УДК 37

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Яримеева Кристина Александровна


Научный руководитель: Панфилов А.Н., к.психол.н., доцент.


Ключевые слова: ДИНАМИКА; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DYNAMICS; INDEPENDENCE; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENTS; LEARNING ACTIVITIES.


Аннотация: В статье раскрываются вопросы формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста, представлены материалы диагностики самостоятельности у младших школьников, изучены вопросы развития самостоятельности у детей.

В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями высокие требования. На первый план выдвигаются задачи по созданию условий для развития самостоятельной, творчески активной, любознательной, целеустремленной личности, то есть на создание целостной системы развития и воспитания младших школьников.

Активно происходит процесс обновления начального образования, ориентированный на кардинальное изменение приоритетов целей образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, где особый акцент сделан на создании педагогами основы для самостоятельной реализации учебной деятельности младшими школьниками, их саморазвитии и самосовершенствовании. Гуманизация образования, как одно из ведущих направлений работы современной школы, также призвана активизировать процесс становления самостоятельной личности, создавая условия для ее самовыражения, самоактуализации [5, c.63]. В связи с этим, одной из важнейших задач современной психологии и педагогики становится развитие самостоятельности учащихся, которое целесообразно начинать именно в начальной школе, так как младший школьный возраст обладает особой ценностью для последующего развития человека (Л.Л. Божович, В.В. Давыдов, B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.).

Возраст от 7 до 10 лет является важным, сензитивным периодом для проявления и развития самостоятельности. Как указывают исследования психологов и педагогов (В. В. Давыдов, Л. С. Выготский, Н.И. Гуткина, Л.И. Демирова, П. Н. Магомедова и др.), в младшем школьном возрасте формируются способность учеников в деятельности, которую они совершают без вмешательства со стороны педагогов и родителей. В этом возрасте у учащихся формируется инициативность, активность, познавательные интересы, самостоятельность.

Развитие самостоятельности как цель образования раскрывали в своих работах еще А. Дистервег, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский.

Проблему анализа развития активности и самостоятельности, как важнейшего показателя плодотворности обучения изучали Л.П. Аристова, Е.Я. Голант, Д.Б. Богоявленская, И.С. Якиманская и др.

Работы Л.П. Аристовой, Е.Я. Голанта, Б.П. Есипова и других ученых посвящены проблеме анализа сформированности у детей самостоятельности, как важнейшего показателя результативности учения. Остается недостаточно изученной динамика формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста.

Самостоятельность З.И. Калмыковой определяется как характеристика личности. Как отмечает Л.О. Крайнова, некоторые исследователи (В.Н. Максимова, Б.П. Есипов, М.И. Махмутов) полагают самостоятельность важнейшим свойством познавательной деятельности. Познавательная самостоятельность характеризуется умением без посторонней помощи находить способы решения познавательных задач, обладать умением мыслить независимо от других людей [21, с.7].

М.А. Данилов отмечает, что самостоятельность выступает средством стимулирования осознанности и действенности изучаемого, результатом эффективной организации образовательного процесса, показателем интеллектуального развития школьников [13, с.7].

Самостоятельность – непременное условие развития личности, благодаря чему человек может вести в дальнейшем независимую и активную жизнь. В основе развития самостоятельности лежат рефлексивные качества. Самостоятельность тесно связана с формированием познавательного интереса и умственной активностью.

Исследователи выдвигают различные виды самостоятельности, выделяя три вида самостоятельности:
1) организационно-техническая самостоятельность;
2) самостоятельность в процессе познавательной деятельности;
3) самостоятельность в практической деятельности.

Можно выделить такие критерии сформированности самостоятельности у младших школьников, как интеллектуальный, мотивационно-волевой, самокоррекционный. Самостоятельность формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Однако в любом возрасте важно разумно поощрять детскую самостоятельность, развивать необходимые навыки и умения.

Как показал анализ исследований (B.C. Мухина, A.B. Запорожец, А.Г. Ковалев, В.В. Давыдов), младший школьный возраст является благоприятным периодом развития самостоятельности и осознанности.

С поступлением ребенка в школу в его жизни наступают перемены, которые в значительной степени способствуют развитию его самостоятельности. Формирование самостоятельности младшего школьника осуществляется в процессе учения и осуществления им учебной деятельности. В учебной деятельности у учащегося развиваются способности мыслить самостоятельно, умение ориентироваться в ситуации, формируются навыки самоконтроля и саморегуляции. Уровень развития самостоятельности младших школьников связан с их самооценкой, отношением к себе, с навыками саморегуляции.

Эмпирическое исследование динамики формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста было проведено на базе МБОУ «Карабашская основная общеобразовательная школа №1» Бугульминского муниципального района.

Гипотеза экспериментального исследования состояла в предположении о том, что разработанная нами программа формирования самостоятельности у детей младшего школьного возраста способствует статистически значимому повышению уровня данного качества.

Нами были выделены интеллектуальный, мотивационо-волевой и самокоррекционный компоненты самостоятельности, для диагностики которых использовались следующие методики: карта проявлений самостоятельности (на основе методики А.М. Щетининой); методика «Особенности проявления воли» (Р.М. Геворкян); диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой).

Итак, высокий уровень проявления самостоятельности (интеллектуальный компонент) выявлен у 20%, средний у 50%, низкий у30% учащихся.

Высокий уровень мотивационно-волевого компонента самостоятельности выявлен у 25%, средний у 45%, низкий у 30% детей.

Высокий уровень самокоррекционного компонента самостоятельности выявлен у 15%, средний у 45%, низкий у 40% детей.

В целом, на начало учебного года высокий уровень самостоятельности отмечен у 20% учащихся третьего класса, средний у 46%, низкий у 33%.

Работа по формированию самостоятельности учащихся младшего школьного возраста включала как занятия на уроках, так и внеурочные формы работы. Всего в ходе экспериментального исследования было проведено 24 мероприятия различной направленности, из которых 12 – уроки в соответствии с основными изучаемыми дисциплинами. Кроме того, план мероприятий предполагал и проведение воспитательной работы в формах классного часа, викторины и выставки рисунков, работу в уголке природы класса, а также труд школьников в классной комнате и на территории школы.

С целью обучения учащимся навыкам самоконтроля и рефлексии мы провели серию тренингов (Тренинг «Как стать более самостоятельным», «Как развить силу воли» и др.). На этих тренингах школьники учились проявлять свою волю, развивать рефлексию, оценивать свою деятельность.

В нашей работе мы повышенное внимание уделяли учащимися со слабыми навыками самостоятельной работы, с низким уровнем рефлексии.

Развитию навыков самостоятельности у детей младшего школьного возраста способствовало выполнение поручений, дежурство в классе.

На контрольном этапе эксперимента нами была проведена повторная диагностика уровня развития трех выделенных нами компонентов самостоятельности младших школьников.

Высокий уровень самостоятельности увеличился с 20% до 45% класса, средний снизился с 46 до 41,6%, низкий снизился с 33% до 13,3%.

В целом, по всем трем изученным компонентам произошли положительные изменения. В сфере интеллектуального компонента самостоятельности, дети теперь характеризуются высоким уровнем осознания своего «Я»; принятия цели, осмысления выполняемой деятельности. В сфере мотивационного-волевого компонента школьники по итогам проделанной работы осознали социальную значимость позиции «Я-ученик», у них сформировалось желание соответствовать данной позиции; открытость к новому опыту. В области самокоррекционного компонента самостоятельности у школьников сформировались высокий уровень самоконтроля, саморегуляции школьника; способности к удержанию цели самостоятельной деятельности.

Таким образом, на основании проведенного нами исследования, констатируем, что гипотеза экспериментального исследования подтвердилась. Реализованная нами программа способствовала повышению уровня самостоятельности детей младшего школьного возраста.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1–4 кл.): офиц. текст.- М., 2009.
  2. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. Учебное пособие для вузов. М.: Академия, 2002. — 208 c.
  3. Балясникова Л.В. Самостоятельность как фактор самореализации младшего школьника: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2013. – 26 с.
  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2008. – 287 с.
  5. Васильева, Р. А., Суворова, Г. Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Р. А. Васильева. – М. : Педагогика, 2007. – 207 с.
  6. Венгер А. Л. Готовность детей к школе. Томск. Пеленг, 2008. – 198 с.