К ВОПРОСУ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

№5,

Юридические науки

Быстрянцев Александр Федорович

Быстрянцев Дмитрий Александрович


Ключевые слова: ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА; ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ; НАРОДНЫЙ ДРУЖИННИК; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; THE PROTECTION OF PUBLIC ORDER; PUBLIC SECURITY; LAW ENFORCEMENT AGENCIES.


Аннотация: Статья посвящена некоторым вопросам совершенствования законодательства в сфере участия граждан в охране общественного порядка.

Состояние нестабильности в общественных местах одинаково опасно как для отдельного обывателя, так и для страны в целом. Связано это с тем, что практически все значительные массовые беспорядки и социальные революции начинались именно с нарушений общественного порядка, точнее — с групповых нарушений общественной безопасности и общественного порядка. При этом, как правило, совершаются насильственные посягательства на граждан, уничтожается и повреждается имущество юридических и физических лиц, причиняется прочий вред общественным отношениям, охраняемым действующим законодательством.

Наше государство предпринимает серьезные усилий для поддержания общественного порядка и безопасности, занимается формированием и организацией необходимых правоохранительных сил, места массового скопления граждан оснащает специальными техническими средствами и т.д. Вместе с тем, на сегодняшний день Российская Федерация все ещё нуждается в дополнительных организационно-правовых механизмах обеспечения правопорядка, в том числе посредством осуществления совместной деятельности граждан и представителей правоохранительных органов.

Опыт полицейской деятельности свидетельствует о том, что она является эффективной лишь при поддержке и доверии общества, создании партнерских отношений между полицией и населением [1, с. 58].

Демократизация нашего общества, неукоснительное соблюдение должностными лицами органов государственного управления принципа уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина способствовали повышению готовности органов внутренних дел и общественных объединений к более тесному взаимодействию в сфере борьбы с преступностью, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.

Необходимость и важность подобного взаимодействия связаны не только с вопросами негативного имиджа полиции и весьма низкого доверия к ее работе со стороны населения, но и с тем, что вызовы современного правового государства и поступательно развивающегося гражданского общества заставляют власть и общественность искать новые, более эффективные пути к сотрудничеству и взаимопониманию.

Деятельность объединений граждан в сфере охраны общественного порядка направлена на укрепление сотрудничества с представителями различных правоохранительных органов, что в свою очередь способствует установлению доверительных отношений со стороны населения и устраняет причины и предпосылки антиобщественного поведения [2, с. 256].

В пункте 27 утвержденной в 2013 году Президентом России «Концепции общественной безопасности в Российской Федерации» к числу основополагающих начал ее реализации отнесено взаимодействие сил обеспечения общественной безопасности с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях комплексного и своевременного реагирования на угрозы общественной безопасности [3].

В соответствии с действующим российским законодательством, к числу форм участия граждан в охране общественного порядка относится, в том числе, участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Следовательно, охрана общественного правопорядка и соблюдение законности невозможны без участия общественности. Граждане непосредственно содействуют правоохранительным органам (в первую очередь – полиции) как индивидуально (на добровольной основе или по контракту), так и посредством вступления в то или иное общественное объединение.

Еще в советской литературе справедливо отмечалось, что «деятельность народных дружин непосредственно связана с борьбой против нарушителей общественного порядка, но эта деятельность оказывает положительное влияние на укрепление законности и правопорядка во всех других областях жизни страны» [4, с. 163].

Анализ специфики административно-правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка и безопасности позволяет разработать ряд предложений по оптимизации механизма административно-правового регулирования деятельности объединений правоохранительной направленности.

Объединения граждан, официально участвующие на сегодняшний день в охране общественного порядка, вносят весомый вклад в борьбу с преступностью. Механизм административно-правового регулирования участия объединений граждан в охране общественного порядка олицетворяет сегодня систему организационного, правового и социального характера, которая установлена нормами административного права, содержащими предписания, дозволения и запреты, а также порядок взаимодействия объектов и субъектов государственного управления в рассматриваемой сфере, в целях дальнейшего совершенствования данных процессов.

В последнее время в научной литературе все чаще предметом обсуждения является вопрос о возможности наделения упомянутых объединений административно-юрисдикционными полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, а также по осуществлению административного задержания. Также много говорится о предоставлении участникам таких объединений социальных гарантий по защите их жизни и здоровья. В частности, речь идет о введении института административной ответственности за невыполнение законных требований народного дружинника, института уголовной ответственности за посягательство на его жизнь и здоровье при выполнении возложенных на него обязанностей по охране общественного порядка и т.п.

Для эффективной и успешной деятельности по обеспечению общественной безопасности и охране общественного порядка необходимо более открытое взаимодействие правоохранительных органов с общественностью. Следует ввести в практику обучение широких слоев общественности пониманию прав человека и принципов толерантности. Актуальным является развитие социально ориентированной системы юридической помощи населению. В конечном итоге, добиться правопорядка как в отдельных субъектах Российской Федерации, так и в стране в целом возможно лишь путем выработки четких механизмов взаимодействия правоохранительных органов с населением, а также наличием обратной связи между ними, лишенной каких-либо бюрократических препон. Специалисты отмечают, что обеспечение единого правового пространства на территории нашей страны стало на сегодняшний день одной из важнейших задач нормотворческой деятельности [5, с. 63].

Комплексное восприятие законодателем критичных замечаний и конструктивных предложений, устранение имеющихся ошибок и казусов способно придать отечественному законодательству в данной сфере особую ценность, плодотворно скажется на его внедрении в социально-правовую практику на местах. Кроме того, выстраивание модели партнерских отношений с населением, сохранение и преумножение положительного опыта деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, популяризация добровольчества и его пропаганда должны послужить надежным базисом обеспечения общественной безопасности государства.


Список литературы

  1. Бучакова М.А., Дизер О.А. Вестник Омского университета. Серия «Право». 2015. №2(43). С. 58-63.
  2. Мальцева Е.А., Мальцев Е.П. Охрана общественного порядка и общественной безопасности при взаимодействии казачьих и народных дружин с правоохранительными органами // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник материалов. Воронежский институт МВД России. 2015. С. 255-257.
  3. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 № Пр-2685) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.base.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2017).
  4. Алексеев С.С. Явич Л.С. Проблемы правового регулирования советских общественных отношений. — М.: Госюриздат, 1961. — 171 с.
  5. Маремкулов А.Н. Значение юридической терминологии в нормотворческом процессе: теоретико-прикладной характер // Юридическое образование и наука. 2016. №4. С. 63-66.