УДК 343.3/.7

ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧАСТНЫХ ВОЕННЫХ КОМПАНИЙ

№19,

Юридические науки

Шатилов Игорь Андреевич


Научный руководитель: Ефремова Н.М., преподаватель кафедры уголовного права и криминологии ВИПЭ ФСИН России.


Ключевые слова: ЧАСТНЫЕ ВОЕННЫЕ КОМПАНИИ; ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ЧВК; НАЁМНИЧЕСТВО; НЕЗАКОННЫЕ ВООРУЖЁННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ; PRIVATE MILITARY COMPANIES; PMC LEGALIZATION; MERCENARY; ILLEGAL ARMED GROUPS.


Аннотация: В статье предлагаются законодательные основания легализации в РФ частных военных компаний в целях упорядочения квалификации наёмничества и участия в деятельности незаконных вооружённых формирований путём восприятия комплекса документов международного права.

Сегодня полыхает огромное количество локальных вооруженных конфликтов, носящих как международный, так и немеждународный характер. Этими конфликтами затронуто большое количество стран. Им приходится защищать свои национальные либо политические интересы с помощью оружия в разных частях нашей планеты. И одним из способов — это привлечение наемников либо использование услуг Частных Военных Компаний (ЧВК). Согласно статье 359.1 УК РФ наемником признается лицо, действующее в целях получения материального вознаграждения и не являющееся гражданином государства, участвующего в вооруженном конфликте или военных действиях, не проживающее постоянно на его территории, а также не являющееся лицом, направленным для исполнения официальных обязанностей. Международное право определяет наемничество как преступление[1] .

Но в настоящее время распространилась практика применения многими странами использование частных военных и охранных компаний (ЧВОК) для охраны государственных, коммерческих объектов, физических лиц, охраны морских и сухопутных путей и т.д. в условиях нестабильной политической обстановки. В связи с этим в международном гуманитарном праве возникает необходимость в определении правового статуса сотрудников ЧВК. Главный вопрос заключается в том, что попадают ли сотрудники данных компаний под категорию наемников, являются ли какой-то особенной категорией или членами незаконных вооружённых формирований, что предусматривается ст. 208 УК РФ.

Частные военные компании в России появились сравнительно недавно — в 90-е годы, в то время как в мире они работают уже несколько десятилетий. К числу наиболее значимых из них относятся, например, «РСБ-Групп», МАР, группа Вагнера и другие[2]. Но закона об организации их деятельности в РФ до настоящего времени не принято. В Правительстве РФ рассматривается законопроект о их легализации. Реализация данного законопроекта воспринимается для условий современности положительно. Так, член комитета Совета Федерации по обороне и безопасности О. Ковитиди отметила, что «в условиях существующих вызовов и угроз, направленных против России, определение системного правового регулирования деятельности частных военных компаний может стать действенным инструментом осуществления национальных интересов России»[3]. Глава комитета Госдумы по обороне В. Шаманов, также поддерживающий данный законопроект, уточняет, что «ЧВК нужны для того, чтобы подразделения Минобороны РФ занимались своими прямыми обязанностями[4]. В то же время противники реализации данного законопроекта отмечают, что легализация ЧВК противоречит ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, содержащей запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на создание вооруженных формирований и ст. 71 Конституции РФ, определяющей, что вопросы обороны и безопасности, войны и мира, внешней политики и международных отношений РФ находятся в ведении РФ[5].

Полагаем, что данные возражения являются неоправданными, по следующим основаниям:
1. Деятельность частных военных компаний в РФ может полностью контролироваться Правительством РФ, осуществляющим координацию их деятельности с силовыми ведомствами и порядок их вооружения.

2. Создание ЧВК в РФ не противоречит нормам международного права. Прежде всего стоит отметить, что конкретных международных норм, нормативно правовых актов, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большинство сотрудников компаний осуществляют свою деятельность на основе заключения контракта в качестве специальных сотрудников- инструкторов, технических специалистов и т.д. Однако эти формальности не мешают сотрудникам как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности. Но в то же время в международно-правовом арсенале государств разрабатываются юридические нормы, регулирующие деятельность ЧВК.

Такими являются следующие документы:

1) Green Paper (Великобритания, от 2002 года и Швейцарская инициатива с участием Международного Красного Креста от 2006 года – правовые инициативы, устанавливающие систему контроля над деятельностью ЧВК. Их сущность: создание международного органа контроля и лицензирования их деятельности, наложение запрета на их использование в государствах, признанных международными организациями агрессорами, систематический мониторинг соглашений по использованию ЧВК[6].
2) Международный кодекс поведения частных охранных компаний (ЧОК) от 2010 года, регулирующий принципы деятельности частных охранных компаний и основания их отграничения от ЧВК. Это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Как указано в данном документе, «Компании, подписавшие Кодекс, выполняют и требуют от своего персонала выполнение применимого законодательства, которое может включать международное гуманитарное право и международно-правовые нормы в области прав человека в соответствии с применимым национальным законодательством, а также все другие применимые нормы международного и национального права[7].
3) Документ Монтре (2008-й год). 17 сентября 2008 года 17 стран приняли «Документ Монтрё», содержащий правила и положения методов деятельности частных военных и охранных компаний, действующих в зонах вооруженных конфликтов. Согласно данному документу, частные военные компании — это «частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например, транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников»[8].

3. В международном уголовном праве разработаны основания уголовной ответственности за наёмничество, позволяющие отграничить данный вид преступной деятельности от службы в частных военных компаниях[9].

Определения оснований деятельности ЧВК в исследуемых нормах международного права носят казуальный принцип. Но это имеет положительное значение, так как они чётко четко определяет, что в случаях, когда сотрудники компании действуют в составе вооруженных сил государства, они не приравниваются к гражданским лицам. В иных случаях они могут также иметь статус гражданских лиц, даже когда самостоятельно ведут боевые действия. От комбатантов сотрудники ЧВК отличаются тем, что не являются частью вооруженных сил какой-либо стороны конфликта. Наемниками их тоже нельзя назвать, так как задача сотрудников ЧВК- обеспечение безопасности имущества, физических лиц, государственных или коммерческих объектов. Россия не ратифицировала данные договоры, обосновав это тем, что в соответствии с российским законодательством подобные предприятия не могут осуществлять свою деятельность как за рубежом, так и на территории РФ. А функции по ведению боевых действий принадлежат государству. Но, несмотря на это, как отмечено выше, частные военные компании действуют и на территории нашей страны. Вместе с тем отличие российских ЧВК от иностранных в том, что российские специалисты не принимают участия в свержении власти, геноциде, открытых боевых действиях, как этим занимались иностранные компании («Executive Outcomes», «Blackwater») во время войны в Персидском заливе[10].

Таким образом, принятие закона РФ о легализации ЧВК позволит исключить их из числа незаконных вооружённых формирований, а их участников также и от уголовной ответственности за наёмничество. Указанные изменения законодательства способны благоприятно повлиять на формирование наиболее действенной практики пресечения исследуемых видов преступлений.


Список литературы

  1. Ст. 47 Дополнительного протокола № 1 Женевской конвенции от 8 июня 1977 года 1977 года «Наёмники». URL: https://base.garant.ru/2540377/0eef7b353fcd1e431bd36a533e32c19f/ Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников, принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 04.12.89 года.URL:Веб-сайт ООН Конвенции и соглашения. https://www.un.org/ru/
  2. Частные военные компании в России: список. Закон о частных военных компаниях в России FB.ru:URL: http://fb.ru/article/292065/chastnyie-voennyie-kompanii-v-rossii-spisok-zakon-o-chastnyih-voennyih-kompaniyah-v-rossiihttp://fb.ru/article/292065/chastnyie-voennyie-kompanii-v-rossii-spisok-zakon-o-chastnyih-voennyih-kompaniyah-v-rossii
  3. Астахов П. Равнение на право: в Госдуму внесут законопроект о легализации работы частных военных компаний URL: https://russian.rt.com/russia/article/471026-zakonoproekt-chvk-gosduma
  4. «Бенефициаром должно стать правительство РФ» Что принесет России легализация наемников? URL: https://www.znak.com/2018-02-/avtor_proektov_zakona_o_chvk_rasskazal_chto_prineset_rossii_legalizaciya_naemnikov
  5. Легализация ЧВК потребует изменений в Конституции РФ// Портал сайта Частные военные компании: URL: http://chvk.info/chvk/istochnik-legalizaciya-chvk-potrebuet-izmenenij-v-/
  6. Башкиров Н. Международно-правовые аспекты использования частных военных компаний. Аналитический портал сайта Fact Military: http://factmil.com/publ/strana/velikobritanija/mezhdunarodno_pravovye_aspekty_ispolzovanija_chastnykh_voennykh_kompanij_2013/9-1-0-271
  7. Международный кодекс поведения частных охранных компаний 9 ноября 2010 года. URL: http://navoine.info/code-of-pmc-conduct.html
  8. ДОКУМЕНТ МОНТРЁ О соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооружённого конфликта. URL: https://www.eda.admin.ch/dam/eda/ru/documents/topics/Montreux-document-complet_ru.pdf.
  9. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников. Принята резолюцией 44/34 Генеральной Ассамблеи от 4 декабря 1989 года URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml
  10. Валецкий О. В. Частные военные компании, их создание и развитие-опыт работы в Ираке, Афганистане, Африке и в других регионах мира. [Электронный ресурс] URL: http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml