УДК 37

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

№18,

Педагогические науки

Шайхутдинова Гульшат Маратовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ; КОМПЕТЕНЦИЯ; СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; COMMUNICATIVE DEVELOPMENT; COMPETENCE; ROLE-PLAYING GAME; PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В данной статье мы рассматриваем теоретические аспекты развития коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Отмечаем важную роль сюжетно-ролевой игры в развитии коммуникативных компетенций детей.

В связи с введением ФГОС, в системе дошкольного образования произошли изменения. Одной из главных задач стандарта стало социально-коммуникативное развитие дошкольника.

Ребенок знакомится с сущностью человеческих отношений уже в дошкольном возрасте. Он открывает для себя всё разнообразие связей и получает непосредственный опыт первых взаимоотношений. А это в свою очередь, становится основой для дальнейшего личностного развития ребёнка и определяет особенности самосознания человека и отношение его к миру в целом. Вопрос развития коммуникативных компетенций дошкольников является актуальным, и становится одним из приоритетных направлений в системе образования.

На сегодняшний день современное общество, как никогда, нуждается в изучении и формировании коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста. Так как большая часть жизни общества связана с взаимодействием людей друг с другом, то коммуникативная компетенция стала неотъемлемым качеством современного человека и залогом его успешной деятельности. Всем известно, что коммуникативная компетенция является важнейшим условием взаимодействия людей, без чего невозможно сосуществование людей.

Сейчас перед воспитателями ставится новая задача: сформировать креативную, компетентную личность, способную активно взаимодействовать с окружающими. Именно поэтому важно сформировать коммуникативную компетентность ребенка-дошкольника.

Обладание коммуникативной компетенцией позволяет ребенку построить взаимоотношение со сверстниками и почувствовать себя в роли активного партнера, также это помогает ребенку «найти себя».

Отсутствие коммуникативной компетенции приводит к противоположному результату. Недостаточно развитый коммуникативный опыт наносит вред психическому и морально-нравственному развитию ребенка. Такой ребенок сложно вступает в контакт со сверстниками, вследствие чего становится изгоем в группе. Нужно стремиться избежать этого, поэтому формирование коммуникативных компетенций дошкольников, должно стать главной целью дошкольных учреждений.

Принято считать, что наиболее благоприятным периодом для формирования коммуникативной компетенции человека, является дошкольный возраст, потому что именно в этом возрасте человек легко приобретает навыки. И именно в этом возрасте у детей проявляется непосредственный интерес к совместной деятельности, которая находит своё отражение в игре. Игра это наиболее доступный вид деятельности, с помощью которой ребенок изучает окружающий мир. Активность ребенка, его желание общаться, узнавать что-то новое о товарищах проявляется в игре. В свою же очередь, именно в сюжетно-ролевой игре, ребенок может вступить в реальные отношения с другими детьми, установив с ними сложные ролевые отношения.

Сюжетно-ролевой игра охватывает практически все сферы жизни, потому посредством именно такой игровой деятельности ребёнок способен всецело овладеть тонкостями взаимоотношений со сверстниками.

В сюжетно-ролевой игре ребенок чувствует себя свободным, потому что он сам решает, как ему действовать и что говорить.

Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развиваются такие качества как:
1. Воображение, творческие способности, образное мышление. Это обусловлено тем, что сюжетно-ролевой игре ребенок сам воссоздает интересные ему ситуации из различных сфер жизни благодаря условным действиям: манипуляции с игрушкой, которая замещает настоящий предмет; воображаемые и речевые действия, которые совершаются в уме.
2. Благодаря игре происходит развитие личности ребенка. В игре ребенок берет на себя различные роли, воссоздает действия героев, перенимает их чувства, сочувствует им и вследствие чего научается разбираться в отношениях людей.
3. Благодаря сюжетно-ролевой игре у ребенка развивается навык взаимодействия с окружающими: проигрывая в игре роль взрослого, ребенок учится понимать правила таких взаимодействий; во время взаимодействия со сверстниками, ребенок учится понимать желания другого и прислушиваться к ним, учится объяснять свои действия.

Сюжетно-ролевая игра состоит из цепочек ролевых взаимодействий и различных последовательных событий.

Взаимоотношения детей во время игры строятся так:
— в 1,5-3 года — дошкольник осуществляет действия с различными предметами, выстраивает простые ситуации, может вступать в кратковременные контакты с детьми;
— 3-5 лет — дошкольник принимает на себя различные роли, умело использует предметы и активно взаимодействует со сверстниками;
— 5-7 лет — дошкольник обыгрывает разнообразные последовательности событий, согласует свои действия с мнением сверстников.

Сюжетно-ролевая игра не носит спонтанный характер, сюжет игры дети перенимают от взрослых. В игре дети учатся стоить различные формы поведения.

В сюжетно-ролевой игре дети учатся взаимопониманию, учатся находить контакт со сверстниками, научаются чувствовать сверстника и оказывать ему помощь.

Желание детей участвовать в игре приводит к тому, что дети активно идут на контакт со сверстниками и уступают друг другу. Если вдруг распалась игра, то процесс общения тоже разрушается.

Д.Б. Эльконин отмечал, что особенность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что предметом этой деятельности является другой ребёнок, поэтому эта деятельность является уникальной возможностью для развития коммуникативных умений дошкольника.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что в процессе сюжетно-ролевой игры у детей появляется общая цель, интересы, развивается чувство ответственности за общее дело. Ребенок научается понимать причины поступков людей. Сюжетно-ролевая игра способствует развитию познавательной сферы дошкольника. Благодаря разыгрыванию ситуаций из реальной жизни, дошкольник открывает для себя окружающую действительность.

Таким образом, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра способствует развитию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.


Список литературы

  1. Бакина М. Современные дети, современные игры// Дошкольное воспитание. — 2005.- № 4.- С.58-60.
  2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 1998. – 245 с.
  3. Запорожец А.В. Некоторые психологические моменты детской игры. // Дошкольное воспитание. – 1970. – № 10. – С. 34 – 39.
  4. Маркова Т.А. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет.сада. — М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Книга по Требованию, 2013. – 228 с.