УДК 37

РОЛЬ НАРОДНЫХ ИГР И ПРАЗДНИКОВ В ОЗНАКОМЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЫЧАЯМИ РУССКОГО НАРОДА

№18,

Педагогические науки

Галимуллина Залия Илшатовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ; НАРОДНАЯ ИГРУШКА; НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК; НАРОДНЫЕ ИГРЫ; СЛОВЕСНЫЙ МЕТОД; НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД; ПРАКТИЧЕСКИЙ МЕТОД; FOLK TRADITIONS; FOLK TOYS; FOLK FESTIVAL; FOLK GAMES; VERBAL METHOD; VISUAL METHOD; PRACTICAL METHOD.


Аннотация: Статья посвящена проблеме приобщения детей к народным играм и праздникам как к средству формирования представлений об обычаях русского народа. Рассмотрены задачи, формы, виды народных игр и праздников, также методы работы с ними.

Урбанизация, индустриализация, компьютеризация, информационный бум – все это вытесняет представление о прошлом. В стране идет пропаганда западной культуры. Дети смотрят американские мультфильмы, покупаются иностранные игрушки, в нашу культуру проникают зарубежные праздники, народные сказки уходят на задний план и вместо них сейчас детям покупают журналы с супергероями. Безусловно, изучение другой культуры интересно и полезно как для взрослых, так и для детей. Но для того, чтобы понять мировоззрение другого народа, необходимо в первую очередь разбираться в собственной культуре. Ведь бережное отношение к своему народу и его традициям – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте одной из задач является приобщение детей к социокультурным нормам, народным традициям общества и государства. Средствами приобщения детей к народным традициям и обычаям являются народные праздники и игры. Для того чтобы способствовать духовному, патриотическому и нравственному воспитанию дошкольников, необходимо знакомить их с родной культурой, играми, обычаями, речью начиная уже с младшего дошкольного возраста.

Приобщение к народной игре решает множество задач. Во- первых, существует множество подвижных народных игр. Это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья, развитию ловкости. Е.Н Водовозова рекомендовала разнообразить народные игры сообразно с русской жизнью. Такой способ учит сообразительности и находчивости, также развивает фантазию ребенка настолько, чтобы он в дальнейшем мог самостоятельно без помощи воспитателя придумывать подобные игры. В календарных народных играх заключена информация, которая дает представление о быте, труде, мировоззрении наших предков. Соответственно благодаря народным играм у детей формируются нравственные качества, закрепляются навыки дружной жизни в коллективе, формируются чувства принадлежности к своему народу.

В дошкольном образовательном учреждении существует множество форм приобщения детей к народным играм. Это могут быть беседы, фольклорные праздники, игры- путешествия в прошлое предметов, выставки. Народные игры считаются традиционным средством педагогики. По содержанию народные игры выразительно и понятны ребенку. В народных играх есть соревновательный задор, они часто сопровождаются веселыми считалками, потешками, что очень привлекает внимание детей разного возраста.

Науменко Г.К. выделяет следующие виды игр:
А) подвижные;
Б) календарные;
В) природные;
Г) бытовые;
Д) драматические (театрализованные).

Существует множество народных игр, которые не обходятся без народных игрушек. Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить не только с народной игрушкой, но и с историей их создания.

Народный праздник — это совокупность практически всех видов искусств: литературы, музыки, живописи, поэтому приобщение детей к народным традициям и обычаям целесообразно проводить в форме детского праздника. Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своем народе, природе, обычаях и традициях. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

Целью проведения народных праздников является приобщение дошкольников к культуре своего народа, поэтому в сценарий праздника следует включать потешки, пестушки, заклички, так как они являются жанром народного творчества. В программу обязательно входят пляски, хороводы, народные танцы. Их направленность зависит также от содержания праздника. Цель — раскрыть содержание праздника.

Знание и владение обширным репертуаром и методикой преподавания является основным условием успешного приобщения народных игр и праздником в жизнь дошкольников. Существует множество методов, при помощи которых воспитатель пробуждает интерес детей к народным обычаям и традициям. При помощи словесного метода воспитатель рассказывает об играх и праздниках. Наглядный метод предусматривает рассматривание иллюстраций к играм и праздникам, показ костюмов. Практический метод – это проведение игр и праздников, изготовление атрибутов.

Таким образом, приобщение дошкольников к народным праздникам и играм разносторонне развивает личность каждого ребенка. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.


Список литературы

  1. Антонова, Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / Г.А. Антонова, О.М. Ельцова, Н.Н. Николаева. СПб.: Детство — Пресс, 2012. -336с.
  2. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О. Л., Маханева М.Д. Учебно-метод. пособие.- 2-е изд., перераб. и доп. — СПб, 2016. — 304 с.
  3. Кондратьева, Н. В. Игра как ведущая деятельность в социальноличностном развитии дошкольников / Н. В. Кондратьева, М. В. Максимова // Молодой ученый.- 2015. — №6. — С. 629-632.
  4. Круглова, И. Знакомство дошкольников с истоками русской праздничной культуры / И. Круглова//Дошкольное воспитание. – 2016. — №10.-С.16-19.