УДК 373.2

РОЛЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ В ОСВОЕНИИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОО

№18,

Педагогические науки

Бондаренко Диана Александровна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент


Ключевые слова: МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; ДОШКОЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РАЗВИВАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; MATHEMATICAL REPRESENTATIONS; PEDAGOGICAL CONDITIONS; PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION; DEVELOPING EDUCATIONAL ENVIRONMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается проблема освоения математических представлений детьми дошкольного возраста в пределах ДОО, раскрывается значимость педагога в процессе освоения и реализуемые им задачи, приводится перечень игр.

Всестороннее развитие личности ребенка закладываются в первые годы жизни. Период от рождения до школы является возрастом наиболее стремительного физического и психического развития. Данный отрезок времени обеспечивает общее развитие ребенка, которое впоследствии служит фундаментом для приобретения знаний, умений и навыков.

В Федеральном государственном образовательном стандарте имеет место образовательная область «Познавательное развитие», через которую происходит освоение представлений об отношениях и свойствах объектов окружающего пространства детей дошкольного возраста. Данная область является одной из первостепенных направленностей в дошкольной педагогике. В следствие чего, согласно его современным требованиям от педагогов ожидают особую организацию обучения и воспитания дошкольников.

Освоение детьми дошкольного возраста математических представлений в нынешнее время является одним из главных элементов в дошкольной образовательной системе в силу его особой значимости в развитии ребенка, приобщении его к активной, целенаправленной, результативной деятельности. Следовательно, в современном дошкольном образовании, обучение математическим представлениям становится актуальнейшей проблемой, так как оно должно выполнять важные функции в личностном развитии дошкольника, и ни в коем случае не провоцировать отрицательную мотивацию к учению и ощущение тревожности в неправильности своих действий, что в дальнейшем может негативно повлиять на развитие познавательной деятельности в целом, в том числе повлиять на креативность и учебно-познавательную самостоятельность ребенка, поскольку очень часто процесс сводится к заучиванию информации наизусть без осмысления контекста [2, с. 167].

В освоении математических представлений, по мнению таких исследователей как А.М. Леушина, В. Н. Аванесова, О. М., А. Михайлова, А. А. Столяр, на вершине пирамиды важности особое значение приобретает игра, которая помогает создать процесс математического освоения продуктивным, увлекательным и развлекательным, поскольку обучение посредством игры происходит ненавязчиво и незаметно. В игре развивается способность ребенка создавать распространенные и обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их, поскольку, анализируя игровую ситуацию без помощи взрослого, дошкольник прибегает к логике, оперируя образными моделями. Игры позволяют организовывать сложный мыслительный процесс освоения математических знаний в такой форме, которая будет интересна ребенку, придавая занимательный характер умственной деятельности. Именно поэтому в процессе игровой деятельности ребенок может решить даже те задачи, которые в других условиях кажутся невыполнимыми и непосильными.

В процессе математического освоения педагог становится наставником, примером подражания и помощником, его интерес возрастает для дошкольника и служит источником новых возможностей. Педагог должен обучать детей знаниям, доступным определенному дошкольному возрасту и установленным Программой обучения и воспитания в ДОО. Чем младше дошкольник, тем тоньше и продуманнее должна быть забота педагога о создании педагогических условий для его всестороннего развития в группе детского сада. Данная забота в обучении математики должна совершаться без искусственного давления и без принуждения, лишь путем воздействия тех условий, которые в дальнейшем должны пробудить в ребенке интерес к деятельности и самостоятельность в выполнении [1, с. 12].

Выделяют пять видов математических представлений, которые в дальнейшем позволяют ребенку успешно изучать математические дисциплины, лучше помогают ориентироваться в определенных ситуациях и вещах, упорядочивать и связывать их между собой, влияют на формирование так называемой «картины мира»: количество, величина, форма, пространство и время [5, с. 118].

К задачам, реализуемым педагогами в ДОО, по освоению математических представлений дошкольниками относятся:
1.формирование знаний у ребенка о форме, множестве, числе, ориентации в пространстве и времени, величине как основа математического развития;
2.создание широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;
3.формирование умений и навыков в измерении, счете, общеучебных умений, вычислениях, моделировании;
4.развитие у ребенка логического мышления, познавательного интереса и способностей, всестороннее развитие ребенка [4, с. 223].

Поскольку игра является главным и действенным видом деятельности в дошкольном возрасте, это обуславливает целесообразность использования различных игр при организации обучения освоения детьми математических представлений как на территории ДОО, так и за пределами. Педагог может организовать следующие игры в пределах ДОО:
— с геометрическими фигурами: «Художник», «Колобок и все, все, все», «Домик для каждого», «Подбери пару»;
— с цифрами и числами: «Цветик-семицветик», «Угости белочку», «Урожай», «Ловись рыбка…», «Путешествие к морю»;
— игры из раздела величина: «Пирамидка», «Собери корзину», «Волшебный ящик»;
— логические игры: «Вырасти цветы», «Фантазер», «Задачка от решалочки» [3, с. 84].

В игровой деятельности окружающее ребенка пространство, его внешняя среда должны быть насыщены материалом, имеющим ярко выраженные математические характеристики и демонстрацию математических (величинных, пространственных, числовых, геометрических) отношений и нести в себе возможность преобразования данных параметров и отношений, создание нового образа или вымышленного.

Играя, работая, живя, дошкольник самостоятельно учится считать, если при этом педагог будет его незаметным пособником и руководителем (по предписаниям здравой педагогики). Приступая к непосредственной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста, педагогу мало проникнуться убеждением, что из этого должно быть исключено любое формальное систематическое обучение. Педагогу следует установить бдительный надзор над своими действиями и речью, так как на каждом шагу грозит опасность невольно и незаметно нарушить это предписание. Но, отказываясь от данного предписания педагогики, воспитатель не должен забывать и другое существенное требование той же педагогики: создание благоприятных педагогических условий и обустройство жизни детей в группе детского сада таким образом, чтобы способности каждого из них развивались интенсивно, с пользой и без единого препятствия, чтобы все их духовные потребности были удовлетворены. К сожалению, часто бывают такие случаи, когда педагог, забегая вперед, применяет к детям дошкольного возраста школьные приемы и предоставляет им обучение в такой обстановке, которая развивает, однако заглушает и коверкает их способности и стремления.

Обобщив вышесказанное можно сделать вывод, что в нашем современном обществе возрастает необходимость в интеллектуально образованных людях, способных воссоздавать цельную «картину мира». Таким образом, педагогическим условием освоения математических представлений в дошкольном возрасте является создание педагогом комфортной, насыщенной и правильной развивающей образовательной среды, способствующей интеллектуальным и личностно-деятельным способностям ребенка. Мы считаем, что освоение математических представлений будет наиболее плодотворно происходить посредством игровой деятельности, поскольку игра является главным видом деятельности детей дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Белошистая, А.В. О диагностике математического развития // Дошкольное воспитание. –№ 3. – 2015. – С. 11-14.
  2. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова—Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
  3. Маркова Т.А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1982. — 128 с.
  4. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.
  5. Стойлова Л.П., Фрейлах Н.И. Теоретические основы формирования элементарных математических представлений у дошкольников. — М.: Гном-Пресс, 2013. — 208 с.