УДК 37

УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

№18,

Педагогические науки

Турдыкулова Назлыгуль Надиловна


Научный руководитель: Васильев В.K., кандидат экономических наук, доцент.


Ключевые слова: КОНФЛИКТ; КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ; СПОСОБЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ; СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ; A CONFLICT; A CONFLICT SITUATION; THE STRATEGY OF BEHAVIOR; THE WAYS OF REGULATION.


Аннотация: В данной статье рассмотрены модели конфликтных ситуаций, и типы поведения людей. Проанализированы модели стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии (по модели Томаса-Киллмена), исследованы способы поведения молодежи в конфликтных ситуациях.

Проблема конфликтов в образовательном учреждении, её теоретическое осмысление, а также практические советы по работе в конфликтных ситуациях являются одними из важных для администрации ДОО. Противоречия и то, как их переживает педагогический состав, определяют конструктивный или деструктивный сценарий деятельности и, зачастую, служат основой моделей управления конфликтами.

Конфликты свойственны человеку, они являются неотъемлемой частью отношений людей друг с другом и поэтому существуют столько, сколько существует сам человек [1].

В современной ситуации социального и научно-технического прогресса осуществляется непрерывное усложнение взаимосвязей между людьми в процессе их жизнедеятельности. Попытки реформирования в образовании провоцируют напряженную обстановку, что ведет к обострению конфликтных ситуаций в дошкольном учреждении.

В процессе взаимодействия педагогического коллектива наблюдается отсутствие взаимопонимания, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций между участниками педагогического процесса: педагогами, родителями, воспитанниками и др. Изучение конфликта имеет большое значение для педагогики, т.к. педагогу необходимо создавать благоприятную атмосферу в группе. Созданием межличностных отношений занимаются сами люди, им же под силу создать доброжелательную атмосферу, но зачастую, своими поступками мы можем её разрушать [3]. Руководитель же может изменить атмосферу в педагогическом коллективе так, чтобы установился благоприятный личностному развитию психологический климат. В настоящее время в теоретической литературе накоплен достаточный объем знаний, позволяющий многогранно изучить проблему педагогических конфликтов в различных её аспектах.

Для плодотворного решения педагогических проблем, каждому члену коллектива необходимо усвоить определенный объем теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

Конфликт стал присутствовать в явных или латентных формах в разных ячейках общественных отношений. Конфликт, так же, может присутствовать и там, где царит гармония и взаимопонимание. Главная проблема состоит в том, чтобы научиться жить с конфликтом, отдавая себе отчет о том, что он может иметь стимулирующее воздействие в тех случаях, когда он развивается в определенных рамках.

И осознавая его разрушительный характер, когда он переходит за эти рамки. Совокупность обозначенных аспектов и определяет актуальность данной проблематики.

Понятие конфликт определяется как — сложный и многоплановый социальный феномен. Ученые в области теоретической конфликтологии не могут дать четкого определения конфликту. Одна группа ученых предполагает, что конфликт должен включать обязательную переменную — разногласия (Р. Даренфорд) [4].

Другая же предполагает, что конфликт может существовать только тогда, когда разногласия имеют противоборствующие типы поведения. Согласно концепции бихевиористов под конфликтом понимается осознанное противостояние индивидов или групп с противопоставленными интересами [9].

Осуществив анализ современной конфликтологической литературы, мы можем сделать вывод о том, что существуют самые различные определения понятия «конфликт».

Конфликт в переводе с латинского обозначает — столкновение.

Исходя из значения этого термина, В.И. Журавлев дает такое определение конфликта, «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми, или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизируемые каждой из сторон» [5].

В отечественной литературе определение конфликта, зачастую, также носит социологический характер. Авторы выделяют необходимые признаки социального конфликта, который может быть представлен многообразными формами противостояния между индивидуумом и социальными общностями, направленные на достижение определенных целей и интересов.

Под конфликтом Л.Г. Здравомыслов понимал как важнейшую сторону взаимодействия людей в обществе, своего рода клетку социального бытия. Это форма отношений между потенциальными и актуальными субъектами социального взаимодействия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [6].

В психологии имеет место быть многовариантная типология конфликтов исходя из критериев, которые лежат в их основе. По отношению к субъекту конфликты подразделяются на внутренние и внешние. Первые — внутриличностные, вторые подразделяются на межличностные или же межгрупповые, а также между личностью и группой [4].

В своих работах, В.Н. Шаленко утверждает, что межличностные конфликты на 75-80% порождаются столкновением материальных интересов субъектов, при этом внешне они могут показывать это как проявление несовпадения личностных взглядов на ситуации, борьбу характеров или моральных ценностей. Такие конфликты предоставляют наибольшую трудность для руководителей ДОУ, так как все приложенные усилия и действия, вне зависимости от того, имеют ли они отношение к конфликтной ситуации или нет, будут рассматриваться через призму данного конкретного конфликта [12].

Педагогический коллектив состоит из множества неформальных и формальных групп. Межгрупповые конфликты могут случится даже в самых дружных педагогических коллективах, так как они порождаются различиями во взглядах и интересах. Так же конфликты могут возникать в микро-группах внутри стабильно существующей группы, такие группы (микро-группы) как правило, существуют в рамках любой социальной общности и представляют собой группу людей из 6-8 человек, но зачастую возникают микро-группы и численностью 3 человека. В своей деятельности руководитель должен также оглядываться на реакцию микро-групп, в частности на те, из них, которые занимают главенствующие позиции [2].

Специфика педагогической деятельности проявляется в том, что педагогический труд протекает индивидуально, как труд отдельно взятого педагога, несмотря на то, что он имеет прямое отношение к социальной деятельности.

В жизнедеятельности же педагогического коллектива имеет место быть две стороны: неформальная, то есть эмоционально-личностная и формальная — функционально-деловая. В педагогической деятельности отображаются общепринятые закономерности объективной реальности или же действительности. Определить причины, относящиеся к сугубо педагогической практике, было бы не корректно. В своей профессиональной активности педагог выстраивает взаимоотношения не только с детьми, но также с взрослыми (родителями, коллегами, администрацией).

Придав возможную меру обобщенности, рассмотрим причины возникновения конфликтов в педагогических коллективах. Одной из самых часто встречаемых причин может быть оспаривание лидирующего положения, каких-либо материальных благ, признание приоритета и т.д., так же это может быть ущемление чувства собственного достоинства, не подтверждение ролевых ожиданий, отсутствие перспектив, интересного дела, не желание считаться с коллегами и т.п.

Так же можно выделить причины конфликтов присущих педагогической деятельности:
— конфликты, которые возникают из-за стиля руководства;
— конфликты, которые обусловлены необъективностью восприятия педагога поведения воспитанников;
— конфликты, которые связаны с организацией педагогического труда.

Очень распространенным и наиболее трудно преодолимым является
конфликт «Педагог — Администрация». Специфическими причинами данного конфликта является:
— нечеткое разграничение между администраторами дошкольного образовательного учреждения в сфере управленческого влияния на коллектив, что зачастую приводит к «двойному» подчинению; перекладывание на педагога чужих обязанностей;
— незапланированные формы контроля за педагогической деятельностью сотрудников;
— неадекватность стилю руководства коллектива уровню его социального развития;
— неравномерная загруженность педагогов общественными поручениями;
— частая смена руководства, нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога.

Как показывают исследования Р.Х. Шакурова, большинство руководителей утверждают, что имеют дружеские взаимоотношения с членами коллектива. При этом педагоги отмечают, что эти взаимоотношения носят лишь формальный характер. Данная диспропорция в ответах (37,9% и 74,4%) дает повод предполагать, что большинство руководителей не имеют объективного представления о взаимоотношениях, которые реально складываются, между ними и педагогическими коллективами [11].

Подводя итоги вышесказанному, считаем, что явно выраженных причин конфликтов между педагогами и руководителем ДОУ, является нехватка опыта руководящей работы у большинства заведующих ДОО, при достаточно большом опыте педагогической работы, у них отсутствует опыт управленческой деятельности.


Список литературы

  1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. — М.: Луч, 2003.
  2. Бородкин Ф.М., Коряк, Н.М. Внимание: Конфликт!. — Новосибирск: Наука, 2009.
  3. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование. — Л.: 2012.
  4. Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта. — Соц. 2004. — № 5.
  5. Журавлев В.И. основы педагогической конфликтологии. — М.: 2008.
  6. Здравомыслов А.Г. Психология конфликта. — Учеб. пособие. — М.: Альт, 2006.
  7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: Курс лекций — Ростов- на-Дону, Феникс, 2008.
  8. Крический Р.Л. Если вы — руководитель. — М.: Дело, 2006.
  9. Скотт Дж. Г. Способы разрешения конфликтов. — Киев: Верзинин и к0, ЛПД, 2001.
  10. Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива. — М.: 2009.
  11. Шакуров Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. — М.: 2000.
  12. Шаленко В.Н. Социально-трудовые конфликты в России: анализ динамики и методы разрешения // Социальный конфликт. 2009. — № 3.