УДК 373.24
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ
№18,
Педагогические науки
Ахметвалиева Алия Рифкатовна
Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ; COGNITIVE DEVELOPMENT; COGNITIVE INTEREST; GAME ACTIVITY; ECOLOGICAL GAMES.
Согласно ФГОС ДО одним из ведущих направлений деятельности детских садов является познавательное развитие детей дошкольного возраста.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Экологические игры имеют большую ценность в педагогическом отношении: они направлены на развитие умственных способностей и психических процессов дошкольников [1, с. 277].
Разработкой проблемы познавательного развития детей занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них особо хочется отметить работы Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.
Анализ этих работ позволяют обобщить, что познавательное развитие – это совокупность врожденных и приобретенных способностей умственного характера, влияющих на освоение ребенком различных видов деятельности.
Познавательное развитие дошкольников связано с формированием познавательного интереса и потребностей детей, накоплением разнообразных знаний, умений, навыков и овладением правильной связной речью [2, с. 116].
Исследователи выделяют целый спектр познавательных интересов детей дошкольного возраста, которые можно объединить по форме проявления на две категории.
Первая из них – любознательность, проявляющаяся как естественная реакция ребенка на неожиданные изменения, яркие и привлекательные предметы окружающего мира.
Вторая форма – познавательная активность, направленная на познание свойств предметов и явлений, выявление и осознание связи между ними [3, с. 99].
Одним из эффективных средств формирования познавательного интереса детей к окружающей действительности является игровая деятельность. Игра мобилизует умственные возможности дошкольников, развивает организаторские способности, формирует навыки самодисциплины, и навыки взаимодействия с другими детьми [5, с. 302].
Важность и необходимость игры для развития ребенка раскрыты в исследованиях В.А. Сухомлинского. Ученый утверждал: «Без игры невозможно полноценное умственное развитие. Игра – есть огромное светлое окно, пропускающий в духовный мир ребенка живительный поток понятий, представлений и суждений об окружающей действительности. Игра как искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности дошкольника» [4, с. 251].
Во время игры дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, находят сходства и отличия, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производят анализ на доступном им уровне и обобщают полученные знания.
Экологические игры — это игры нового формата, направленные на воспитания экологической культуры дошкольников, проявлению возможности для развития творческой стороны интеллекта.
Игры экологической направленности позволяют разносторонне развивать личность ребенка, удовлетворить его интеллектуальные и эмоциональные потребности, расширять представления об окружающем мире.
В основу экологических игр положены несколько взаимосвязанных между собой принципов:
1. Принцип совмещения в деятельности дошкольника элементов игры и обучения, и плавного перехода от игр-забав к играм познавательного характера;
2. Принцип постепенного перехода задач и условий игры от менее сложного к более сложному.
3. Принцип взаимосвязанности и взаимозависимости внешней и внутренней познавательной активности ребенка и постепенного перехода к более интенсивному умственному труду дошкольника в решении представленных задач.
4. Принцип единства обучающих, развивающих и воспитательных воздействий [7, с. 102].
Можно выделить следующие виды экологических игр, способствующих формированию познавательного интереса дошкольников:
Предметные игры экологической направленности — это игры с предметами неживой природы: цветочки, камушки, листья, шишки, веточки, семена и т. д. Среди них можно выделить такие игры, как: «Определи на вкус» «Чудесный мешочек», «Найди листок, какой покажу», «Вершки и корешки». Предметные игры направлены на уточнение, конкретизацию и обогащение представлений ребенка о свойствах и качествах предметов, на формирование умений обследовать их, овладение сенсорными эталонами.
Игры с предметами представляют возможность решения различных воспитательно-образовательных задач: расширять и углублять знания детей, развивать мыслительные операции, развивать речь и словарный запас, формировать произвольность поведения, памяти, внимания.
Настольно-печатные игры — игры в форме лото, домино, разрезные картинки, такие как: — «Домашние и дикие животные», «Ботаническое лото», «Времена года», «Малыши», «Фрукты и ягодки», «Из какого дерева листок», «Зверята и детеныши» и многие другие настольные игры наглядного характера. Данный вид экологических игр способствует систематизации знаний детей о живой и неживой природе, формированию умения восстанавливать образ предмета по словестному обозначению, развивать мыслительные процессы.
На сегодняшний день одним из популярных видов настольно-печатных игр являются пазлы, которые позволяют не только систематизировать знания детей о природе, но и активизируют их любознательность, способствуют овладению способами познания связей между предметами и явлениями.
Словесные игры экологической направленности характеризуются тем, что решения познавательной задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений, без опоры на наглядный материал. Наиболее популярными словестными играми по экологии являются: «Опиши цветок», «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, воде и на земле», «Какие звуки издают животные» и т. д. Данные игры направлены на закрепление, обобщение и систематизацию знаний детей о функциях и действиях тех или иных объектов и предметов окружающего мира, на развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции и связной речи [2, с. 341].
Игры-эксперименты являются одним из наиболее интересных и привлекательных видов экологических игр для дошкольников. Дети очень любознательны и стремятся раскрыть загадки окружающего мира. Игры-эксперименты позволяют удовлетворить данную потребность детей, формировать у них новые знания экологической направленности, развивать внимание, мыслительные операции, мелкую моторику рук, волевые качества.
Наиболее популярны такие экологические игры экспериментального характера, как «Утонет – не утонет», «Куда больше поместится воды», «Бумага рвется, мнется и горит», «Свойства воды, глины и песка», «Что тяжелее?», «Для чего человеку нужен воздух» и др.
Подвижные игры экологического содержания также направлены на познавательное развитие ребенка, и связаны с подражанием повадкам, образу жизни животных, а также явлениям неживой природы. В работе с детьми дошкольного возраста используются такие игры, как «Кошки и мышки», «Волки и овцы», «Белки и деревья», «Наседка и цыплята», «Солнце и дождик» и другие. Данные игры производят на детей положительное эмоциональное впечатление, способствуют углублению знаний экологического характера, развитию физических качеств и укреплению здоровья.
Творческие игры экологического характера отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений из повседневной жизни. Во время таких игр дети усваивают знания о трудовой деятельности взрослых на природе, идёт процесс осознания значимости труда взрослых, формирования положительного отношения к нему.
Наибольший интерес представляет такой вид творческих игр, как строительная игра с природным материалом: песком, глиной, водой, снегом, листьями деревьев, камешками, шишками и т. д. Данные игры способствуют познанию детьми свойств и качеств материалов, совершенствованию чувственного опыта [4, с. 255].
Современные дети уже с малых лет начинают интересоваться компьютером, планшетами, всякими гаджетами. Поэтому использование компьютерных игр экологического содержания является эффективным средством формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста. Можно перечислить такие компьютерные игры как: «Урожай», «Засели домики птиц и зверей», «Мир вокруг нас», «Ферма», «Назови детенышей», «Лото растений» и т. д. Красочное и музыкальное оформление, этих игр, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть с увлечением, испытывать радость познания, открывать новое [6, с. 122].
Экологические игры имеют огромный потенциал в развитии познавательного интереса и любознательности детей дошкольного возраста. Дети приобщаются системно мыслить, делать обобщающий и сравнительный анализ взаимодействия объектов живой и неживой природы. Применение игровых технологий экологической направленности позволяют сделать каждое занятие более ярким, необычным, эмоционально насыщенным и мотивируют детей к получению новых знаний.
Список литературы
- Богатова, Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 276-279.
- Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2012. — 510 c.
- Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
- Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2015. – 431 с.
- Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 302-304.
- Сабирянова, Ю. Ю. Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 121-124.
- Смирнова, Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 102-103.