УДК 378

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ В США

№18,

Педагогические науки

Шарипова Карина Ильнуровна


Научный руководитель: Гирфанова Л.П., к.п.н., доцент


Ключевые слова: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ; КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; АККРЕДИТАЦИЯ; TEACHER EDUCATION; TEACHER TRAINING; QUALITY OF EDUCATION; ACCREDITATION.


Аннотация: В статье рассматриваются и сравниваются модели профессиональной подготовки учителей в Соединенных Штатах Америки, разбираются ее инновационные формы. Проводится анализ программы Принстонского университета, который может быть полезным для совершенствования педагогического образования в Российской Федерации.

Исследование опыта педагогической подготовки за рубежом является одним из основных аспектов в формировании профессиональных стандартов и в реформировании данного вида образования в Российской Федерации. Такая страна как Соединенные Штаты имеет значительные достижения в этой области.

Что касается статистики, по данным Национального Центра Статистики Образования (National Center for Education Statistics) только 8% учителей в Америке ушли из профессии по собственному желанию[1]. Мы думаем, это, прежде всего, связано с ожиданиями, которые не оправдались. В США Федеральный департамент образования ежегодно публикует списки, из которых видно, что есть тенденция к улучшению. В то же время, существует проблема значительного дефицита представителей расовых меньшинств в данной профессии.

В России же 33% учителей уходят в течение первых трех лет с начала работы, 46% — в течение первых пяти[2]. Причинами таких показателей, нам кажется, являются: низкая зарплата, плохое отношение родителей к учителю, большой объем бумажной работы или разные взгляды с администрацией школы. Поэтому изучение данной проблемы становится наиболее актуальным.

Целью статьи является рассмотрение особенностей педагогического образования в США на основе анализа программ Принстонского университета по подготовке квалифицированных кадров учителей.

При написании статьи нами использовались подготовленные Принстонским университетом справочники, содержащие описание процесса обучения преподавателей, и учебным пособием «Реформы образования в современном мире». Мы использовали именно электронные ресурсы, так как только они обеспечивают получение неустаревшей информации.

Образование в Америке, как и в России, многоуровневое. Существуют программы колледжей, бакалавриата и магистратуры. Финансируются они в основном за счет внебюджетных средств. При этом каждый штат совместно с Национальным Советом по Аккредитации Педагогического Образования (National Council For Accreditation Of Teacher Education) выдает лицензии педагогическим факультетам. Выделяются следующие критерии оценки педагогических факультетов, которые должны присутствовать в аккредитационных системах:
1) знания и умения будущих учителей,
2) практика в педагогической сфере,
3) культурное многообразие,
4) профессиональный рост[4].

Существует три модели профессиональной подготовки учителей в США: параллельная, альтернативная и последовательная. Первая модель представляет собой педагогическую подготовку, которая идет параллельно с общим и специальным образованием. В Америке она, по сравнению с Россией, характерна для колледжей, а не высших учебных заведений[3, С. 32].

В художественных и технических педагогических колледжах используется последовательная модель. Она включает в себя получение так называемых степеней: обучение предметам специализации и прохождение педагогических курсов после университета.

Моделью альтернативного образования в США пользуются центры по получению первоначальных педагогических навыков, что в России соответствует отделениям вторых профессий.

Если сравнивать подготовку высших ступеней педагогических кадров в этих двух странах, то в Соединенных Штатах Америки она представляет собой степень Доктора Философии, которая присваивается после двухгодичного обучения и защиты научно-исследовательской работы, объемом 100 тысяч слов, и сдачей устного экзамена. В России эта степень называется «Доктор педагогических наук», она присваивается после получения степени кандидата наук и защиты докторской диссертации, которая должна утвердиться в Высшей аттестационной комиссии.

Инновации в профессиональной подготовке учителей в США реализуются в рамках образовательных программ, одной из которых является «Гонка к вершинам». Суть данной программы заключается в том, что зарплата учителя должна напрямую зависеть от результатов обучения студентов. Однако эта идея не была поддержана преподавателями, так как эта инновация не позволяла одаренным детям развиваться дальше, ведь они уже получают высокий балл, и в то же время, программа могла лишь спровоцировать уход учителей из трудных классов.

С другой стороны в Соединенных Штатах получила развитие клиническая модель образования. Она подразумевала, что любое обучение должно быть закреплено практикой: годовой интернатурой. Эта программа имела много преимуществ. Например, вузы обзаводились площадками для практики, студенты перенимали опыт, а школы обеспечивались новыми разработками.

Огромную роль в развитии обучения в Америке играют технологические инновации, которые непосредственно связаны с использованием информационных технологий. Сюда можно включить различные проекты, разрабатывающие видеоматериал и виртуальные практики. К примеру, «Обучай Как Чемпион» («Teach Like a Champion») Дага Лемова или «Стержень преподавания» («Teachscape»).

По нашему мнению, самой влиятельной моделью образования остается альтернативная. Она представляет собой обучение, когда студент после получение диплома, устраивается на работу и в то же время берет несколько дополнительных курсов. На основе этой модели разработана программа Принстонского университета, представителя «Лиги Плюща» (объединение 8 элитных американских университетов). На сайте вуза указано, что данная педагогическая программа реализуется с помощью таких организационных форм, как семинарские занятия, курсовые работы, практические занятия и непосредственно практику[5]. Обучение начитается с вводного практикума, позволяющего в режиме реального времени наблюдать за деятельностью учителя и учеников в школе. В последующие годы добавляется курс, направленный на овладение основными принципами психологии в образовании – «педагогическая психология». Заключительным этапом подготовки учителей является «профессиональный семестр», который подразумевает практику в местной школе под руководством учителя или куратора из вуза на протяжении двух месяцев. После отрицательного промежуточного и окончательного оценивания преподаватель продлевает ее студенту еще на 12 недель.

В течение обучения студенты педагогических профессий сдают тест по медицине и независимый от их предметной области тест, направленный на оценивание профессиональной подготовки учителя.

В данном университете существуют профилирующие и выборочные дисциплины. Таким образом, выпускник при выпуске может иметь сертификат по одному предмету, а специализацию по другому[6].

Программа Принстонского университета по подготовке профессиональных педагогов направлена на реализацию следующих функций:
1) развитие базы теоретических знаний путем изучения продуктивных методик и принятых профессиональных стандартов;
2) практика для выработки умений на основе полученных знаний;
3) создание группы или сообщества для поддержания профессиональных педагогических навыков студентов;
4) устройство выпускников на работу в школы и университеты и дальнейшая поддержка связи с ними.

Таким образом, изучение и анализ профессиональной подготовки учителей в Соединенных Штатов позволяют извлечь уроки из опыта зарубежных коллег. Можно сделать вывод, что такие инновационные программы, которые связывают заработок преподавателя с успехами студентов, не являются перспективными. Мне кажется, в России стоило бы внедрить клиническую или альтернативную программу, так как они показали наиболее эффективный результат в Америке. А идея с годом стажировки в школе была бы выгодным вариантом для всех: школ, вузов и самих учеников.


Список литературы

  1. International comparisons of achievement, NCES Fast Facts, 2012[Электронный ресурс]: NCES. – URL: https://nces.ed.gov/pubsearch/pubsinfo.asp?pubid=2014077 — [дата обращения 17.03.2019].
  2. Российский учебник, Давыдова Ольга, 2017 [Электронный ресурс]: Российский учебник. – URL: https://rosuchebnik.ru/material/interesnie-fakti-o-professii-uchitel/ — [дата обращения 20.03.2019].
  3. Реформы образования в современном мире. – М.: Владос, 2006, С. 32.
  4. А.М. Сидоркин. Профессиональная подготовка учителей в США: Уроки для России//Вопросы образования – 2013. – №13. – С. 136-155.
  5. Program in Teacher Preparation. Sophomore Academic Guide, 2006-07 [Электронный ресурс]: Princeton University. – URL: http://www.princeton.edu/pr/pub/ags/06/079.htm — [дата обращения 20.03.2019].
  6. Program in Teacher Preparation. Student Handbook 2009-2010 Princeton University [Электронный ресурс]: TeacherPrep Princeton University Program In Teacher Preparation. — URL: http:// teacherprep.reuniontechnologies.com/sites/TEACHERPREP/folders/images/student %20handbook%202009-20010.pdf. — [дата обращения 13.04.2019].