УДК 338.33

РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

№18,

Экономические науки

Шкута Яна Сергеевна


Ключевые слова: ТУРИЗМ; ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ; ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ; КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ; TOURISM; TOURISM INDUSTRY; STATE AND MUNICIPAL AUTHORITIES; COMPETITIVENESS.


Аннотация: Статья посвящена анализу развития туристической отрасли на территории Волгоградской области. В частности в статье рассматриваются аспекты влияния государственных и муниципальных органов власти на развитие туризма. Проведен анализ основных социально-экономических показателей Волгоградской области, позволяющий определить потенциал региона. Озвучены перспективы развития туристической отрасли на территории Волгоградской области.

Развитие туристической отрасли, в современных условиях, приобрело невероятно значимый характер. Регион стал рассматриваться не просто как субъект Российской Федерации, имеющий свое географическое положение, а как «субъект-товар». Если взглянуть с точки зрения туристической отрасли, территория рассматривается как продукт, который необходимо продвигать как на внешней, так и внутренней арене.

Причем, стоит отметить, что привлекательность такого «товара» напрямую влияет на конкурентоспособность региона и, соответственно, на его экономическое развитие в целом. Таким образом, увеличивая спрос, мы автоматически повышаем инвестиционную привлекательность субъекта Российской Федерации.

Туристическая отрасль взаимодействие вкупе с демографическими, социальными, экономическими, природно-географическими и историческими факторами. Которые, в свою очередь, оказывают немалое значение в развитии туризма региона. Лишь гармоничная их взаимозаменяемость и взаимодополняемость способна оказать положительное воздействие на развитие туристической сферы области.

Волгоградская область входит в состав Южного федерального округа и занимает площадь в 113,9 тыс. км2. Территория региона богата своей природной красотой, к которой можно отнести:
1. Волго-ахтубинскую пойму.
2. Столбичи.
3. Озеро лотосов.
4. Соленое озеро Эльтон.
5. Горько-соленое озеро Булухта.
6. Плавающие острова.
7. Голубинские пески.
8. Меловые горы по реке Иловля.
9. Щербаковскую балку.
10. Природный парк «Нижнехоперский».
11. Ледниковые валуны и др.

Также, туристическое богатство региона обусловлено памятными достопримечательностями, многие из которых хорошо известны не только в России, но и за рубежом:
1. Мамаев курган и скульптура «Родина-мать зовет!».
2. Музей-панорама «Сталинградская битва».
3. Мельница Гергардта.
4. Площадь Павших борцов.
5. Аллея Героев.
6. Дом Павлова.
7. Музей-заповедник «Старая Сарепта».
8. Казанский собор.
9. Волгоградский элеватор и др.

Основным документом, регулирующим туристическую деятельность в Волгоградской области, является Постановление Администрации Волгоградской области от 5 июня 2015 года N 295-п «Об утверждении концепции развития внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области на период до 2020 года». Данное постановление определяет приоритетные направления туризма в регионе, анализ состояния туристической сферы области, выявляет перечень мероприятий, внедряемых для дальнейшего развития туризма Волгограда и области [1].

Суть концепции заключается в развитии внутреннего и въездного туризма на территории Волгоградской области, увеличение туристического потока и повышение качества предоставляемых туристических услуг [1].

Опираясь на данные аналитического агентства «ТурСтат», можно определить, что в 2017 году общий поток туристов составил более 950 тысяч человек, из которых 654 тысяч человек – туристы из России, а около 296 тысяч человек – туристы из зарубежных стран. Для сравнения, в 2016 году, общее число посетивших Волгоградскую область составило – 798 тысяч человек, туристы из России – 518 тысяч человек и 280 тысяч человек из-за рубежа соответственно [2].

Несомненно, в 2018 году большую роль в развитии Волгоградской области как туристического региона сыграл Чемпионат мира по футболу – 2018. Число туристов, посетивших регион в столь знаменательном событии, превысило 1 млн. человек. За счет проведения чемпионата, область смогла привлечь дополнительно 200 тысяч туристов, 50 тысяч из которых – это граждане иностранных государств [2].

За последние несколько лет, можно смело увидеть тенденцию развития туристической отрасли в регионе: реставрация зданий, редизайн аэропорта, развитие железнодорожной сети и автодорог, строительство новых гостиниц и внедрение туристических маршрутов – все это оказывает положительное влияние на туристическую составляющую Волгоградской области.

Помимо вышеописанного, туристическая привлекательность Волгоградской области определяется природными, историческими и культурными объектами, которые в силе удовлетворить потребности туристов, содействуя их духовному развития и физическому восстановлению сил. Область богата особо охраняемыми территориями (37 заповедников), природными парками – 7, охотничьими заказниками – 6. Однако, как показывает практика, наиболее посещаемыми местами туристической прогулки являются музеи, парки культуры и отдыха и исторические монументы (соборы, памятники и т.д.) [3].

Как уже отмечалось ранее, Волгоградская область входит в состав ЮФО, что уже дает ей конкурентное преимущество. Число солнечных дней в году здесь насчитывается около 120. Присутствие в регионе несколько сотен рек, большинство из которых имеют свои собственные пляжи и живописные долины, также положительно сказывается на туристическом развитии Волгоградской области.

Субъект Российской Федерации имеет в своем распоряжении курортные организации, кемпинги и базы отдыха. Санатории области славятся своим санаторно-оздоровительным комплексом услуг: лечение органов дыхания, нервной системы, обмена веществ, эндокринной системы, гинекологических заболеваний, заболеваний крови и т.д. [3]

Для полноты картины, стоит обратить внимание и на негативные факторы туристической области региона. За 2017-2018 год замечена тенденция роста цен на отдельные виды услуг. Оплата за проживание в гостиничном номере выросла на 2,2%, в санаторно-курортном отделении – на 9,5%, стоимость железнодорожного билета на 2,5%, стоимость посещения кинотеатров теперь обходиться на 11,4% больше, а окунуться в мир искусства и посетить музеи и выставки – 22,4% [4].

Подводя итоги, можно сделать вывод, что с каждым годом Волгоградскую область посещает все больше и больше туристов, причем процентное соотношение туристов из других городов Российской Федерации и туристов из-за рубежа имеет тенденцию меняться. Туристическое развитие области хоть и имеет свои недочеты и минусы, однако не перестает внедрять новейшие технологии и идти в ногу со временем, чтобы привлекать еще больше туристов. Как один из примеров таких «технологий», можно назвать «экологический туризм». Суть которого заключается в разработке план-схемы экотроп и агроэкологических маршрутов, которые за 2017 год, по подтвержденным данным, привлекли около 50 тыс. туристов.


Список литературы

  1. Постановление Администрации Волгоградской обл. от 05.06.2015 N 295-п «Об утверждении Концепции развития внутреннего и въездного туризма в Волгоградской области на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW180;n=118218;frame=21#012766477771776885 (дата обращения: 14.04.2019).
  2. Аналитическое агенство ТурСтат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://turstat.com/ (дата обращения: 14.04.2019).
  3. Информационный ресурс. Ростуризм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 14.04.2019).
  4. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://volgastat.gks.ru/ (дата обращения: 17.04.2019).