УДК 373.291

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТНОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ

№18,

Педагогические науки

Султанова Лилия Рашитовна


Научный руководитель: Газизова Ф.С., канд. пед. наук, доцент, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ; ШКОЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ; ЛИЧНОСТНАЯ ГОТОВНОСТЬ; ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ; SCHOOL READINESS; SCHOOL MATURITY; PERSONAL READINESS; PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS.


Аннотация: В статье рассматривается проблема готовности детей к школе, раскрываются основные компоненты школьной зрелости и психолого-педагогические условия формирования личностной готовности к школе.

Начало школьного обучения является важным периодом для каждого ребенка. Переход в школу связано с изменениями в образе жизни детей, с установлением новых систем отношений и освоением учебной деятельности. Как показывает практика, многие первоклассники оказываются неготовыми к данным преобразованиям, что влияет на процесс обучения и адаптации к школьной жизни. В связи с этим подготовка детей дошкольного возраста к школе становится актуальнейшей проблемой современности.

Разработке данного вопроса посвящены работы многих зарубежных и отечественных исследователей: Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, Л. А. Венгера, Д.Б. Эльконина, Л. И. Божович, Н. Г. Салмина, Е. Е. Кравцова и других.

В психолого-педагогической литературе готовность к школе рассматривается как необходимый уровень морфологического, функционального и интеллектуального развития, которая позволяет ребенку успешно справляться с учебными нагрузками и режимом школьной жизни.

В.С. Мухина рассматривает школьную зрелость как желание и осознание ребенком необходимости обучения, возникающее как результат созревания социальных подструктур и появления внутренних противоречий, задающих мотивы учебной деятельности [1, с. 151].

И. Шванцара определяет готовность к школе как достижение ребенком такого уровня развития, который необходим для успешного освоения программы обучения. Он выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты школьной зрелости [4, с. 223].

А.В. Запорожец отмечал, что готовность к школьному обучению – это целостная система взаимосвязанных между собой качеств личности ребенка, в которую входят мотивационная сфера, уровень развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень формирования механизмов волевой регуляции и другие [2, с. 109].

Л.И. Божович в качестве основного критерия школьной зрелости рассматривает формирование «внутренней позиции школьника», представляющего собой соединение познавательной потребности и нового отношения ребенка к окружающей среде [1, с. 152].

Психолого-педагогическая готовность к школьному обучению формируется на протяжении всего дошкольного возраста и является комплексным структурным образованием, включающим следующие взаимосвязанные компоненты: интеллектуальную, личностную, эмоционально-волевую, и социально-психологическую готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает собой развитие мыслительных процессов, как способность обобщать, сравнивать и классифицировать объекты, выделять их существенные признаки, анализировать и делать выводы. Ребенок, поступающий в школу, должен обладать определенной широтой образных и пространственных представлений, развитой речью и познавательной активностью [6, с. 592].

Социально-психологическая готовность предполагает овладение ребенком навыками социального общения, умением устанавливать положительные отношения со сверстниками и взрослыми, включаться в детские сообщества, понимать и сопереживать другим и защищать свои интересы. Будущий школьник должен уметь согласовывать свои действия с другими, придерживаться общественных норм поведения [2, с. 111].

Эмоционально-волевая готовность включает в себя определенную степень формирования произвольности психических процессов (внимания, восприятия, памяти), самостоятельность действий, способность преодолевать посильные трудности, быстроту включения и выполнения работы, владение и следование основным правилам поведения, правильное реагирование на оценку и замечание взрослых, а также адекватную оценку результатов своей деятельности [3, с. 15]. Эмоционально-волевая зрелость проявляется в умении ставить цель, принимать решения, планировать дальнейшие действия, прилагать усилия для его достижения, и терпимо преодолевать возникшие препятствия.

Личностный компонент готовности к школе заключается в интересе ребенка к учебной деятельности, в желании получать новые знания, умения, навыки, и в его готовности к принятию новой социальной позиции школьника [4, с. 228].

Личностная готовность охватывает и уровень развития самосознания ребенка. Самооценка будущего первоклассника должна быть адекватной, а уровень притязаний соответствовать его реальным возможностям.

Важную роль в формировании личностной готовности к школе играет мотивационная сфера ребенка. Учебные интересы дошкольников и младших школьников побуждается, как правило, не одним, а несколькими мотивами. Можно выделить шесть основных мотивов учебной деятельности:
1. Социальные мотивы, основанные на понимании ребенком общественной значимости и необходимости школьного обучения.
2. Учебно-познавательные мотивы, базирующиеся на стремлении ребенка получать новые знания, умения, навыки и желании учиться.
3. Оценочные мотивы, основанные на желании ребенка получить положительную оценку взрослых, их одобрение и расположение.
4. Позиционные мотивы проявляются в интересе ребенка к внешним атрибутам школьной жизни (к школьной форме, портфелю, учебникам и т. д.)
5. Внешние по отношению к школьному обучению мотивы, связанные с принуждением родителей посещать школу, не учитывая при этом интересы и потребности ребенка.
6. Игровой мотив основан на желании ребенка посещать школу ради игр, забав и общения со сверстниками и никак не связан с процессом обучения [7, с. 29].

Личностная готовность проявляется только в том случае, если ребенок осознает важность и необходимость посещения школы и желает получать новые знания, умения, навыки, то есть у него сформированы социальные и познавательные мотивы обучения [4, с. 229].

Подготовка детей к школьному обучению является важнейшей задачей педагогов и специалистов ДОУ и начинается задолго до перехода в школу. Во всех детских садах должны быть созданы специальные психолого-педагогические условия по формированию личностной готовности дошкольников к школе.

Под психолого-педагогическими условиями нужно понимать определенную организацию воспитательно-образовательного процесса, включающую в себя совокупность средств, методов, приемов и форм реализации педагогической деятельности, конкретных способов взаимодействия его участников, информационную составляющую образования и особенности психологического микроклимата, обеспечивающую возможность реализации поставленных задач [5, с. 701].

Можно выделить следующие психолого-педагогические условия подготовки детей к школе:
1. Применение активных форм, методов и приемов работы по формированию личностной готовности старших дошкольников к школе.
2. Создание в детском саду развивающей предметно-пространственной среды, направленной на разностороннее развитие личности ребенка.
3. Осуществление сотрудничества педагогов с родителями по вопросу эффективной подготовки детей к школе [8, с. 148].

При построении учебно-воспитательной работы педагоги должны придерживаться следующих условий:
• Крайне важно поддерживать интерес ребенка ко всему неизведанному, что его окружает, быть готовым отвечать на его вопросы, восполнять его багаж знаний.
• Необходимо прививать в ребенке веру в свои силы, не допускать занижения самооценки.
• Развивать навыки общения ребенка: научить взаимодействовать с другими детьми, организовывать совместную деятельность.
• Занятия должны всегда завлекать ребенка. Ведь интерес мотивирует ребенка, порождает положительные эмоции.
• Ни в коем случае, нельзя использовать задания, с которыми ребенок еще не в силах справиться. Это может создать ситуацию неуспеха и стать причиной того, что ребенок потеряет веру в свои умения и возможности.
• При организации занятий необходимо соблюдать меру. Необходимо обеспечить постоянную смену деятельности, и выстраивать занятия, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей.
• Нужно всегда хвалить детей за их успехи.
• Необходимо создавать предметно – развивающую среду для обогащения жизненного опыта детей и формирования мотивов учения.

Можно предложить следующие формы и методы работы с детьми: беседы о школе, о роли и обязанностях ученика, о профессии учителя, о распорядке школьной жизни; экскурсии в школу и в школьную библиотеку, посещении и наблюдение уроков; чтение рассказов, заучивание стихов, рисование на школьную тематику; просматривание картинок, видеосюжетов и мультфильмов о школе; организация встреч с учителями начальных классов и первоклассниками [5, с. 702].

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, что обуславливает целесообразность использования различных игр и игровых упражнений при организации работы по формированию личностной готовности к школе. Можно организовать следующие игры и упражнения: «Школа наоборот», «Собери портфель в школу», «Подготовка к школе», «Кот и лодыри», «Бег ассоциаций», сюжетно — ролевая игра «Учитель и ученики».

Нужно также подчеркнуть, что процесс формирования личностной готовности к школе должен быть непрерывным, непротиворечивым и систематичным. В связи с этим очень важно выстроить единую стратегию работы совместно с родителями. Можно предложить следующие формы работ по взаимодействию с родителями: родительские собрания и круглые столы, анкетирование, создание родительских уголков, включающих рекомендации, учебно-методический материал, картотеку игр и упражнений по подготовки детей к школе.

Использование всех этих форм и методов работы в комплексе будут способствовать развитию у детей мотивов учения и формированию личностной готовности к школе.


Список литературы

  1. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика: Учебник для бакалавров / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. — М.: Юрайт, 2013. — 510 c.
  2. Галигузова, Л.Н. Дошкольная педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова—Замогильная. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 284 c.
  3. Кисова В. В. Формирование саморегуляции как компонента психологической подготовки к школьному обучению у старших дошкольников // Фундаментальные исследования. — 2013. — №8. С.14-16.
  4. Микляева, Н.В. Дошкольная педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева, Н.А. Виноградова. — Люберцы: Юрайт, 2016. — 411 c.
  5. Митичева Т. И., Шадрина Я. А. Особенности подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 700-703.
  6. Селюкова Е. А., Мерзликина М. А. Готовность ребенка дошкольного возраста к обучению в школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 591-594.
  7. Сергеева Л.В. Мотивационная готовность к школе как основа успешного формирования универсальных учебных действий // Эксперимент и инновации в школе. — 2015. — №1. — С.28-30.
  8. Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. 2015. — № 1. — С.146-150.