УДК 510.6

РОЛЬ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАНИЙ В РАЗВИТИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№19,

Педагогические науки

Булахова Наталья Владимировна


Научный руководитель: Толмашов А.Г., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ; РЕШЕНИЕ ОЛИМПИАДНЫХ ЗАДАЧ; РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ; ОДАРЕННОСТЬ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; OLYMPIAD TASKS; SOLVING OLYMPIAD PROBLEMS; DEVELOPMENT OF MATHEMATICAL ABILITIES; TALENT; YOUNGER STUDENTS.


Аннотация: В данной статье рассматриваются математические способности, которые развиваются при помощи олимпиадных заданий. Указано значение олимпиадных заданий в ходе их решения и в процессе подготовки к ним.

Актуальность данной темы бесспорна, и обосновывается тем, что в настоящее время в нашей стране организуется большое количество школьных олимпиад. Не секрет, что в большинстве случаев высоких результатов в олимпиадах достигают одаренные школьники, с развитыми математическими способностями, нестандартным мышлением, соответственно, для развития математических способностей, мышления и интеллекта наилучшим способом являются олимпиадные задания.

Олимпиадные задания по математике направлены на решение следующих задач:

  • выявление и поощрение одаренных школьников;
  • формирование устойчивого интереса к изучению предмета;
  • расширение кругозора;
  • подготовка к тестам, экзаменам.

Решение олимпиадных заданий по математике, по словам Т.Е. Симончук, будет наиболее успешным при использовании следующих форм:

  1. Урок. Помимо достижения образовательных задач, урок должен быть насыщен развивающими моментами. В нем должны быть задействованы все присутствующие ученики, но с решением олимпиадных заданий лучше всего справляются наиболее сильные учащиеся, остальным же это, возможно, будет не интересно и не под силу. Поэтому перед педагогом стоит непростая задача – втиснуть в рамки стандартного урока, направленного на усвоение обязательного минимума, решение олимпиадных задач, которые учат различным подходам к неожиданным по формулировке задачам, применению эвристических методов. Олимпиадные задания на уроке математики направлены на формирование отдельных качеств мышления, приемов умственной деятельности, особенно решению задач на анализ.[1]

А.В. Аракелов описывает эффективный способ внедрения олимпиадных заданий в структуру урока. По его словам, «необходимо, чтобы эти задачи были с динамическим уровнем трудности и сложности (принцип развития задачи). Например, первую часть задачи решат многие, но полное решение с обоснованием доступно далеко не всем. Также легко развивается содержание многих задач (выход на исследовательский уровень)».[2]

  1. Внеурочная деятельность. Следует помнить, что для сильных обучающихся основная деятельность по решению олимпиадных заданий строится на дополнительных занятиях. На них ученики могут более полно раскрыть свой потенциал, посоревноваться с такими же сильными учениками, добиваться роста личностных и учебных результатов. Решение олимпиадных заданий во внеурочной деятельности по математике способствует развитию воображения, нестандартного мышления.
  1. Внешкольная и заочная работа. Наиболее подходящей для подготовки к олимпиадам является внешкольная и заочная работа в различных школах одаренных детей, школах при вузах. Уровень предлагаемых там заданий очень высок, выполнение такого рода заданий будет способствовать подготовке учащихся к олимпиадам. Решение олимпиадных заданий вне школы развивает у учеников самостоятельность, умение адекватно оценивать свои способности, самокритичность.[3]

Именно в младшем школьном возрасте дети начинают выделяться, отличаться друг от друга своими особенными интересами. Важно не упустить этот момент до того, как ребенок перегорит, потеряет интерес к обучению. Если ученик отвечает на вопросы учителя нестандартно, порой нелепо, предлагает не самые простые пути решения стандартной задачи, то это может быть признаком его высокого творческого потенциала. В данном случае решение олимпиадных заданий носит диагностический характер. По способу решения такого задания педагог может определить степень развития математических способностей ученика.

По словам Д.И. Прокоповой, «эффективность обучения младших школьников решению олимпиадных заданий зависит от создания для этого определенных условий.

Первое условие — введение олимпиадных заданий в процесс обучения в определенной системе с постепенным нарастанием сложности.

Второе условие — помощь учащимся по осознанию общих подходов, способов, приемов решения олимпиадных заданий.

Третье условие — необходимость представлять ученикам максимальную самостоятельность в поиске решения задачи». [4]

Процесс решения олимпиадной задачи состоит из нескольких взаимосвязанных ступеней. В первую очередь учащиеся должны усвоить общие методы решения нестандартных задач. Этот этап включает семантический, структурный анализ текста задачи и моделирование. В ходе решения любой арифметической задачи, ее условие анализируется и представляется виде математической модели. Для младших школьников этот процесс может содержать определенные трудности, поэтому вместо математической строится вспомогательная модель, и переформулируются условия задачи. Далее строятся связи и отношения между исходными данными, отыскиваются неявные, скрытые условия, предлагаются различные способы решения и, в случае удачного исхода, проводится проверка.

Усвоение алгоритма решения олимпиадных задач начинается с наиболее простых примеров. Учащиеся знакомятся с различными способами построения моделей (схемами, графами, чертежами, таблицами). Постепенно уровень сложности заданий увеличивается.

Умение составить правильную и понятную модель очень важно, особенно в тех случаях, когда учащиеся легко могут назвать ответ задачи, но затрудняются описать ее решение. При дальнейшем усложнении условий задачи, ответ уже может быть не так очевиден, поэтому олимпиадные задачи имеют большое значение в формировании навыков моделирования.

Основным мотивом решения олимпиадных заданий не должны являться планируемые результаты участия в олимпиадах. Ученик может и не достичь тех высот, на которые его настраивает учитель, что может вызвать обратный эффект избегания неудач. Олимпиадные задания должны, в первую очередь, быть направлены на поддержание интереса к изучению предмета, интеллектуальное развитие и личностный рост.

Е.Н. Пилюкова в своей работе отмечает, что олимпиадные задания развивают математические способности не только на этапе их решения, а также в процессе подготовки. Изучение теории, чтение энциклопедий, проведение дополнительных исследований могут и не привести к умению решать олимпиадные задачи, но навыки работы с учебной литературой, умения думать, мыслить – останутся.[5]

Итак, олимпиадные задания положительно влияют на развитие математических способностей. Решение олимпиадных заданий на уроке способствует развитию мышления и умений решать задачи на анализ. Во внеурочной деятельности больше формируются воображение и нестандартное мышление. Внешкольная деятельность развивает самостоятельность и самокритичность.

В младшем школьном возрасте олимпиадные задания играют диагностическую роль, так как позволяют выявить одаренных детей.

Сам процесс решения олимпиадных заданий развивает навыки анализа, синтеза, моделирования; процесс подготовки к их решению – навыки работы с учебной литературой, умения думать, мыслить.

Также на всех этапах отмечается высокая роль олимпиадных заданий в поддержании интереса к предмету.


Список литературы

  1. Симончук, Т.Е. Рекомендации по подготовке учащихся к участию в олимпиадах по математике / Т.Е. Симончук // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения.-2015.- № 8 (21).- С. 9.
  2. Аракелов, А.В. Олимпиадные задачи по физике и математике в развитии одаренности обучающихся / А.В. Аракелов, О.В. Деревнина, О.В. Киреева // В сборнике: Педагогическая деятельность как творческий процесс Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием.- 2018.- С. 14.
  3. Симончук, Т.Е. Указ. соч.- С. 9-10.
  4. Прокопова, Д.И. Работа с одаренными детьми по подготовке к олимпиадам по математике на этапе начального общего образования / Д.И. Прокопова Д.И. // Научно-методический журнал Педагогический поиск.- 2017.- № 9-10.- С. 56.
  5. Пилюкова, Е.Н. Цели математических олимпиад и олимпиадных задач / Е.Н. Пилюкова, Н.Н. Тарарухина // Аллея науки.- 2018.- Т. 7.- № 6 (22).- С. 540.