УДК 373.24

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

№18,

Педагогические науки

Шагабиева Диана Ильсуровна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., кандидат педагогических наук, доцент


Ключевые слова: СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД; CONNECTED SPEECH; DIDACTIC GAME; PRESCHOOL PERIOD.


Аннотация: В настоящее время развитие связной речи становится актуальной проблемой. Поэтому в данной статье рассматривается вопрос развития связной речи дошкольников. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста возможно в процессе организации различных дидактических игр, так отмечают многие специалисты.

Актуальность. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ожидают от педагогов особую организацию обучения и воспитания дошкольников. И перед воспитателями ставится задача построения связной речи. Дидактические игры, являясь одной из средств развития связной речи детей, способствуют реализации этой задачи при организации занятий с детьми. Однако существует не так много пособий с дидактическими играми по развитию связной речи, особенно для детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный период — это короткий отрезок в жизни человека. Но именно этот период имеет непреходящее значение. Так как основы успешного обучения в школе зависят от того, насколько ребенок в дошкольном образовательном учреждении усвоил навыки связной речи [3, c. 104].

В последнее время родители детей, а также специалисты данного направления заметили, что речевые способности у дошкольников снижены: представления об окружающей среде ограничены, а словарный запас стал бедным. Нарушается связная речь, то есть ряд последовательных и логически связанных мыслей, выраженных в конкретных и точных словах, соединенными в грамматически правильные предложения.

Основной задачей речевого воспитания детей является развитие связной речи. Прежде всего, это обусловлено ролью в формировании личности и ее социальной значимостью.

Связная речь — это речь, которая организована по законам логики, грамматики и композиции, представляющая собой единой целое, выполняет определенную функцию (чаще всего коммуникативную), имеет тему, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.

Связная речь имеет две части — диалог и монолог. Его строительным материалом является словарь и освоение грамматического строя речи.

Связный текст включает в себя такие основные свойства:
— связность;
— целостность.

Другими характеристиками являются:
— грамматическое оформление высказывания;
— лексическое разнообразие;
— звуковое оформление сообщения.

Овладение связной речью происходит именно постепенно. Познание окружающей действительности (предметы, их признаки, связи и отношения), необходимость в общении приводят к овладению разными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением. И это все в основном достигается за счет дидактической игры [1, c. 45].

Вообще, можно сказать, что во время игры ребенок познает мир, реализует свои способности, а также себя. Игра навсегда остается очень важной частью в жизни ребенка.

Процесс образовательной деятельности становится интересным и увлекательным, благодаря использованию дидактических игр. Поэтому особое внимание будет уделено такому виду игр.

Дидактические игры являются самым важным источником развития речи. Эти игры обогащают и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают умения правильно выражать свои мысли, а также связную речь.

В структуру дидактических игр входят такие компоненты как: основные и дополнительные. В свою очередь, основные компоненты включают в себя — дидактические и игровые задачи, а также игровые действия. В дополнительные же компоненты входят — сюжет и роль [4, c. 9].

Игра развивает речь, а речь организует игру, это считается самым главным. Основное назначение игры — развитие ребенка, коррекция того, что в нем заложено и проявлено, вывод ребенка на творческое, экспериментальное поведение. Дидактические задачи большинства игр составлены так, чтобы научить ребенка составлять самостоятельные рассказы о предметах, природных явлениях и общественной жизни. Активизируется речь дошкольников в игре при общении, решении спорных вопросов. Именно в игре формируется способность аргументировать свои утверждения, также доводы.

В дошкольном образовательном учреждении воспитатель приучает дошкольников мыслить самостоятельно, использовать приобретенные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей с помощью дидактических игр. При планировании дидактических игр, воспитателям нужно позаботиться об усложнении игр, расширения их вариативности (возможно придумать более сложные правила).

Дошкольный период — это самый важный этап для развития связной речи, средством развития, в котором, считается дидактическая игра. Процесс обучения в каждом возрасте имеет разные формы, в данном случае ребенок учится – играя [2, c. 67].

В заключении, хотелось бы отметить, что современные дидактические игры для развития связной речи — это практическая деятельность, в ходе которой можно проверить как усвоили дошкольники речевые навыки: обстоятельно или же поверхностно. Также можно проверить: умеют ли они их применять, когда это нужно. Дошкольники усваивают грамотно организованную речь тем полнее, чем шире ее можно применить на практике в разнообразных условиях. Современная речевая дидактическая игра является теми условиями, в которых может быть реализована речевая практика.

Таким образом, можно сказать, что дидактические игры влияют на развитие связной речи, так доказано многими учеными и специалистами.


Список литературы

  1. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2015. — 160 с.
  2. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л.Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 2010. — 132 с.
  3. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов. – М.: Просвещение, 2017. — 256 с.
  4. Урунтаева, Г. Специфика дидактической игры // Дошкольное воспитание. – №.2. – 2016. – С.8-15.