УДК 373.2

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ В СЕНСОРНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Иосифова Виктория Ростиславовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат педагогических наук, доцент


Ключевые слова: СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; СЕНСОРНЫЕ ЭТАЛОН; ВОСПРИЯТИЯ, ОЩУЩЕНИЯ; SENSORY DEVELOPMENT OF CHILDREN; DIDACTIC GAME; SENSORY STANDARD; PERCEPTION, SENSATION.


Аннотация: Дошкольный возраст является сенситивным периодом ознакомления ребенка с окружающим миром. В данной статье рассматривается проблема сенсорного развития детей раннего возраста, которая занимает особое место в дошкольной педагогике. Дидактическая игра – один из основных средств сенсорного развития ребенка. Благодаря дидактической игре ребёнок учится распознавать, классифицировать и сравнивать предметы окружающего мира. Поэтому она является помощником при познании мира ребенком раннего дошкольного возраста.

Главная задача дошкольного образовательного учреждения – это способствовать всестороннему развитию детей, а по окончанию детского сада – подготовка детей к школе. В большой степени именно сенсорное развитие ребенка определяет его готовность к школе.

В дошкольном образовательном учреждении дети лепят, рисуют, конструируют, знакомятся с явлениями природы, а также начинают осваивать основы грамоты и математики. Поэтому требуется уделять особое внимание внутренним и внешним свойствам предметов при изучении данных областей.

Сенсорное развитие является фундаментом умственного развития детей и необходимым фактором для его успешного обучения. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Также на основе образов восприятия, как результат их переработки строятся и все остальные формы познания. Также следует отметить, что при овладении знаниями и умениями требуется постоянное внимание к внешним свойствам предметов, таким как форма, величина и цвет.

Сенсорное развитие представляет собой развитие у ребенка способности к восприятию и ощущению предметов и явлений окружающего мира. Для его полноценного происхождения необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Необходимо способствовать развитию у детей способностей к рассматриванию, выслушиванию, ощупыванию и т.д. Но нужно учесть, что недостаточно просто обследовать предмет, а необходимо определять и соотносить качества и свойства одного предмета с качествами и свойствами другого предмета.

Сенсорное воспитание является основным источником при познании мира. От уровня сенсорного развития ребенка зависит его благополучное умственное, эстетическое и физическое воспитание. Другими словами, зависит от того, как хорошо ребенок видит, осязает и слышит вокруг себя.

Актуальность проблемы сенсорного развития обуславливается тем, что сенсорное развитие ребенка занимает особое место в дошкольной педагогике. Большинство исследователей утверждают, что дошкольный возраст является сенситивным периодом в совершенствовании органов чувств и накоплении информации о мире. Сенсорное развитие это одна из главных сторон дошкольного воспитания и оно направлено на достижение комплексного развития интеллекта.

Сенсорные эталоны это общепринятые образцы внешних форм предметов (система геометрических форм, шкала величин, меры веса, спектр цветов и т.д.). Формированию сенсорных эталонов ребенка уделяют значительное место в сенсорном развитии.

Приобретение сенсорных эталонов это трудоемкий процесс, которые не ограничивается только дошкольным детством, а имеет свою предысторию. Умение правильно называть то или иное свойство не означает полное усвоение сенсорными эталонами. Необходимо четко представлять разнообразие каждого из свойств, а самое главное – быть способным использовать эти представления при анализе и выделении свойств различных предметов в самых разнообразных ситуациях. Другими словами, их разумное использование как «единицу измерения» при оценке свойств предметов представляет собой усвоение сенсорных эталонов.

Режимные моменты, а также виды учебной и игровой деятельности способствуют сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Дидактические игры отличаются своей обучающей особенностью. Такие игры содержат в себе обучающие задачи, готовое содержание и определенные правила. Все это способствует планомерному использованию данных игр в умственном развитии детей. В дидактических играх цель воспитания и обучения производится через игровую задачу. Данные игры применяются для интеллектуального и познавательного развития.

Конкретные ощущения и восприятия, именно то, что ребенок осязает, слышит и видит, — является основой для познания окружающей действительности. Основным источником знаний о мире у ребенка дошкольного возраста является чувственное, непосредственное познание. В дидактических играх необходимо дать ребенку возможность:
— несколько раз изучать предметы вокруг него и их свойства, а также практиковаться для узнавания и различия этих предметов;
— формировать чувственное впечатление, фокусироваться на названиях и характерных свойствах предметов (размер, цвет, форма). Определять по словесному описанию, а не только по внешнему виду;
— осуществлять первичные обобщения для группировки предметов по общим признакам и свойствам.

Многие исследователи, такие как Л.А. Венгер, Е.И. Удальцова, А.К. Бондаренко и др. изучали проблему применения дидактической игры в дошкольном учреждении.

Дидактические игры уже давно являются основным средством сенсорного воспитания детей. Если верить исследованиям, мы можем утверждать, что на занятиях невозможна полная реализация задач сенсорного развития. Как и прежде, главная роль принадлежит дидактическим играм. Но необходимо учитывать, что проводить их нужно систематично и связывать это с общим ходом сенсорного развития дошкольников.

Специально организованные дидактические игры это отличное дополнение к занятиям при ознакомлении установленными сенсорными эталонами, такими как геометрические фигуры и цвета солнечного спектра. При этом воспитателю необходимо сохранять детскую заинтересованность в игре и их самостоятельность.

Игра помогает удовлетворить любознательность ребенка, понять связи между предметами и явлениями и познать окружающий мир.

Большинство отечественных и зарубежных педагогов еще с самого зарождения практики и теории обучения и воспитания дошкольников уделяли большое внимание дидактической игре с ее собственной обучающей задачей, которая представляет собой занимательную игровую форму.

На сегодняшний день в магазинах мы можем встретить огромное количество развивающих игрушек. Но, не смотря на это, педагоги создают свои собственные игры. Их преимущество заключается в том, что все они довольно таки просты и большой подготовки не требуют, поэтому очень легко систематически развивать сенсорные навыки, при этом придерживаясь тематики недели.

Дидактическая игра в работе воспитателя это средство расширения кругозора дошкольников, улучшения их знаний, уточнения понятий. Другими словами, при расширении сферы игры, дети расширяют и сферу их мышления, а также открывают новые свойства вещей и получают более точные понятия о мире.

Выявить уровень умственного развития детей их знания и особенности поведения помогают наблюдения за их самостоятельными играми. Наблюдая, воспитатель выявляет сильные и слабые стороны ребенка, а затем подбирает именно те игры, которые будут полезны этому ребенку.

Усиленное развитие всех психологических функций, а том числе и сенсорное развитие происходит именно в игровой деятельности. И эта положительная динамика подтверждает эффективность системы методической работы в сенсорном развитии детей раннего возраста.

Дидактическая игра является одним из основных средств сенсорного развития ребенка раннего возраста. Дидактические игры развивают интерес детей в сравнивании, классификации и уточнении их собственных знаний. И можно с уверенностью сказать, что это и есть основа в познании окружающего мира детьми раннего возраста.


Список литературы

  1. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. – М.: Мозаика — Синтез, 2011.
  2. Запорожец А.В. Сенсорное воспитание дошкольников / А.В. Запорожец, А.П. Усова. – М.: Академия педагогических наук, 2003.
  3. Звягина О. Н. Сенсорное воспитание ребенка в условиях ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 871-873. – URL https://moluch.ru/archive/116/31683/ (дата обращения: 03.04.2019).
  4. Фурман В. В. Дидактические игры, как средство сенсорного воспитания дошкольников // Молодой ученый. — 2015. — №22.4. — С. 52-59. — URL https://moluch.ru/archive/102/23403/ (дата обращения: 02.04.2019).
  5. Янушко Е.А. Я. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года : [метод. пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей] / Е.А. Янушко. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2016. — 351 с.