УДК 37

ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Паникарова Дарья Владимировна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА; ОБРАЗНАЯ РЕЧЬ; ОБРАЗНОСТЬ; СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ; SPEECH CULTURE; FIGURATIVE SPEECH; FIGURATIVENESS; STYLISTIC DEVICES.


Аннотация: В статье показан уровень изученности образности речи у детей дошкольного возраста. Приводятся результаты диагностики детей старшего дошкольного возраста на выявление уровня развития образной речи.

Дошкольный возраст является благоприятным периодом формирования культуры речевого общения, ведь именно в этом возрасте у детей возрастает стремление к расширению круга жизненных связей и отношений. Стремление детей данного возраста к освоению речи обусловлено их желанием влиять на других людей и потребностью в анализе своих действий.

Под речевой культурой в дошкольном возрасте понимается не только умение грамматически правильно строить высказывания, но и владеть выразительными возможностями родного языка. Дети старшего дошкольного возраста обладают способностью не только осознавать авторскую идею художественного произведения, но и его образную сторону [4].

Образность – важнейшее коммуникативное качество речи, предполагающее использование средств художественной выразительности с одной стороны, и умение вызывать у слушателя или читателя яркие образы с другой. По мнению Н.Н. Шокова, образность речи проявляется в представлении предметов изображения через красочные образы, предполагающие их последующую оценку [5].

М.М. Алексеева, Б.И. Яшина в своих исследованиях обозначили значимость развития образной речи в дошкольном возрасте. По их мнению, основой задачей развития образности является не только понимание средств художественной выразительности, но и их непосредственное использования в активной лексике [1].

В исследованиях Е.В. Савушкиной, признающей важность развития образной речи в дошкольном возрасте, можно отметить, что умение использования интонации и точного слова предполагает не только убедительное изложение своих мыслей, но и определенное воздействие на слушателя в зависимости от цели высказываемой информации [3].

На основе теоретического обоснования данной проблемы, нами было проведено педагогическое исследование для выявления уровня развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании приняло участие 44 воспитанника дошкольного образовательного учреждения (группа А и группа Б).

В основу диагностики развития образной речи детей старшего дошкольного возраста легла методика В.Н. Макаровой, Е.А. Ставцевой и М.Н. Едаковой, направленная на выявление особенностей детьми образных средств языка. Данная методика проводится в виде индивидуальных бесед с помощью 5 серий заданий, предполагающие определенные цели [2].

В результате проведенного комплекса диагностических мероприятий мы определили исходный уровень развития образной речи детей старшего дошкольного возраста.

1 серия заданий, направленная на выявление особенностей восприятия детьми литературных произведений разных жанров, показала, что большинство детей старшей возрастной группы имеют средний уровень восприятия (группа А – 59%, группа Б – 68%). Анализ ответов детей показывает, что у них еще не сформированы представления о жанровых отличиях произведений. Наиболее близким для дошкольников жанром является сказка. Дети с легкостью указывают на отличительные признаки сказки: особое начало (жили-были, в тридевятом царстве и др.), человеческие характеристики животных, борьба добра и зла.

2 часть диагностики была направлена на изучение способности детей самостоятельно придумывать сказку или рассказ с использованием средств художественной выразительности. Большинство детей (группа А – 55%, группа Б – 63%) имеют средний уровень развития умения придумывать сказку или рассказ. Анализ ответов показывает, что при составлении монолога у детей наблюдается смешение жанров, отступление от первоначально выбранной темы, использование небольшого количества средств художественной выразительности (1-2 слова). Речь при этом у детей монотонная, интонационно не выраженная.

3 серия заданий, направленная на определение уровня знаний детьми фразеологизмов и использования их в активном словаре, показала, что большинство детей (группа А – 73%, группа Б – 59%) имеют средний уровень понимания значения фразеологизмов. Анализ ответов детей показывает, что у них не до конца сформированы представления о фразеологизмах. Дети старшего дошкольного возраста пытаются объяснить значение фразеологизмов, но своих примеров их использования привести не могут.

4 часть диагностики была направлена на выявление умения детей понимать образное содержание загадок. Большинство детей (группа А – 68%, группа Б – 73%) отгадывает загадку, но художественный образ, заключенный в загадку, ими не улавливается. Они с трудом вычленяют средства художественной выразительности, указывая на слова, не содержащие в себе никакую образную нагрузку.

5 серия заданий, направленная на выявление умения детей старшего дошкольного возраста подбирать к словам антонимы и синонимы, показала, что большинство детей (группа А – 73%, группа Б – 59%) имеют высокий уровень. Анализ ответов детей показывает, что они могут подбирать к словам антонимы и синонимы. Возможно, это связано с тем, что с антонимами и синонимами дети знакомятся уже в младшем возрасте, поэтому старшие дошкольники имеют большой опыт применения данных слов в своей лексике.

Таким образом, данные диагностического исследования показывают, что основная часть детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень развития образной речи. У старших дошкольников не сформированы четкие представления о средствах художественной выразительности, однако дети понимают основное содержание принимаемой информации. Мы считаем, что основной задачей работы над образностью речи детей дошкольного возраста является не только развитие способности элементарно анализировать содержание художественного произведения, но и активное использование средств художественной выразительности в повседневном общении со сверстниками и взрослыми.


Список литературы

  1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. Пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений – 3-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – С. 352-354.
  2. Макарова В. Н., Ставцева Е. А., Едакова М. Н. Диагностика развития речи дошкольников : Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – С. 6-15.
  3. Савушкина Е.В. Развитие образной речи детей средствами изобразительного искусства // Дошкольное воспитание. – 1979. – №1. – С. 5-9.
  4. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста : Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. – М.: гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – С. 150.
  5. Шоков Н. Н. Образная речь : специфика и семантический механизм // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2017. — №4 (70). – С. 188-191.