УДК 8

КАТЕГОРИЯ «АВТОР» В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ И ИРОНИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

№18,

Филологические науки

Бастрыкина Ольга Владимировна
Готовцева Елена Сергеевна
Маслова Анна Валерьевна


Ключевые слова: КАТЕГОРИЯ «АВТОР»; ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ДИСКУРС; АВТОРСКАЯ СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ; ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ; THE CATEGORY «AUTHOR»; ARTISTIC DISCOURSE; AUTHOR’S SUBJECTIVE MODALITY; ORGANIZATION OF NARRATION.


Аннотация: Категория «автор» описывается в тесной связи с категорией точки зрения, понятием субъекта повествования и субъектной организации повествования, реализации авторского «я» в тексте, с вопросами референции и художественного дискурса, с проблемами текстопорождения и авторской субъективной модальностью. В тексте автор – эксплицитный или, чаще – имплицитный демиург (Творец внутреннего мира, имперсональный художник). В дискурсе – участник многосторонней коммуникации, прежде всего, во взаимодействии с читателем.

Категория «автор» в лингвоэстетическом дискурсе (ЛД) и в художественном тексте (ХТ) – это одновременно особый уровень этих коммуникативно — эстетических образований, а также интегративная и интегрирующая структура и внутренний стержень художественного произведения. С помощью авторской модальности она скрепляет все единицы текста в единое смысловое и структурное целое, реализует его концепции, точки зрения, позиции, ценностные ориентации и отражает отношение автора к сообщаемой художественной информации. Восприятие личности автора через формы ее воплощения в тексте — процесс диалогический, сориентированный на взаимоотношения автора и читателя.

В ЛД как в коммуникативно-прагматической системе непременно присутствует такое начальное звено, как инициатор эстетического диалога, наделенный личной инициирующей интенцией, в состав которой входит модель или замысел целенаправленного, прагматического воздействия на сознание и чувства реципиента. Не случайно он назван был автором (лат. аuctor), то есть «инициатором», «создателем», «основателем», и в его семантике есть даже значения с негативными коннотациями, такие, как «виновник», «зачинщик». Само понятие «автор», его ролевые «обязанности» и ипостаси прошли большой путь эволюции, экспериментов и испытаний в отдельных и генеральном ЛД. Одновременно это был сложный путь спонтанного сложения «правил игры» с охраняемыми традицией или конвенцией границами, их сакрализацией и необходимым для развития нарушением сложившихся правил и границ.

Впервые данная проблема была поставлена в работах В.В. Виноградова (Виноградов 1959 и 1980), где Виноградов использует термин «образ автора». Затем необходимо отметить исследования Е.В. Падучевой (Падучева 1996), в которых автор, основываясь на исследованиях В.В. Виноградова, разрабатывает типологию повествовательных форм, различающихся типом повествователя, то есть тем, как автор «представлен» в тексте.

В работах Е.В. Падучевой изучаются взаимоотношения автора и повествователя в художественном произведении. На современном этапе важно отметить работы, посвященные анализу произведения в аспекте восприятия в художественной коммуникации как неотъемлемого элемента процесса создания художественного смысла произведения, например: Большакова 2003. Данное направление в исследовании представляется перспективным.

Из филологических работ здесь необходимо отметить следующие: В.Н. Волошинова (псевдоним М.М.Бахтина) «Марксизм и философия языка. Основные проблемы социологического метода в науке о языке» (Волошинов 1929, 1987, 2000); Б.А. Успенского «Поэтика композиции» (Успенский 1970, 2000), где проблема построения художественного повествования в аспекте «взаимоотношений» автора, повествователя, персонажа представлена как проблема «точки зрения».

Категория «автор» описывается в тесной связи с категорией точки зрения, понятием субъекта повествования и субъектной организации повествования, реализации авторского «я» в тексте, с вопросами референции и художественного дискурса, с проблемами текстопорождения и авторской субъективной модальностью.

В тексте автор – эксплицитный или, чаще – имплицитный демиург (Творец внутреннего мира, имперсональный художник). В дискурсе – участник многосторонней коммуникации, прежде всего, во взаимодействии с читателем.


Список литературы

  1. Зорина Екатерина Сергеевна. Авторская модальность как организующая категория художественного повествования : На материале сборника рассказов В. Набокова «Весна в Фиальте» : диссертация … кандидата филологических наук : 10.02.01. — Санкт-Петербург, 2005. — 195 с.