УДК 372

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

№18,

Педагогические науки

Голубева Анна Андреевна


Научный руководитель: Козлова М.М., старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова.


Ключевые слова: РАЗВИТИЕ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ; ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТЬ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ; ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; THE DEVELOPMENT OF FIGURATIVE SPEECH; FIGURATIVENESS AND EXPRESSIVENESS OF THE SPEECH; LITERARY READING; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT.


Аннотация: В статье ставится проблема развития образной речи младших школьников в процессе изучения художественных произведений на уроках литературного чтения как одного из метапредметных результатов в литературной и языковой подготовке учащихся начальных классов.

Одним из требований в области метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования значится «активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач» [6, с. 8]. Для младших школьников данное требование невозможно реализовать без готовности обучающихся к «развитию мотивов учебной деятельности и формированию личностного смысла учения», без понимания необходимости «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [6, с. 8].

Практическое решение названных задач, в свою очередь, требует развития умений речевой деятельности учащихся, отвечающим коммуникативным качествам хорошей речи во всех функционально-стилистических разновидностях: правильности, точности, логичности, уместности, чистоты, ясности и доступности, выразительности, богатства и разнообразия.

Образность речи как одно из основных коммуникативных свойств занимает особое место в системе взаимосвязей всех коммуникативных речевых характеристик. С одной стороны, как отмечается в лингвистических и лингводидактических исследованиях, образность основывается на таких понятиях, как выразительность и изобразительность речевых средств, являющихся частными свойствами анализируемого общего понятия. С другой стороны, образность как речевое свойство неотделима от таких коммуникативных качеств, как богатство и разнообразие речи, и способна проявляться на всех уровнях языка: лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом, фонетическом, текстовом. Кроме того, образность (как речевое свойство) является предметом изучения разных наук: лингвистики, литературоведения, психологии и психолингвистики, риторики, культурологии, педагогики, лингводидактики.

Исходя из определения образности и образной речи, а также идей С. Л. Рубинштейна и Б. Н. Головина о взаимодействии понятийного и эмоционально-чувственного компонентов в структуре образного средств (отдельной лексической единицы, словосочетания, фразы, текстового высказывания), необходимо отметить, что образность – это коммуникативное качество, достоинство которого заключается в том, что оно «оценивает впечатление, оказанное текстом на конкретных слушателей или читателей в конкретных условиях общения» [4, с. 210].

Осуществляя экспрессивную и эстетическую функции относительно других качеств речи образность подчиняет себе другие речевые характеристики. Богатство и разнообразие, точность, логичность, доступность, ясность, понятность, правильность речи являются, по утверждению Н. А. Ипполитовой и ее соавторов, «вспомогательными средствами образности и выразительности в коммуникативном аспекте» [4, с. 210].

Представляя в своей основе комплекс выразительно-изобразительных средств языка, образность речи является результатом «осознанного стремления ее автора (не только писателя или поэта, общественного деятеля и т. д., но и любого человека) говорить или писать образно, выразительно, экспрессивно» [7, с. 21].

Образность и выразительность в наибольшей степени присущи художественной речи. Выразительно-изобразительные средства художественной речи представлены на разных языковых уровнях: 1) на уровне выбора лексических единиц языка; 2) в системе фразеологии и выражений пословичного типа; 3) при сочетаемости слов и предложений; 4) в структуре речи, прежде всего при определении порядка слов и т. п.

Придавая эмоциональную окраску каждой из названных языковых единиц, усиливая их экспрессивность, возможно выразить не только предметное содержание мысли, но и выразить отношение говорящего к предмету речи (модальность). Поэтому при анализе художественного произведения нужно научить школьников анализировать не только текст, но и скрытый эмоциональный подтекст – настроение (эмоциональное и идейное) автора произведения, через которое он передает свое отношение к изображаемому и к своему воображаемому собеседнику (читателю).

А. И. Федоров пишет по этому поводу с литературоведческих позиций: «В художественном тексте писатель реализует образное мышление, которое представляет собой сложное отражение фактов, явлений действительности, ассоциативно связанных друг с другом, реальных или созданных воображением художника» [7, с. 21].

Сказанное А. И. Федоровым еще раз подтверждает мысль о том, что овладение образной речью невозможно без относительно развитого творческого мышления (наглядно-образного, понятийно-логического, аналитического), речевого воображения, а также развития лексического запаса учащихся в качественном и количественном отношениях.

Изучение образности как одного из качеств культурной речи Б. Н. Головин связывает с решением проблем соотношения «речь – сознание». «Если речь построена так, что самим подбором и размещением средств языка, знаковой структурой воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, – такую речь называют выразительной. Если структура речи, воздействуя на сознание (или выражая его), формирует конкретно-чувственные представления о действительности, она называется образной», – пишет Б. Н. Головин [2, с. 27].

Из утверждения Б. Н. Головина следует, что образность речи – это такое ее коммуникативное качество, которое «формируется на основе конкретно-чувственного представления (образа) какого-либо предмета или явления действительности, возникающего на основе каких-либо ассоциативных признаков в сознании носителей языка» [2, с. 189].

В лингвистических исследованиях неоднократно подчеркивалась мысль о том, что ассоциативные связи между обозначаемыми предметами, способствующие образности речи, основываются на выразительно-изобразительных средствах языка. Два языковых явления – выразительность и изобразительность – при их определенном противопоставлении тесно взаимосвязаны в отношении образности речи.

Эта взаимосвязь, по определению Т. Г. Хазагерова, Н. С. Шириной, проявляется во взаимодействии единиц разных языковых ярусов. «Коммуникативное качество выразительности создается своеобразием речевых средств, обладающих свойством экспрессивности, то есть выделенности, повышенной интенсивности на фоне нейтральных средств или текстов», — отмечается в пособии по русскому языку и культуре речи под ред. Н. А. Ипполитовой [4, с. 212].

Речевая изобразительность «создается за счет таких средств языка, которые вызывают у слушателя (читателя) конкретные представления» [8, с. 96]. Такими средствами на уровне лексики являются тропы, на уровне синтаксического строя речи – стилистические фигуры.

Описывая психологическую природу мыслительного процесса, С. Л. Рубинштейн отмечает, что «в реальном мыслительном процессе понятия всегда выступают в отрешенном, изолированном виде, они всегда функционируют в единстве с наглядными моментами представлений и со словом, которое, будучи вместе с тем и неким слуховым или зрительным образом» [5, с. 319].

Не только в лингвистической науке, но и в психологических исследованиях утверждается, что образ как понятийная категория и образ предмет как результат мыслительной деятельности человека имеют «семантическое содержание». «Это семантическое содержание, – отмечает С. Л. Рубинштейн, – является общим знаменателем для образа и слова-понятия» [5, с. 319]. При этом, по мнению С. Л. Рубинштейна, – «их семантическая общность преодолевает обычное противопоставление логически-понятийного и образно-чувственного, включая и одно и другое как необходимые звенья в реальный мыслительный процесс» [5, с. 319].

Еще Н. В. Гоголь писал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как лично сказанное русское слово» [3, с. 78].

В лингвистических исследованиях О. С. Ахмановой, А. Н. Гвоздева, А. А. Леонтьева, С. Н. Цейтлин, В. К. Харченко образной называется «иносказательная речь, связывающая с называнием предмета речи представления, вызывающие эмоциональные представления» [9, с.39].

Психологи отмечают: образность речи – это «выражение в образе обобщенного содержания и его оттенков» (Л. В. Выготский) [1, с. 46]; «развитие эмоциональной выразительности речи» (Д. Б. Эльконин) [10, с. 45]. В определениях обоих типов подчеркивается эмоциональная составляющая.

Следуя высказываниям С. Л. Рубинштейна о совокупности понятийного и чувственного компонентов в формировании образной мысли, необходимо подчеркнуть, что образная речь выполняет одновременно несколько коммуникативных функций.

Эти функции определяются как:
– репрезентативная (референтная, номинативная) – функция обозначения, представления отрезка действительности; предмета, лица (персонажа литературного произведения), явления, отношения и т. п.;
– экспрессивная – по отношению к образной речи (в отличие от речи «обычной», не обладающей образностью) обязательно «наслаивается» на функцию представления изображаемой действительности и сопровождает ее на протяжении всей речи;
– эмоциональная (эмотивная) – функция эмоционального воздействия на адресата;
– эстетическая (поэтическая) – функция создания поэтического образа с целью воздействия на эстетические вкусы читателя или слушателя и формирования эстетических идеалов;
– художественно-риторическая – функция «приподнятости», «возвышенности» речи (обычно высокохудожественного литературного произведения), базирующаяся на использовании особых стилистических фигур, тропеических форм и т. п.

Взаимосвязь названных коммуникативных функций в процессе создания и функционирования образной речи проявляется прежде и более всего в литературно-художественном речевом произведении. Именно в художественном тексте автор «реализует образное мышление, которое представляет собой сложное отражение фактов, явлений действительности в виде чувственных представлений, ассоциативно связанных друг с другом, реальных или созданных воображением художника» [7, с. 21].

Обобщая анализ научной литературы, можно сделать вывод о том, что образная речь – это речь, насыщенная поэтическими (изобразительно-выразительными), как правило, экспрессивными средствами, вызывающими при восприятии ее смыслового содержания в воссоздающем воображении читающего или слушающего ассоциативные образы, эмоции, наглядные картины.

Успех организации работы по развитию образной речи младших школьников на основе их творчества зависит от профессиональной компетентности педагога, знания психологии младших школьников и уровня их коммуникативно-речевых, литературных способностей, дидактических условий, форм и методов организации речевой работы по прочитанным произведениям.


Список литературы

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк / Л. С. Выготский – М.: АСТ, 2011. – 93 с.
  2. Головин Б. Н. Основы культуры речи: Учеб. пособие / Б.Н. Головин. – М.: Высш. школа, 2010. – 335 с.
  3. Душенко К. В. Цитаты из всемирной литературы от Гомера до наших дней / К. В. Душенко. – М.: Эксмо, 2007. – 608 с.
  4. Ипполитова Н. А. Русский язык и культура речи / Н. А. Ипполитова, Ю. Ю. Князева, М. Р. Савова; Под ред. Н. А. Ипполитовой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 344 с.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2004. – С. 381-416.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования // Завуч начальной школы. – 2011. – № 1. – С. 4-45.
  7. Федоров А. И. Образная речь / А. И. Федоров. – Новосибирск: Наука, 2005. – 120 с.
  8. Хазагеров Т. Г. Общая риторика. Курс лекций. Словарь риторических фигур / Т. Г. Хазагеров. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 534 с.
  9. Харченко В. К. О соотношении понятий «экспрессивность», «образность», «выразительность» относительно речевого развития учащихся / В. К. Харченко // Русский язык в школе. – 2011. – № 9. – С. 38-44.
  10. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся / Д. Б. Эльконин; Под ред. В. В. Давыдова, Т. А. Нежновой. – М.: ИНТОР, 2008. – 112 с.