ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

№5,

Экономические науки

Ильин Александр Геннадьевич (к.ф.н.)


Ключевые слова: ПЛАНИРОВАНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ; ИМИТАЦИЯ; МЕНЕДЖМЕНТ; ПРЕДПРИЯТИЕ; PLANNING; MANAGEMENT; SIMULATION; MANAGEMENT; ENTERPRISE.


Аннотация: В настоящее время проблема инновационных методов управления и планирования деятельности на предприятии является важной для поднятия конкурентоспособности экономики страны в целом. В ходе исследования данной проблемы были выявлены такие механизмы организации как имитация, являющаяся следствием снижения затрат на инновации, информационный «голод» руководителей предприятия, недостаток финансирования и квалифицированных кадров на предприятиях.

Современная практика хозяйствования свидетельствует о том, что большинство предприятий, которые достигли успешных экономических результатов значительное внимание уделяют формированию системы стратегического управления, которая позволяет обеспечить устойчивость в конкурентной борьбе в течение долгосрочного периода. В условиях жесткой конкуренции и быстро меняющейся ситуации во внешней среде очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел предприятия, но и предвидеть будущие ситуации.

Обеспечение стабильного, конкурентоспособного и устойчивого развития любого региона и государства, в частности, в условиях ускорения глобализации и интеграции в Европейское пространство, возможно лишь в том случае, когда это развитие будет осуществляться на инновационно-инвестиционной основе. Сочетание инвестиционной и инновационной деятельности, вложения значительных средств в современные инновационные технологии и производство инновационных продуктов следует рассматривать как важнейшую предпосылку эффективного функционирования отраслей в открытой конкурентной среде.

Формируя инновационную стратегию предприятия необходимо обратить внимание на такие функции предприятия:

— Реализация потенциала, заложенного в каждой форме собственности и хозяйствования, обеспечение конкуренции и сотрудничества между ними в деле использования инновационного потенциала при выходе из экономического кризиса на путь экономического роста;

— Обеспечение сбалансированности и внутрипроизводственной пропорциональности между структурными звеньями производства на инновационной основе;

— Соблюдения устойчивых стимулов предпринимателей, менеджеров, работников и коллективов в создании качественно новых технологий, форм организации производства, маркетингового обслуживания, реализации квалификации и творческого потенциала всех субъектов воспроизводства;

— Создание равных экономических условий для реализации социально-экономического потенциала каждой компании и субъекта собственности и хозяйствования в организации эффективного инновационного процесса.

Формирование мер, способных значительно активизировать инновационную активность предприятий в современных условиях, является одной из первоочередных задач.

Целесообразно разрабатывать на предприятиях план внедрения нововведений, имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой инновационной деятельности.

При создании плана инновационного развития предприятия следует учитывать непредвиденные ситуации, которые могут вызвать различные степени риска. В годы НЭПа в России активно создавались тресты. «Целью создания трестов являлось освобождение центральных органов от выполнения массы текущей работы» [3, с.11]. Создание трестов это один из примеров инновационной на тот момент времени деятельности по организации управления производством. В настоящее время это могут быть иные организационные действия, связанные с оптимизацией системы управления на основе инновационного менеджмента. Что весьма важно в условиях интеграции в мировое экономическое пространство.

Планирование выступает определяющим этапом в процессе формирования инновационной стратегии предприятия, но даже если предприятие обошло все возможные трудности и угрозы при планировании инновационного развития, оно может не достичь ожидаемых результатов, объясняется ошибками в организации плановой деятельности. К ним относят:

— отсутствие необходимой информации для принятия стратегических решений и разработки стратегических планов;

— отсутствие альтернативных планов; недостаточное использование научно-методического инструментария планирования;

— необоснованное определение уровня плановых показателей;

— несовершенную систему стимулирования работников, участвующих в разработке и выполнении стратегических мероприятий;

— недостаточный уровень организационного, социально-психологического и финансового обеспечения стратегического планирования;

— слабо развитую систему текущего анализа, контроля и корректировки стратегических планов.

Стоит указать, на тот факт, что в истории России были периоды быстрого развития экономики предприятий. « По нашему мнению, в истории российского государства можно выделить один период, когда правильно организованные мероприятия государства в области науки способствовали мощному подъему экономики – это период 1950–1960-х годов» [2; c. 1009]. Для развития промышлености необходимо уделять большое внимание наукоёмким отраслям промышленности, разрабатывать новые образцы техники и т.д.

Таким образом, в современных динамичных условиях хозяйствования разработка стратегического плана инновационного развития предприятия должна обязательно учитывать действие всех факторов его внутренней и внешней среды, а именно:

— формирование мер, способных значительно активизировать инновационную активность предприятий в современных условиях;

— необходимость перевода промышленности на новый путь развития для выхода страны из тяжелого кризиса и перехода к устойчивому экономическому росту;

— государственное стимулирование и поддержка инновационного развития предприятия.

Важной проблемой является финансирование инновационных проектов. В настоящее время «следствием недофинансирования науки является также снижение доли численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в общей численности занятых» [5; с. 145]. Следствием этого является ещё одно явление на предприятиях и даже в целых отраслях промышленности, это явление имитации, использования чужого опыта в своём производстве. «Имитация – это не кража идей и технических особенностей, а способность интегрировать уже имеющиеся продукты к собственной компании…очевидным остаётся одно – имитация заметно сокращает расходы на создание нового продукта» [1].

Ещё одним важным аспектом успешного планирования является информационная обеспеченность руководителей предприятия. «Особенно негативно недостаток информации отражается на «ключевых» сотрудниках, на которых возложены основные функции. Из-за слабой налаженности информационных потоков эта категория работников, желающих принимать участие в управлении фирмой, теряет уверенность в своей «нужности», полезности и со временем снижает эффективность в работе и даже может покинуть организацию» [4]. Необходимость реализации инновационного потенциала России, повышение инновационной активности и ускорения процесса перехода к новому образцу развития в регионах, организациях, предприятиях и т.д.


Список литературы

  1. Габбасова А.Ш. Имитация в современной экономической ситуации [Электронный ресурс] // НоваУм, №4, 2016. http://novaum.ru/public/p66 (дата обращения 9.02.2017)
  2. Гапсаламов А.Р. Уроки прошлого в решении современных проблем российской науки // Фундаментальные исследования. 2014. № 12-5. С. 1008-1011.
  3. Гапсаламов А.Р Система управления промышленностью в гг. НЭПа: история становления трестов Татарской АССР // Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 11-18.
  4. Сажин И.Н. Изучение организационной культуры предприятия [Электронный ресурс] // НоваУм, №5, 2017. http://novaum.ru/public/p133 (дата обращения 9.02.2017)
  5. Хусаинова С.В. Сравнительная характеристика научного потенциала России с научными достижениями других стран // Экономические и правовые аспекты регионального развития: история и современность материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 174-176.