УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ: СИМВОЛИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№18,

Юридические науки

Кольчиков Александр Николаевич


Ключевые слова: КОРРУПЦИЯ; ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ; РЕФОРМЫ; АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО; CORRUPTION; ANTI-CORRUPTION; REFORMS; ANTI-CORRUPTION LEGISLATION; RULE OF LAW; LAW ENFORCEMENT; CIVIL SOCIETY.


Аннотация: Проблема коррупции стала одной из наиважнейших проблем общества, она препятствуют экономическому развитию и развитию страны. Поэтому создание эффективной системы противодействия этому явлению признано одним из ключевых национальных приоритетов государства. В статье проанализировано современное состояние государственной антикоррупционной политики в сфере противодействия коррупции, особенности ее реализации и проблемы выполнения мероприятий. Выделена совокупность общих направлений антикоррупционной политики, которые не зависят от специфики страны.

Демократические преобразования, которые сейчас происходят в государстве, сопровождаются сложными процессами реформирования политических, экологических и правовых отношений.

Одной из важнейших составных частей этого крайне непростого процесса является предотвращение и противодействие коррупции. Ведь на сегодня в России зафиксировано чрезвычайно высокий уровень коррупции, признанный не только отечественными и зарубежными аналитиками, экспертами, общественными и международными организациями, но и даже отечественными представителями высших органов законодательной и исполнительной власти.

Таким образом, одним из самых актуальных вопросов современного развития РФ остается насущная необходимость усиления борьбы с коррупцией и отнесения ее к неотъемлемой составляющей общей и всеобъемлющей внутренней политики государства. В этом контексте первоочередной задачей является разработка и научное обоснование механизмов противодействия коррупции, безотлагательное изучение мирового опыта борьбы с коррупцией, на предмет возможности применения положительных практик в этой сфере к российским реалиям, а следовательно совершенствования государственной антикоррупционной политики.

Целью статьи является исследование современного состояния антикоррупционной политики РФ, с установлением проблемных вопросов в процессе преодоления этого негативного явления в государстве и описанием перспективных направлений противодействия ее распространению и минимизации проявлений.

Изложение основного материала. В РФ, как и во всем мире, коррупция отнесена к главным политическим, экономическим и социальным проблемам. Коррупция подрывает основы демократического устройства, доверие к власти, нарушает принципы права, справедливости и равенства перед законом, приводит к росту теневой экономики и падению авторитета государства в международном сообществе [3].

Термин «коррупция» происходит от латинского «соrruptio», что означает «порча», «развращение», то есть может пониматься как развращение отдельных должностных лиц государственного аппарата. Символическим в этом понимании также является то, что толкование термина «коррупция» в многочисленных словарях и энциклопедиях предшествует определение другого термина латинского происхождения — «коррозия», что переводится как «разъедание» и «разрушение» [1].

С начала 1990-х годов правительство РФ принимало меры по разработке стратегии преодоления коррупции в государстве, принимались соответствующие документы в форме государственных программ, планов, концепций и тому подобное. Но антикоррупционное законодательство провозглашало декларативные лозунги и предусматривало за них неадекватные санкции, которые не могли служить мерой сдерживания совершения преступлений потенциальными коррупционерами. Поэтому такие меры, как показывают результаты многочисленных национальных и зарубежных исследований, никоим образом не влияют на состояние и уровень коррупции, который ежегодно только рос. Антикоррупционная система часто применяется представителями политического спектра. Однако любые шаги по ограничению коррупции носят до сих пор либо фрагментарный, либо символический характер.

Антикоррупционная политика понимается как системная и последовательная деятельность органов власти всех уровней и гражданского общества, проявляющаяся в профилактике и сокращении отрицательных последствий коррупции, а также в устранении условий и причин, способствующих ее возникновению, и имеющая научное обоснование и проработку. Только системная деятельность институтов государства и гражданского общества определяет направления деятельности в сфере противодействия коррупции не только регионов, но и российского государства в целом.

Антикоррупционная политика — это одно из главных направлений публичной политики, реализуемое как политическими, так и не политическими акторами, т.е. антикоррупционную политику можно определить как систему элементов политики, включающую не только органы государственной власти и местного самоуправления, но и институты гражданского общества, участвующих в реализации антикоррупционной деятельности. Также включает совокупность символических, нормативных, социокультурных, процедурных аспектов принятия политических решений в сфере противодействия коррупции [5].

Опыт борьбы с коррупцией — как отечественный, так и мировой — показывает, что уничтожить ее полностью как социальное явление невозможно. Реальной целью антикоррупционной политики могут быть уменьшение уровня и локализация коррупции в обществе, изменение его характера, ограничения ее влияния на социально-политические и экономические процессы.

Сегодня принятие нового антикоррупционного законодательства, создание соответствующих субъектов противодействия коррупции проходит и проходило под давлением гражданского общества на органы государственной власти. Поэтому имплементация нового антикоррупционного законодательства происходит при отсутствии политической воли относительно эффективности противодействия коррупции. Об этом свидетельствует и факт сложного формирования состава институтов борьбы с коррупцией, промедление с началом их практической работы и трудностями, возникающими на пути их деятельности. Как результат, ожидаемые от антикоррупционной реформы изменения по уменьшению коррупционных проявлений, утверждению стандартов добропорядочного поведения в деятельности представителей властных структур и бизнеса, минимизации в их деятельности коррупционных рисков, повышение прозрачности и подотчетности как органов власти в целом, так и отдельных должностных лиц перед обществом и в подавляющем большинстве не находит своего реального воплощения.

Несовершенство антикоррупционного законодательства, бессистемность, необоснованность и непродуманность его некоторых положений обычно вызывают неэффективную антикоррупционную политику, но не считаются главной проблемой [4].

Поэтому, общий анализ системы предотвращения коррупции в РФ позволяет сделать вывод, что пока органы власти не демонстрируют решимости к построению устойчивой и эффективной системы предотвращения коррупции.

Носители политической воли оказываются незаинтересованными и не готовыми реализовывать антикоррупционные реформы на практике. Отсутствие должного внимания со стороны руководства государства на такое положение дел лишь подтверждает, что антикоррупция на самом деле не является приоритетом их повестки дня.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Итак, из вышеизложенного материала можно подытожить, что целью антикоррупционной политики в РФ должно стать снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач: предупреждение коррупционных правонарушений; создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус; возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями; мониторинг коррупционных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики; обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами; создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами; формирования антикоррупционного общественного сознания; содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации.


Список литературы

  1. Баланда А. Л., Пшеничный В. Г. Социальный контекст политической коррупции. Сборник научных трудов. 2017. № 36. С. 19-26.
  2. Бейдина Т. Е. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография / под общ. ред. Н. Н. Меньшениной. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. 202 с.
  3. Зайцев А. В. Институциональный дизайн публичной политики и институционализация диалога государства и гражданского общества // Политика, государство и право. 2016. № 7.
  4. Результативность борьбы с коррупцией // Газета РБ — Интернет-газета Республики Бурятия. Режим доступа: http://gazetarb.ru/news/section-interview/detail-135136/
  5. Туровский Р. Ф. Институциональный дизайн российской региональной власти: кажущаяся простота? // Общественные науки и современность. 2011. № 5. С. 82 — 92.