УДК 373.31

МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

№19,

Психологические науки

Гулова Гульназ Рамзилевна


Научный руководитель: Льдокова Г.М., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; МОТИВ; УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; MOTIVATION; MOTIVE; LEARNING MOTIVATION; PRIMARY SCHOOL AGE.


Аннотация: В статье рассматривается вопрос о мотивации младших школьников к изучению английского языка. Авторы приходят к выводу, что среди учащихся начальной школы преобладают такие мотивы, как ситуативный интерес, учение по необходимости, интерес к предмету.

Проблема учебной мотивации возникает по каждому школьному предмету. Однако проблема мотивации изучения английского языка является особенно серьезной. Расширение и качественное изменение характера международных отношений нашей страны, интернационализация всех областей общественной жизни делают английский язык необходимым для практической деятельности человека. Данный факт повышает статус дисциплины английский язык и мотивацию его изучения.

Как показывают многочисленные исследования, с течением времени даже у самых мотивированных учащихся наблюдается потеря интереса к изучению языка, даже если результаты обучения превосходят все ожидания. Чем успешнее ученик становится в иностранном языке, тем меньше интереса он будет проявлять к учебе, тем более ему будет казаться, что дальнейшие занятия не нужны. И в то же самое время существует обратная зависимость. Чем труднее дается ученику знание языка, тем больше усилий он может прикладывать к его овладению и тем легче учителю будет его заинтересовать [4, c.38].

Традиционно данная проблема решается путем изучения способов и средств формирования мотивации или путем изучения ее структуры и компонентов.

В научной литературе существует множество определений понятия мотивации при изучении английского языка. Сложность и многоплановость вопросов мотивации определяют множество способов определения ее сущности, природы, структуры и методов исследования.

По мнению В. С. Ильина, учебная мотивация —это не сумма мотиваций отдельных предметов, а новое более сложное образование, имеющее свои специфические признаки [1]. Лайтбаун и Спад [2, с.56] считают, что мотивация в обучении английского языка довольно сложна для изучения. Это объясняется двумя факторами. Первый фактор – коммуникативные потребности учащегося, второй – отношение учащихся к культуре изучаемого языка. Необходимо отметить, что, по мнению Парсонс, Хинсон и Браун [3, c. 28], мотивация – это важный компонент в процессе обучения. Обучение и мотивация имеют одинаковое значение для достижения поставленной цели. Обучение заставляет нас приобретать новые знания и навыки, а мотивация подталкивает нас или побуждает нас проходить процесс обучения.

С целью изучения уровня сформированности основных мотивов учебной деятельности младших школьников по предмету «Английский язык» мы провели исследование, в котором приняли 34 учащихся младшего школьного возраста. Для его проведения мы использовали анкету «Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам» (по П. Третьякову). Обработка результатов анкеты состояла из 4 этапов.

Первый этап. Мы вычислили средний балл для каждого ученика по таким группам мотивов, как ситуативный интерес (А), учение по необходимости (Б), интерес к предмету (В), повышенный познавательный интерес (Г). Вычисление среднего балла было произведено по следующей формуле:

Средний балл = сумма всех баллов в группе/ число вопросов в группе.

Вторым этапом обработки полученных данных было вычисление среднего балла опрошенных учащихся по каждой группе мотивов по формуле:

Средний балл опрошенных учащихся = сумма средних баллов по группе/численность анкетируемых

В результате вычисления мы получили данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1

Средний балл по классу по каждой группе мотивов

Группа А Б В Г
Средний балл 1,46 1,55 1,36 0,92

Третьим этапом анализа данных было построение графика соотношения средних баллов различных групп мотивов анкетируемых (рисунок 1).


Рисунок 1. Соотношение средних баллов различных групп мотивов анкетируемых

По данным рисунка мы можем сделать вывод, что большинству учащихся младшего школьного возраста характерен мотив учения по необходимости.

Обработку полученных результатов завершили определением процентного соотношения выявленных групп мотивов. Для этого сумму средних баллов разделили на максимальную сумму средних баллов и умножили на 100%. На данном этапе мы также выявили уровень сформированности основных мотивов учения, который распределяется следующим образом: 85% и больше – высокий уровень, 65-84% – средний уровень, 40-64% низкий уровень. Полученные данные ввели в таблицу 2.

Таблица 2

Процентное соотношение групп мотивов и уровень сформированности основных мотивов.

Группы мотивов Процентное соотношение Уровень сформированности основных мотивов
А 94,2 % высокий
Б 100% высокий
В 87,7% высокий
Г 59,4% низкий

Проанализировав показатели таблицы 2, мы пришли к выводу, что среди опрошенных учащихся младшего школьного возраста такие мотивы, как ситуативный интерес, учение по необходимости, интерес к предмету находятся на высоком уровне сформированности, в то время как познавательный интерес имеет низкий уровень сформированности.

Проведенное исследование дает основания говорить, что необходимо уделить особое внимание на организацию работы по повышению мотивации изучения английского языка. Следует отметить, что для укрепления желания детей овладевать знаниями и для формирования устойчивого интереса к учению в целом необходимо целенаправленно и систематически применять разнообразные формы и приемы развития учебной мотивации у младших школьников.


Список литературы

  1. Ильин B. C. Проблемы формирования мотивации учения у школьников // Формирование стремлений к знаниям, мотивации учения у школьников. Ростов-на-Дону, 1975. — 228 c.
  2. Lightbown P. M., & Spada N. How languages are learned (Third Edition). Oxford University Press, 2006–260 p.
  3. Parsons R. D., Hinson S. L., Sardo-Brown D., Wadsworth Thomson Learning, 2001 — Education, 2001- 171 p.
  4. Spratt M., Pulverness A., Williams M. The TKT Course Modules 1, 2 and 3.Cambridge: Cambridge University Press, 2012 -188 p.