УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННО — ЭТИЧЕСКИХ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В КУЛЬТУРЕ УЗБЕКСКОГО ЭТНОСА

№19,

Психологические науки

Бурханов Жавлонбек Бахром угли


Ключевые слова: НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ; УЗБЕКСКАЯ КУЛЬТУРА; УЗБЕКСКИЙ ЭТНОС; УЗБЕКСКАЯ НАЦИЯ; MORAL AND ETHICAL FOUNDATIONS; UZBEK`S CULTURE; UZBEK`S ETHNOS; UZBEK`S NATION.


Аннотация: В статье рассмотрены особенности нравственно-этических основ в современной культуре узбекской общности. Выявлены существующие тенденции на мировом этапе развития этнического самосознания узбеков и необходимость учёта их в контексте психологической науки.

Современная действительность развивается в направлении роста коммуникационных связей между государствами, увеличения миграционных потоков и психологическое знание должно это учитывать, опираясь на этническое своеобразие, так как фактор этноса играет ключевую роль в становлении и развитии индивида как личности и его дальнейшем функционировании.

Для рассмотрения существующей нравственно-этнической самобытности узбекской общности необходимо определить, что включает в себя понятие «этнос». Например, Назаров Н. А. обобщая существующие взгляды ключевыми в структуре этноса выделяет общность традиций и языка. Необходимо отметить, что такой дефиницией как «народ» чаще используются в литературе и других источниках информации, подразумевая общность людей, проживающих на одной территории [8].

Ключевым фактором в формировании нравственно-этических основ одной общности людей с одним языком выделяют именно религию, цементирующую и задающую нравственные основы [5]. Исследования последних лет выявляют христианскую религию как ключевую в странах (Украина, Россия, Беларусь) и проявляющую себя в либеральных представлениях на брак и семью в отличие от исламских государств (Азербайджан, Узбекистан, Кыргыстан). При этом в Армении с доминирующей христианской церковью отсутствует толерантное отношение к прерыванию беременности у женщин нежели в исламском Казахстане [6].

Духовный базис, нравственные основы личности формируются в детском возрасте в семье. Традиции и обычаи любого этноса — это ответ на его воспитательные воздействия на протяжении многих веков. Через эту структуру происходит передача духовной культуры, характера и психологии. После распада советского союза Узбекистан последовал путём возрождения своей этнической идентичности согласно историческим культурным традициям. Обращается внимание на проявление уважения к старшим и ориентация на воспитание подрастающего поколения, что является прямой обязанностью каждого представителя узбекского этноса [2; 3].

Основными факторами становления нравственности человека представители узбекского народа называют уникальный социальный институт – «махаллю» (56,5 %), семью (80,9 %), учреждения образования (49,6 %) и социальное окружение (45,8 %). Существенной особенностью характерной для общественного индивидуального и сознания узбеков является доминирование духовно-нравственных ценностей. Они гордятся знаменитыми предшественниками, историческим наследием и научным, трудолюбием и гостеприимством. Важным понятием в представлениях узбеков является «ангиша», которое транслирует изначально миролюбивое восприятие человеческих промахов, толерантное отношение к агрессии в свой адрес [7].

В узбекских обычаях принято, что женщины и мужчины при бытовом общении между собой сокращают время коммуникации. Женскому полу характерна большая экспрессивность с проявлением её как через ласку, так и с возможностью проявления негативной эмотивной лексики. У мужчин в речи приветствуется точность и лаконичность. Все выше озвученное — только некоторые выводы из статьи Шахабитдиновой Ш. Х. в отношении гендерных факторов, которые существуют в бытовом речевом этикете этнических узбеков [11]. В коммуникации присутствует обычай не обращаться по имени между супругами. Данное неписанное правило привело к появлению нормы называть своего партнёра «отец» или «мать» с присоединением имени первого ребенка. Несмотря на то, что называние узбекских мужей и жен между собой по имени в данный момент становятся более повсеместным, тем не менее есть случаи, которые предписывают применение нормативных форм обращения. В частности, обращение старших членов семьи рядом с посторонними к супругу по имени и в настоящий момент табуировано. Запрет в отношении имени мужчины является более формализованным, то есть позиция общества к тому, что мужчина может назвать женщину по имени, более приемлемо, в то время как подобное обращение женщины к мужу считается недопустимым. Специфические отношения мужчин и женщин в общении друг с другом неразрывно связаны с узбекским народным менталитетом. Узбекский народ пережил достаточно бурные события в своей многовековой истории. Менталитет народа, формировавшийся в тесных контактах с китайцами, арабами, монголами, русскими, а также связанный с историей бесчисленных царств, эмиратов и ханств. Гендерные отношения узбеков — синтез подобных явлений, бытовавших у кочевников и оседлых племен, язычников и мусульман [5; 6; 11].

На протяжении веков люди Узбекистана почитают и берегут семейные традиции как одно из достояний этноса, ибо здоровый социум и сильная страна базируется на прочных родственных узах [2]. Сафиязова Д. Ж. в своей статье исследует отношение к семье в историческом контексте. Например, Тумарис самоотверженно боролась, чтобы спасти от захватчиков свободу, прежде всего своего рода. Алпомыш последовал в далекие степи Калмыкии, чтобы вызволить свою возлюбленную Барчиной. Амир Темур знаменитый полководец превыше всего ставил семейное достоинство и честь [1].

Основные традиции семьи для узбеков — это святость рода, ответственность за развитие детей и долг перед родителями, охрана семейной чести и достоинства. На данный момент семейные обычаи вновь обретают свою значимость вместе с само идентичностью узбекского народа. В семьях узбекского этноса доминируют значительный авторитет и пиететное отношение к родителям. Распространяется рост количества граждан, уверенных в важности родительского разрешения для вступления в брак [10]. Узбеки к отцу и матери, а также к другим людям старшего возраста обращаются на «Вы». Обращение только по именам не практикуется. При необходимости уточнения имени к нему добавляются специфические приложения в соответствии с возрастом и полом: «собир ака» — буквально «старший брат, форма обращения не только к кровным братьям, а также к мужчинам, ненамного старшим в отношении говорящего», «мавлуда хола» — буквально «тетка со стороны матери, вежливое обращение к старшей пожилой женщине», «акром тога» — буквально «дядя по матери; вежливое обращение к старшему мужчине» и «фарход амаки» -буквально «дядя со стороны отца; почтительное обращение к старшему мужчине» [6].

Половина из опрошенных жителей Узбекистана уверены, что для создания брака обязательны материальная самостоятельность молодоженов и взаимная привязанность. Однако сыновья после заключения брака стремятся поселиться недалеко от родительского дома, чтобы оказывать помощь друг другу и родителям, у которых обычно продолжает жить младший сын. Налаженные обширные родственные узы каждая семья рассматривает своим достоянием и поэтому обращает существенное внимание воспитанию семейных чувств младшего поколения. Большинство также убеждено, что семейные узы можно считать счастливыми, когда есть дети, а также понимание, спокойствие и взаимоуважение, любовь, а также материальное благополучие, способствующее высокому уровню жизни [10].

Ценной и в сознании узбекской народности является мысль ученых о том, что надо уважать личность ребенка, изучать его интересы, учитывать их природные возрастные особенности. Традиционно принято рассматривать привязанность как поиск и установление эмоциональной близости с другим человеком, необходимой для адаптации и выживания и обеспечивающей ребёнку надёжную безопасность и эмоциональную поддержку [3; 5].

Национальная нравственная основа этнических узбеков — уважительное отношение к старшему поколению. Нормой этого обычая является — всегда, везде с уважением обращаться к старшему поколению, в независимости от статуса и должности. Традиция уважительного обращения к старшим воплощается в приветствии старших первыми, предоставление своего места в общественных местах, не прерывать речь старших по возрасту [7].

На данный момент исторического развития сохраняется норма проживания с тесной коммуникационной связью на одной территории, без опоры на степень родственных уз. Эта норма воплотилась в одну из особенностей национальной культуры. Восстановленный за годы самостоятельности в стране институт «махалли» выступает в ключевой роли покрытия участия узбекской общности в урегулировании актуальных проблем жизни социума, становясь платформой структуры самоуправления. «Махалля» традиционно в текущем восприятии всегда представляет из себя четко сформулированная общественная, общекультурная с духовными заветами предков общность представителей этноса, соединённых единым края проживания, совместными общественными и иными интересами. Аккурат здесь неоднократно основывается социальный взгляд по острым социально-экономическим проблемам и общественно-культурным, вырабатываются каноны поведения граждан в общественной среде. Это консолидация граждан по месту проживания, способствующее всем определять общие цели для общины. Обладая тысячелетней историей, она и на данный момент сохраняется как центр религиозных и семейно-бытовых ритуалов и церемоний. Одно из курсов работы «махалли» — организация высокой религиозности в взращивании и становлении динамичной гражданской мнении у ее жителей [3].

В условиях экстремальной ситуации для узбекской народности характерно действовать группой, сообща. В присутствии людей способных сохранить самообладание, правильно оценить обстановку, четко и решительно действовать в соответствии с ситуацией в условиях групповой экстремальной ситуации, будет возможна адекватная форма реакции [4; 9]. В предыдущем вопросе было раскрыто понятие института «махалли», объединение граждан, помогающее всем решать общие задачи общины. Можно предположить, подобная целенаправленная организация в условиях экстремальной ситуации будет стимулом для решения общих проблем и для узбекского народа большое значение имеет коллективность, проживание в дружной общине. Подобная база представляет необходимость учёта этих особенностей, когда ведётся психологическая работа в практической деятельности.


Список литературы

  1. Каримов И. Узбекистан на пороге XXI века. Угрозы безопасности, условия и гарантии прогресса. — Т.: Ўзбекистон. 1997. — 131 с.
  2. Каримов И. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т 8. – Т.: Узбекистон, 2000 – 512 с.
  3. Касымова Х.И. Использование национальных традиций в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста в семье// Ташкент, 2000. – С. 11
  4. Кадыров Р. В. Ильина И.С., Волкова Е.Е. Стиль руководства и трудовая мотивация у сотрудников экстремальных профессий // Научное обозрение. – 2015. — С. 355-362.
  5. Латыпов И. А. Культура как фактор формирования жизненных ценностей российских студентов и студентов из Узбекистана // Вестник института социологии. Гражданское общество и органы власти в Республике Бурятия / №1. Том 9. — 2018. — С. 156-170. DOI: 10.19181/vis.2018.24.1.502
  6. Лопатина С. Л., Костенко В. В., Понарин Э. Д. Дело не в исламе: отношение к абортам, разводам и добрачному сексу в девяти постсоветских государствах // Журнал социологии и социальной антропологии. — Т. XIX. № 3. – 2016. — С. 95–115.
  7. Нажмидинова К. Национальная нравственная культура в семейном воспитании в Узбекистане// Журнальный клуб Интелрос Credo New. – №4. – 2012.
  8. Назаров Н. А. Этнос и национальное самосознание // Вестник ВГУ. Серия: Философия. №3. — 2017. — С. 178-184.
  9. Назаров А. Авезов О. Формирование узбекского этноса// Scientific e-journal. «PEM: Psychology. Educology. Medicine». — №2. — 2014. — С. 119-124. ISSN 2312-9352
  10. Сафиязова Д. Ж. Влияние национальных традиций на воспитание детей в узбекских семьях [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.). — СПб.: Реноме, 2013. — С. 170-172. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/70/3771/ (дата обращения: 02.05.2019).
  11. Шахабитдинова Ш. Х., Мирзаахмедова Ю. А. Специфические черты отражения гендерных отношений в речи узбеков. // Вестник Челябинского государственного университета. Филологические науки. — Вып. 103. — 2016. – С. 102-105.