УДК 373.24

ПРИМЕНЕНИЕ ИГР В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

№18,

Педагогические науки

Усманова Гузелия Мухаррамовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ; СВЯЗНАЯ РЕЧЬ; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; SPEECH DEVELOPMENT; SPEECH; GAMING OPERATION; GAMING TECHNOLOGY.


Аннотация: В данной статье раскрывается значимость применения игр в развитии связной речи детей младшего дошкольного возраста.

Дошкольное детство является периодом активного усвоения ребенком разговорного языка, формирования и совершенствования всех сторон речи. Без овладения связной речью, невозможна дальнейшее развитие и обучение ребенка.

Игра, безусловно, является ведущим видом деятельностью детей дошкольного возраста. Она помогает ребенку познать окружающую действительность и подготовится к взрослой жизни. Во время игры проявляются основные потребности дошкольника, формируется речь и словестно-логическое мышление ребенка [1, с. 102].

Применение игровых технологий в развитии связной речи детей является очень актуальным вопросом дошкольной педагогики. Систематическая работа по развитию речи посредством игровых технологий способствует активизации познавательных процессов, расширению активного и пассивного словаря, формированию культуры речевого общения ребенка [4, с. 26].

Проблеме развития связной речи дошкольников посвящены работы таких исследователей, как: С. Л. Рубинштейн, Ф. А. Сохин, Н. А. Леушина, A. M. Солдатова и других.

Связную речь можно определить, как смысловое высказывание, выраженное в виде ряда логически сочетающихся предложений, направленное на обеспечение коммуникации и взаимопонимания между людьми [2, с. 77].

С. Л. Рубинштейн рассматривает связную речь, как речь понятную из ее предметного содержания [1, с. 117].

Ф. А. Сохин связывает формирование связной речи с умственным развитием ребенка, развитием его мышления, внимания и наблюдательности.

Е. И. Тихеева рассматривает связную речь в контексте взаимосвязи с миром мыслей ребенка. Она утверждает, что в связной речи проявляется логика мыслительных процессов, способность ребенка анализировать воспринимаемые явления и выражать их в правильных предложениях.

А.А. Леонтьев определяет связную речь как последовательность взаимосвязанных мыслей ребенка, выраженных точно подобранными словами и выстроенных в правильные предложения [3, с. 96].

Понятие связной речи имеет отношение как к монологической, так и к диалогической формам речи. Независимо от формы, основной функцией связной речи является коммуникативная [5, с. 87].

Выделяют два вида связной речи: ситуативная и контекстная.

Ситуативная речь проявляется в определенных ситуациях и не полностью отражает содержание мысли ребенка. Она может быть понята только при учете той ситуации, которую подразумевает ребенок.

Содержание контекстной речи становится очевидной из самого контекста. Сложность данного вида речи заключается в том, что она требует построения высказывания без учета конкретной ситуации, опираясь только на определенные языковые средства [3, с. 101].

Развитие обеих форм и видов связной речи играет важнейшую роль в процессе речевого развития дошкольника и занимает центральное место в системе педагогической работы ДОУ по данному направлению.

Младший дошкольный возраст, возраст 3-4 лет, является сензитивным периодом для развития речи малышей. В этот возрастной период значительно увеличивается речевая активность, улучшается произносительная сторона речи, расширяется активный словарный запас. Ребенок начинает правильно называть предметы ближайшего окружения, чаще использовать местоимения, прилагательные, предлоги, наречия. Проявляется «словотворчество», свидетельствующая об усвоении начальных форм словообразовательных моделей. Постепенно речевые высказывания детей удлиняются и усложняются, формируются маленькие рассказы [2, с. 81].

Согласно ФГОС ДО основными задачами речевого развития детей младшего дошкольного возраста являются:
1) Развитие способности ребенка свободно общаться со сверстниками и взрослыми, овладение им конструктивными методами и средствами взаимодействия с окружающими;
2) Развитие грамматически правильной диалогической и монологической связной речи;
3) Формирование речевого творчества;
4) Расширение активного словаря;
5) Воспитание звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6) Ознакомление с культурой книжного творчества, литературными произведениями для детей;
7) Развитие звуковой аналитико-синтетической речевой деятельности, как основу обучения грамоте;
8) Способствование практическому овладению дошкольниками речевыми нормами родного языка [5, с. 67].

Большое значение в речевом развитии дошкольников всех возрастных групп отдается игровым технологиям. При этом, все игры необходимо использовать целенаправленно и систематически. Можно предложить следующие группы игр для речевого развития дошкольников:
• Игры, направленные на обогащение словарного запаса детей: «Угадай игрушку», «Чудесный мешочек», «У кого, какая игрушка?», «Чьи это детки?», «В гостях у матрешек», «Кто больше увидит и сможет назвать», «Исправь ошибку» «Угадай, что это?» и т. д.
Все эти игра главной своей целью имеют пополнение словарного запаса ребенка словами из разных частей речи: существительными, глаголами, прилагательными наречиями и другими.

• Игры для развития звуковой культуры речи дошкольника: «Подуем на пушинку», «Покормим птенчиков», «Часы» «Забей гвоздик молоточком», «Забей мяч в ворота», «Заморозим руку», «Научим мишку говорить правильно», «Звенят колокольчики» и другие.
Эти игры способствуют развитию фонематического слуха, речевого внимания и дыхания, закреплению отчетливого произношения звуков, слов, фраз, а также формированию правильного темпа и хорошей громкости речи.

• Игры для развития грамматического строя речи: «Один – много», «Накорми животных», «Подскажем-ка Незнайке, «Кто самый наблюдательный?», «О ком заботятся дети?», «Что делают птицы», «Закончи предложения», «Морские сокровища», «Займи свой домик», «Два и пять», «Почини сломанные игрушки» и т. д.
Главная цель таких игр — приобщать детей согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, употреблять глаголы в нужной форме, учитывать нормы словообразования.

• Игры на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста: «Дай полный ответ», «Что делает котенок?», «Расскажи, что делают зверята», «Теремок», «Кто, что умеет делать?», «Выполни команду», «Кто быстрее найдет ответ», «Подскажи Незнайке, что нужно делать», «Опиши игрушку», «Что напутал Буратино?», «У кого какой мячик?» и другие.
Игры на связную речь направлены на формирование у детей навыков правильного согласования слов, словосочетаний, фраз, навыков составления простых и сложных предложений, выразительного интонирования повествовательных, побудительных, вопросительных и восклицательных предложений [6, с. 949].

Таким образом, применение игровых технологий в речевом развитии младших дошкольников нужно рассматривать как систематический, целенаправленный процесс, включающий в себя руководство играми и требующий от педагога хорошо продуманной и организованной работы. Во время проведения игр на развитие связной речи, воспитателю необходимо задавать детям вопросы о правилах и игровых действиях, своевременно корректировать речевые ошибки, давать образцы правильного произношения, стимулировать и поощрять детей за правильные, связные высказывания.


Список литературы

  1. Галигузова, Л. Н. Дошкольная педагогика: учебник и практикум для академического бакалавриата / Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова- Замогильная. — 2-е изд., исправленная и дополненная. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 301 с.
  2. Лашкова, Л. Л. Познавательно-речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС дошкольного образования / Л. Л. Лашкова, С. М. Зырянова, А. Р. Филиппова. — М.: Изд-во Сургут, гос. пед. университета, 2015. — 141 с.
  3. Микляева, Н. В. Познавательное и речевое развитие дошкольников: методическое пособие / Н. В. Микляева. — М.: ТЦ Сфера, 2015. — 208 с.
  4. Николаева, Л. Ю., Николаева Е. А. Игровая деятельность дошкольников // Образование и воспитание. — 2016. — №2. — С. 25-29.
  5. Титова, T. А. Речевое и психическое развитие детей раннего возраста: учебно-методическое пособие / Т. А. Титова, О. В. Елецкая, М. В. Матвеева. — М.: Форум, 2017. — 192 с.
  6. Труфанова, А. А., Мотырева А. Н., Бренер О. А. Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 948-951.