УДК 004.056.52

МОДУЛЬ ДЛЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРАВАМИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ MOODLE

№18,

Технические науки

Мелихов Александр Владимирович


Научный руководитель: Сычев О.А., кандидат технических наук, доцент.


Ключевые слова: СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ; MOODLE; LEARNING MANAGEMENT SYSTEM; MOODLE.


Аннотация: В статье описывается модуль для системы дистанционного образования Moodle, которые призван в автоматизированном режиме ограничивать права пользователей во время проведения контрольного тестирования в целях предотвращения списывания.

Первые системы дистанционного образования (СДО) появились с развитием информационных технологий и проникновением их в различные сферы жизни людей. СДО нашли широкое применение в образовательных учреждениях. Эти системы помогают организовывать процесс дистанционного образования и имеют все необходимые для этого функции: создание курсов, управление записью пользователей на курсы, общение преподавателя и обучаемого, контрольное тестирование.

СДО имеют массу плюсов, так как позволяют учащемуся обучаться практически в любом для него удобном месте, избавить обучающегося от трат на бумажные учебники, а также объективизирует критерии оценки знаний. Но также эти системы имеют и недостатки. Самый главный из них, возможно, — это отсутствие личного общения преподавателя и студента, в следствие чего преподаватель не может полностью контролировать и оценивать процесс обучения студента. Преподавателю точно не известно, сам ли студент обучается и сдает контрольное тестирование, так как под учетной записью студента может быть аутентифицирован кто угодно, кому студент предоставил к ней доступ. Помимо этого, студент может пользоваться какими угодно материалами и подсказками во время прохождения контрольного теста, что также нежелательно. Поэтому контроль над действиями студентов в системах дистанционного образования и правильное их ограничение — актуальная задача.

Для СДО Moodle уже существует несколько решений, которые призваны бороться с данной проблемой. Во-первых, это использование «защищенного» браузера. Такой браузер должен быть предустановлен на компьютере студента. Он позволяет ограничить список действий, которые потенциально может использовать студент. Студент не сможет переключиться на другую вкладку браузера, открыть другое приложение, воспользоваться элементами управления для навигации по истории страниц и некоторые другие функции. Ограничениями данного подхода является то, что он может интегрироваться только с одним видом тестирования в Moodle, остальные виды он не поддерживает. Кроме этого, этим браузером можно воспользоваться только в ограниченном количестве операционных систем, что также является минусом.

Другой подход для ограничения прав пользователей в СДО — это использование двух инсталляций такой системы [1]. Одна инсталляция работает в обычном режиме и в ней пользователи ни в чем не ограничены: они могут писать друг другу личные сообщения, загружать личные файлы, общаться в чатах и на форумах. Вторая инсталляция предназначена исключительно для прохождения студентами контрольного тестирования. В этой инсталляции их права сильно ограничены, чтобы студенты не могли совершить никаких потенциально не желательных действий. Минусом данного подхода является сложность и неудобство содержания и обслуживание двух инсталляций СДО, вместо одной.

Третий метод построен на нахождении некоторых закономерностей в том, как студенты сдают тесты [2]. Анализируя то, как распределяются оценки одного контрольного тестирования в зависимости от времени, затраченного на его решение студентом, и момента, выбранного им для начала теста (в начале периода или в последние дни контрольной недели). Среднее время, необходимое для решения этого теста, составляло 30 минут (со стандартным отклонением 12 минут). Можно заметить, что некоторые студенты решили тест через несколько минут (менее 15 минут). Тем не менее, только 2 ученика, которые решили тест менее чем за 15 минут в течение первых дней (рис. 3a), получили отметку более 5. Напротив, большая часть студентов, которые решили тест менее чем за 10 минут, получила высокий балл в течение последних дней. Этот факт заставляет с подозрением относиться к тому, как эти студенты решили тест. Студенты, которые прошли тест в течение последних дней, могли получить некоторую информацию о вопросах, которые могут появиться у их товарищей, которые решили тест в течение первых дней, поэтому некоторые из них могли воспользоваться этим. Недостатком этого подхода является то, что нужно иметь собранные статистические данные о том, как студенты проходят контрольное тестирование, чтобы принимать решение, честно или не честно данный студент прошел тестирование. Кроме этого, минусом является еще то, что некоторые студенты, зная правильные ответы на тестирование, могут специально растягивать время между своими ответами, чтобы не вызывать подозрений.

Так как все вышеописанные способы не позволяют бороться со списыванием, используя функциональность СДО, или не позволяют это делать удобно, было принято решение о разработке собственного плагина для СДО Moodle. Он расширяет существующую подсистему управления правами пользователей и позволяет динамически разрешать или запрещать те или иные действия пользователей по наступлению определенных событий. При этом он делает это в автоматизированном режиме. Например, когда студент начинает проходить онлайн тестирование, ему можно запретить пользоваться чатом и форумом, а когда он закончит тестирование, все его прежние права восстановятся. Какие действия разрешать, а какие запрещать задает преподаватель во время создания правила. Кроме этого, он должен задать название правила, контекст действия правила (весь сайт, категория курсов, отдельный курс), в котором действия будут разрешены или запрещены пользователю; событие, которое будет служить триггером для срабатывания правила (начало прохождение теста, получение задания, начало урока); контекст события (чтобы, например, отличить контрольные тесты, во время прохождения которых необходимо ограничивать студента, от тренировочных); роли пользователей, на которых правило должно сработать; контекст роли пользователей и название роли, присвоенной пользователю после срабатывания правила. Во время работы в системе преподаватель может видеть список пользователей, права которых были изменены, а также восстанавливать их прежние права. Если пользователь находится под действием какого-либо правила, ему выводится сообщение об этом и его текущая роль.

Разработанное решение планируется к внедрению в учебный процесс на кафедре «ПОАС» ВолгГТУ.


Список литературы

  1. Matos R., Barber J. MoodleGate: securing computer drive exam environments // INTED2013 (Valencia, 2013).
  2. Haney W. M., Clarke M. J. Cheating on Tests: Prevalence, Detection, and Implications for Online Testing // Psychology of Academic Cheating. 2007. P. 255-287.