УДК 159.922.736.3

ПРОБЛЕМА ПОДМЕНЫ ПОНЯТИЙ И ИСТИННЫХ ЦЕЛЕЙ РАННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

№18,

Педагогические науки

Цегельник Наталья Андреевна


Научный руководитель: Лукина А.К., к.ф.н., профессор


Ключевые слова: РАННЕЕ РАЗВИТИЕ; РАННЕЕ ДЕТСТВО; МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ЧУВСТВЕННО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА; ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ; ЗОНА АКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ; EARLY DEVELOPMENT; EARLY CHILDHOOD; EARLY PRESCHOOL AGE; SENSORY-EMOTIONAL SPHERE; PSYCHOPHYSIOLOGICAL DEVELOPMENT; ZONE OF NEAREST DEVELOPMENT; ZONE OF ACTUAL DEVELOPMENT, POTENTIAL OF PERSONALITY.


Аннотация: Подмена понятия «раннее развитие» заключается в том, что большинство педагогов образовательных центров, использующих методики раннего развития детей первых четырёх лет жизни, смещают акцент на развитие именно интеллектуальной сферы ребёнка, как точно измеримого, отслеживаемого и одобряемого родителями критерия развития, не придавая значения развитию базового пласта психофизиологических функций, как необходимому фундаменту развития личности, без которого происходит возникновение невротические состояний ребёнка, угнетение его психоэмоциональной сферы, её выраженные депривации. Для достижения истинной цели раннего развития, направленной на вызов самостоятельного интереса ребёнка к новым познаниям, педагогам необходимо переместить фокус внимания на особенности психофизиологического развития детей, механизмы прогресса их базовой и актуальных зон развития, с учётом генетического потенциала личности.

Раннее детство (1-3 года), младший дошкольный возраст (3-4 года) – это периоды, в которых закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, неотделимо от развития его чувственно-эмоциональной сферы, в процессе формирования новых психических функций. Поэтому, создавая условия для эффективного освоения ребенком новых навыков, необходимо принимать во внимание эти важные возрастные особенности его развития.

В настоящее время понятие «раннее развитие», применяемое к периодам раннего детства и младшего дошкольного возраста ребёнка, стало слишком распространено и популярно в родительском сообществе. В частности, этому способствовала популяризация книги Масару Ибука «После трех уже поздно», в которой он, будучи инженером по образованию, призывает родителей до трёхлетнего возраста вкладывать в ребёнка максимум знаний, пока идёт процесс закладки его личности. С точкой зрения о необходимости и важности обучения ребенка как можно большему количеству знаний в раннем возрасте согласны и российские авторы, такие как Лупан, Зайцев, Никитины, настаивая на отставании классической педагогической науки перед тенденциями нового времени.

Подхватив волну интереса к раннему развитию детей, многие детские центры дошкольного развития делают ставку именно на него, обещая родителям насытить ребёнка как можно большим количеством знаний с самых ранних лет, тем самым, взрастив в ребёнке гения. Что, безусловно, не может не затрагивать интересы и боли целевой аудитории из требовательных и амбициозных родителей.

Но реалии современного мира таковы, что ему требуются не наполненные академическими знаниями головы, а креативные, любопытные, всесторонне развитые личности, которые за счёт своего личного интереса и целостной здоровой психической опоры, способны постигать суть новых знаний, явлений и в дальнейшем творчески применять их в процессе своей деятельности.

Таким образом, оказывается, что заявленное «ранее развитие» ребёнка является всего лишь рекламным ходом, не несущим за собой реальной работы с личностью ребёнка, поскольку в образовательном процессе происходит реальная подмена понятий.

Так, большинство методик образовательных центров раннего развития направлены на формирование у ребёнка различных механических навыков, например, чтения или запоминания определённой информации, в основе формирования которых лежит банальная «зубрежка» и изучение школьной программы на несколько лет ранее, чем это принято общеобразовательными стандартами.

Помимо того, что такое понимание раннего развития не достигает его истинных целей, ранее насыщение ребёнка информацией, которую он пока не может и не умеет применять, ощущая лишь её насильственный рост, — несёт ряд отрицательных сторон, поскольку не укладывается в рамки его психофизического развития.

Так, в первую очередь, о вреде именно такого подмененного «раннего развития» говорят неврологи, которые в ходе своей профессиональной деятельности сталкиваются с проблемами перегрузки центральной нервной системы, вызванной стрессом от объема подлежащей заучиванию информации, несоответствующего реальному психофизиологическому развитию ребёнка.

Вытекающим из этого следствием становится функциональная несформированность некоторых отделов мозга ребёнка, которые должны развиваться и функционировать именно в раннем дошкольном возрасте, что, в итоге, ведёт к формированию эмоционально незрелой личности.

Это проявляется в увеличении числа проблем социально-психологической адаптации детей, ярко выраженными переходами в возрастные кризисы, неспособностью детской психики приспосабливаться и адекватно реагировать на вновь возникающие ситуации с изменением условий, что в совокупности ведёт к обратному эффекту: невозможности в младшем школьном возрасте получать продуктивное, адекватное возрасту образовательное развитие.

Так, у детей выделяются следующие виды недостатка возможностей удовлетворения жизненных потребностей, ведущих к отставанию в развитии:
— Сенсорная депривация – понижение порога яркости восприятия и разнообразия впечатлений;
— Социальная депривация – замкнутость, сложности общения ребенка с окружающими людьми;
— Эмоциональная депривация – слабая выраженность эмоциональности в общении с окружающим миром, вялое реагирование на окружение.

Последние три из которых связаны именно с проблемой недостаточно развитого проживания чувств: телесно, через взаимодействие и, как следствие, лично, что никак не может быть замещено развитием лишь интеллектуальной сферы ребёнка.

Особенностью работы с развитием личности ребёнка раннего и младшего дошкольного возраста является перенесение внимания на тот факт, что в его формирующейся линии развития существуют зона актуального и зона ближайшего развития.

В зоне актуального развития уже имеются сформированные на данном этапе психические функции, умения и навыки ребёнка, на которых, как на базе, надстроены усвоенные знания и самостоятельно выполняемые ребёнком задачи.

Зона ближайшего развития определяется разницей уровней зоны актуального развития и уровня потенциального развития, которого ребёнок может достигнуть. Эта зона определяется только в процессе взаимодействия педагога с ребёнком, путём изучения его индивидуальных черт и реакций.

После чего, создавая особые педагогические условия и используя специальные адекватные возрасту техники – педагог может расширять зону ближайшего развития ребенка, путём воздействия на его психофизиологическую сферу, связанного с проживанием и приобретением им нового чувственного, телесного и эмоционального опыта, в результате которого ребенок обретает способность и истинное желание (выраженное в форме готовности и интереса) инициативно осваивать новую сферу образовательного содержания, основываясь на своём личном темпе и необходимой лично ему интенсивности занятий.

Из чего можно сделать вывод, что создание условий для расширения зоны ближайшего развития является несомненным приоритетом педагогической деятельности в требовании раннего развития ребёнка. И только успешное прохождение этапа подготовки «базы» — является сигналом для педагога порционно добавлять изучение новых знаний и способов деятельности для выхода, в итоге, на новый уровень зоны актуального развития.

Благодаря чему, достигается истинная цель раннего развития – это помощь психике ребёнка в практическом овладении имеющимися у неё на данном этапе ресурсами, развитием её генетического потенциала, формирующая фундамент личности, позволяющий ребёнку самостоятельно, легко и инициативно развиваться в различных областях знаний, навыков, межличностных или социальных отношений, — что, несомненно, и будет являться весомым фактором её социальной и личной успешности.

Таким образом, овладение ребёнком расширенным для своего возраста количеством знаний в истинном понимании «раннего развития» является не самоцелью, а лишь естественно вытекающим явлением из большого процесса индивидуальной работы с личностью.

Из чего можно сделать вывод, что проблема подмены понятия и истинной цели раннего развития заключается в том, что педагоги дошкольных образовательных центров пытаются видимыми родителям, чётко измеримыми в краткосрочном периоде результатами ранней учебной деятельности ребёнка, подменить необходимость работы с зоной его ближайшего развития, обусловленной психическими и физиологическими особенностями личности, как базовым, имеющим невероятно важное значение, элементом для усвоения новых знаний, благодаря которому и достигается развитие цельной, зрелой, адаптирующейся, гармоничной, а не просто наполненной академическими знаниями личности.


Список литературы

  1. Киселев С.Ю. Пока мы не знаем всех тайн развития мозга, не надо пытаться воспитывать ребенка // Дискуссия. – 2017. — №6 (80). – С. 6-14.
  2. Куровский В.Н., Пяткина Г.Н. Материнская депривация и ее структурные компоненты // Вестник ТГПУ. — 2010. — №10. – С. 141-144.
  3. Любименко В.С., Мартынов А.А. Психоэмоциональное состояние как основной критерий дозирования нагрузки у детей раннего возраста // Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: теория, практика и перспективы: сб. мат. Всеросс, конф. – Волгоград, 2018. – С. 180-182.
  4. Овчинникова С.Ю., Хорош А.П. Организация познавательно-исследовательской деятельности с младшими дошкольниками с опорой на зону ближайшего развития // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. мат. XIII Международ, конф. — Чебоксары, 2018. – С. 142-145.
  5. Семикопенко О.Н., Шабалина Г. Н., Шевченко Е.Б. Актуальные проблемы развития и воспитания детей раннего возраста // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: сб. мат. VII Международ, конф. — Чебоксары, 2018. – С. 201-204.
  6. После трех уже поздно / Масару Ибука ; [пер. с англ. — Н. Перовой]. — М.: Альпина нон-фикшн, 2011. — 224 с.
  7. «Раннее развитие» детей — глупость или повод задуматься? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://inance.ru/2015/10/rannee/ (дата обращения: 17.04.19).