толкуют нормы НК РФ по-своему.

В целом, разъясняя нормы финансового законодательства, уполномоченные ведомства должны опираться, в том числе, на указанный вывод Конституционного Суда РФ и исходить из определенного законодателем смысла нормы НК РФ и выводов релевантной ей устоявшейся судебной практики.

Также Минфин издает информационные письма, различные методические рекомендации по вопросам ведения и его компетенции, публикует отчеты, планы, программы социально-экономического развития. Например, типовой проект ключевых направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, разработанный Минфином, считается финансово-правовым средством формирования бюджета страны, определяющим основные параметры доходной и расходной его частей.

Доклад об осуществлении Министерством финансов Российской Федерации государственного контроля (надзора) и об эффективности такого контроля (надзора) в 2018 г. Включает в себя статистику контрольных мероприятий в отношении юридических лиц различной организационно-правовой формы. По результатам проведения данных мероприятий возбуждаются административные и уголовные дела, которые направляются в суды и принимаются судебные решения.

Таким образом, на основании вышесказанного, можно сделать вывод о том, что Министерство финансов РФ является исполнительным органом власти, осуществляющим проведение единой финансовой политики и основной объем работы в области финансовой деятельности государства осуществляется именно им, что обуславливает актуальность изучения правового положения данного органа. Разрабатываемые Министерством финансов РФ нормативно-правовые акты, документы стратегического и контрольного характера позволяют отнести их к финансово-правовым средствам, регулирующим финансовые правоотношения в государстве.


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 №329 (ред. от 01.07.2016) «О Министерстве финансов Российской Федерации» //Консультант плюс.
  2. Грачева Е.Ю. Финансовое право. — М.: Проспект, 2017. — 226 с.
  3. Грязнова А.Г., Маркина Е.В., Седова М.Л. и др. Финансы: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2018. – 546 с.
  4. Малько А.В. Теория государства и права: учебник / отв. ред. А.В. Малько. — 4-е изд., стер. – М.: КноРус, 2016. — 400 с.
  5. Юртаева Е. А. Нормативность законодательства: современные модуляции в российском правотворчестве // Журнал российского права. 2012. № 11. С. 28–39.
  6. Информация официального сайта Министерства финансов Российской Федерации: minfin.ru.