УДК 373.24

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГР ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ

№18,

Педагогические науки

Ахметвалиева Алия Рифкатовна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент


Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ; COGNITIVE DEVELOPMENT; COGNITIVE INTEREST; GAME ACTIVITY; ECOLOGICAL GAMES.


Аннотация: В данной статье раскрывается значимость применения игр экологического содержания в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста.

Согласно ФГОС ДО одним из ведущих направлений деятельности детских садов является познавательное развитие детей дошкольного возраста.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Экологические игры имеют большую ценность в педагогическом отношении: они направлены на развитие умственных способностей и психических процессов дошкольников [1, с. 277].

Разработкой проблемы познавательного развития детей занимались многие отечественные и зарубежные ученые. Среди них особо хочется отметить работы Г.И. Щукина, Н.Г. Морозова Б.Г. Ананьев, М.Ф. Беляев, Л.И. Божович, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.

Анализ этих работ позволяют обобщить, что познавательное развитие – это совокупность врожденных и приобретенных способностей умственного характера, влияющих на освоение ребенком различных видов деятельности.

Познавательное развитие дошкольников связано с формированием познавательного интереса и потребностей детей, накоплением разнообразных знаний, умений, навыков и овладением правильной связной речью [2, с. 116].

Исследователи выделяют целый спектр познавательных интересов детей дошкольного возраста, которые можно объединить по форме проявления на две категории.

Первая из них – любознательность, проявляющаяся как естественная реакция ребенка на неожиданные изменения, яркие и привлекательные предметы окружающего мира.

Вторая форма – познавательная активность, направленная на познание свойств предметов и явлений, выявление и осознание связи между ними [3, с. 99].

Одним из эффективных средств формирования познавательного интереса детей к окружающей действительности является игровая деятельность. Игра мобилизует умственные возможности дошкольников, развивает организаторские способности, формирует навыки самодисциплины, и навыки взаимодействия с другими детьми [5, с. 302].

Важность и необходимость игры для развития ребенка раскрыты в исследованиях В.А. Сухомлинского. Ученый утверждал: «Без игры невозможно полноценное умственное развитие. Игра – есть огромное светлое окно, пропускающий в духовный мир ребенка живительный поток понятий, представлений и суждений об окружающей действительности. Игра как искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности дошкольника» [4, с. 251].

Во время игры дети наблюдают, сравнивают, сопоставляют, находят сходства и отличия, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производят анализ на доступном им уровне и обобщают полученные знания.

Экологические игры — это игры нового формата, направленные на воспитания экологической культуры дошкольников, проявлению возможности для развития творческой стороны интеллекта.

Игры экологической направленности позволяют разносторонне развивать личность ребенка, удовлетворить его интеллектуальные и эмоциональные потребности, расширять представления об окружающем мире.

В основу экологических игр положены несколько взаимосвязанных между собой принципов:
1. Принцип совмещения в деятельности дошкольника элементов игры и обучения, и плавного перехода от игр-забав к играм познавательного характера;
2. Принцип постепенного перехода задач и условий игры от менее сложного к более сложному.
3. Принцип взаимосвязанности и взаимозависимости внешней и внутренней познавательной активности ребенка и постепенного перехода к более интенсивному умственному труду дошкольника в решении представленных задач.
4. Принцип единства обучающих, развивающих и воспитательных воздействий [7, с. 102].

Можно выделить следующие виды экологических игр, способствующих формированию познавательного интереса дошкольников:

Предметные игры экологической направленности — это игры с предметами неживой природы: цветочки, камушки, листья, шишки, веточки, семена и т. д. Среди них можно выделить такие игры, как: «Определи на вкус» «Чудесный мешочек», «Найди листок, какой покажу», «Вершки и корешки». Предметные игры направлены на уточнение, конкретизацию и обогащение представлений ребенка о свойствах и качествах предметов, на формирование умений обследовать их, овладение сенсорными эталонами.

Игры с предметами представляют возможность решения различных воспитательно-образовательных задач: расширять и углублять знания детей, развивать мыслительные операции, развивать речь и словарный запас, формировать произвольность поведения, памяти, внимания.

Настольно-печатные игры — игры в форме лото, домино, разрезные картинки, такие как: — «Домашние и дикие животные», «Ботаническое лото», «Времена года», «Малыши», «Фрукты и ягодки», «Из какого дерева листок», «Зверята и детеныши» и многие другие настольные игры наглядного характера. Данный вид экологических игр способствует систематизации знаний детей о живой и неживой природе, формированию умения восстанавливать образ предмета по словестному обозначению, развивать мыслительные процессы.

На сегодняшний день одним из популярных видов настольно-печатных игр являются пазлы, которые позволяют не только систематизировать знания детей о природе, но и активизируют их любознательность, способствуют овладению способами познания связей между предметами и явлениями.

Словесные игры экологической направленности характеризуются тем, что решения познавательной задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений, без опоры на наглядный материал. Наиболее популярными словестными играми по экологии являются: «Опиши цветок», «Кто летает, бегает, прыгает», «В воздухе, воде и на земле», «Какие звуки издают животные» и т. д. Данные игры направлены на закрепление, обобщение и систематизацию знаний детей о функциях и действиях тех или иных объектов и предметов окружающего мира, на развитие внимания, сообразительности, быстроты реакции и связной речи [2, с. 341].

Игры-эксперименты являются одним из наиболее интересных и привлекательных видов экологических игр для дошкольников. Дети очень любознательны и стремятся раскрыть загадки окружающего мира. Игры-эксперименты позволяют удовлетворить данную потребность детей, формировать у них новые знания экологической направленности, развивать внимание, мыслительные операции, мелкую моторику рук, волевые качества.

Наиболее популярны такие экологические игры экспериментального характера, как «Утонет – не утонет», «Куда больше поместится воды», «Бумага рвется, мнется и горит», «Свойства воды, глины и песка», «Что тяжелее?», «Для чего человеку нужен воздух» и др.

Подвижные игры экологического содержания также направлены на познавательное развитие ребенка, и связаны с подражанием повадкам, образу жизни животных, а также явлениям неживой природы. В работе с детьми дошкольного возраста используются такие игры, как «Кошки и мышки», «Волки и овцы», «Белки и деревья», «Наседка и цыплята», «Солнце и дождик» и другие. Данные игры производят на детей положительное эмоциональное впечатление, способствуют углублению знаний экологического характера, развитию физических качеств и укреплению здоровья.

Творческие игры экологического характера отражают впечатления детей, полученные в процессе занятий, прогулок, экскурсий, наблюдений из повседневной жизни. Во время таких игр дети усваивают знания о трудовой деятельности взрослых на природе, идёт процесс осознания значимости труда взрослых, формирования положительного отношения к нему.

Наибольший интерес представляет такой вид творческих игр, как строительная игра с природным материалом: песком, глиной, водой, снегом, листьями деревьев, камешками, шишками и т. д. Данные игры способствуют познанию детьми свойств и качеств материалов, совершенствованию чувственного опыта [4, с. 255].

Современные дети уже с малых лет начинают интересоваться компьютером, планшетами, всякими гаджетами. Поэтому использование компьютерных игр экологического содержания является эффективным средством формирования познавательного интереса детей дошкольного возраста. Можно перечислить такие компьютерные игры как: «Урожай», «Засели домики птиц и зверей», «Мир вокруг нас», «Ферма», «Назови детенышей», «Лото растений» и т. д. Красочное и музыкальное оформление, этих игр, общая атмосфера доброжелательности позволяет детям играть с увлечением, испытывать радость познания, открывать новое [6, с. 122].

Экологические игры имеют огромный потенциал в развитии познавательного интереса и любознательности детей дошкольного возраста. Дети приобщаются системно мыслить, делать обобщающий и сравнительный анализ взаимодействия объектов живой и неживой природы. Применение игровых технологий экологической направленности позволяют сделать каждое занятие более ярким, необычным, эмоционально насыщенным и мотивируют детей к получению новых знаний.


Список литературы

  1. Богатова, Е. А. Познавательное развитие детей дошкольного возраста при проведении игр развивающего характера // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 276-279.
  2. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2012. — 510 c.
  3. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова-Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
  4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – Москва: Академия, 2015. – 431 с.
  5. Максимова М. В. Использование дидактических игр как средства развития познавательных способностей у детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 302-304.
  6. Сабирянова, Ю. Ю. Использование компьютерных игр в экологическом воспитании дошкольников // Биоэкономика и экобиополитика. — 2016. — №1. — С. 121-124.
  7. Смирнова, Т. В. Формирование у детей основ экологической культуры // Молодой ученый. — 2017. — №39. — С. 102-103.