УДК 34

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

№18,

Юридические науки

Варфоломеев Евгений Николаевич


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ; ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; FEDERAL CUSTOMS SERVICE; LAW ENFORCEMENT AGENCIES; LAW ENFORCEMENT.


Аннотация: В данной статье рассматривается взаимодействие Федеральной таможенной службы и правоохранительных органов в РФ. Определены формы правоохранительной деятельности таможенных органов, а также выявлен ряд задач, стоящих перед органами таможенной службы для дальнейшего их выполнения и совершенствования данной сферы.

Одной из основных задач в сфере таможенного дела является — совершенствование внутриведомственного, межведомственного и международного взаимодействия по борьбе с правонарушениями, «отнесенными к компетенции таможенных органов, с коррупцией и международным терроризмом, незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через государственную границу Российской Федерации» [5, с.16].

Взаимодействие между Федеральной таможенной службой (далее — ФТС) и правоохранительными органами на протяжении всего их существования, постоянно совершенствуется и дополняется, в зависимости от влияющих на них факторов. Также взаимодействие ФТС и правоохранительных органов позволяет наладить более безопасное сотрудничество между нашей страной и другими странами и государствами, в целях поднятия уровня национальной экономики, что будет приводить к пополнению федерального бюджета, а также данная деятельность поможет сократить количество контрабанды и наладить более безопасный товарооборот.

Важной особенностью таможенных органов является их отношение к числу правоохранительных органов. Таможенные органы ведут активную борьбу с преступлениями в сфере таможенного дела, несут ответственность за обеспечение правопорядка. Правоохранительная деятельность таможенных органов является инструментом предотвращения различных правонарушений в данной сфере. Цели правоохранительных органов направлены на обеспечение безопасности государства, здоровья и жизни людей и окружающей среды.

Таможенные органы в пределах своей компетенции обеспечивают на таможенной территории Союза выполнение ряд задач, среди которых: «защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды; создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Союза» [1] и ряд других.

Для осуществления и достижения различных целей и задач, в правоохранительной деятельности таможенных органов, существуют различные ее формы. К ним относят: – административно-правовая форма; – административно-процессуальная форма; – уголовно-процессуальная форма; – обеспечение собственной безопасности; – оперативно-розыскная деятельность[4].

Административно-процессуальная форма правоохранительной деятельности таможенных органов основывается на характерных действиях, нацеленных на проверку фактов несоответствия требованиям, установленных правовыми нормами, таможенными правилами, а так же на установление виновных в нарушениях лиц и установка мер ответственности за совершенное противоправное действие.

Методом борьбы с правонарушениями в сфере таможенного дела, является уголовно-процессуальная форма правоохранительной деятельности. Уголовно-процессуальная деятельность таможенных органов включает: проверку заявлений и сообщений о преступлениях и принятие по ним решений; выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно; исполнение поручений и указаний следователя и прокурора [3].

Также можно отметить, что одной из основных форм правоприменения в сфере таможенного дела является обеспечение собственной безопасности. Эта форма считается основной, поскольку направлена на соблюдение условий внутреннего административного контроля, оперативно-розыскной деятельности, а также требований охраны различных таможенных объектов.

Также необходимо выделить и рассмотреть оперативно-розыскную деятельность, так как она тоже занимает значимое положение в системе правоохранительной деятельности таможенных органов. Как и другие формы деятельности таможенных органов, оперативно-розыскная деятельность таможенных органов сталкивается с проблемами ее выполнения.

Согласно ТК ЕАЭС «таможенные органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность в целях выявления лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших противоправное деяние» [1].

Для того чтобы успешно выполнять поставленные задачи, «таможенные органы должны непосредственно взаимодействовать с разного рода правоохранительными органами. Взаимодействие таможенной службы с правоохранительными органами обуславливается совершенствованием правоохранительной деятельности для усиления борьбы с различного рода преступлениями»[5, с.218]. Ежедневным средством обеспечения экономической безопасности страны являются правоохранительные подразделения таможенной службы.

Сейчас перед правоохранительными органами таможенной службы стоит ряд задач, для дальнейшего их выполнения и совершенствования данной сферы: «1. Совершенствование организации работы таможенных органов по исполнению постановлений по делам об административных правонарушениях. 2. Повышение качества административного производства по делам об административных правонарушениях, в том числе путем расширения возможностей формирования доказательственной базы по делам об административных правонарушениях с использованием информационных систем таможенных органов и других федеральных органов исполнительной власти. 3. Совершенствование внутриведомственного контроля за оперативно-розыскной деятельностью таможенных органов, направленное на повышение качества ведения и результативности оперативно-розыскной деятельности. 4. Повышение эффективности деятельности оперативно-розыскных подразделений таможенных органов по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений, связанных с уклонением от уплаты таможенных платежей и борьбой с особо опасными видами контрабанды. 5. Оснащение правоохранительных подразделений современными системами интеллектуального поиска информации по открытым источникам информации и мониторинга средств массовой информации» [2].

В заключение, исходя из всего вышеизложенного, можно сказать что, правоохранительная деятельность безусловно важна в работе таможенных органов и Федеральной таможенной службы в целом. Она выполняет множество различных задач в данной сфере, которые помогают сохранять в стране порядок и соблюдение законов.


Список литературы

  1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 г.). Вступил в силу с 1 января 2018 г. // Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/ (дата обращения: 15.02.2019).
  2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 15.06.2019).
  3. Правоохранительная и иная деятельность таможенных органов Российской Федерации URL: http://libraryno.ru/2-7-2-pravoohranitel-naya-i-inaya-deyatel-nost-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federacii-pravooxr/ (дата обращения: 14.02.2019).
  4. Таможенное право. Семинар 3. URL: https://studfiles.net/preview/1713378/page:3/ (дата обращения: 15.02.2019).
  5. Тырлышкина Е.С. Взаимодействие таможенной службы и правоохранительных органов // Материалы Межрегиональной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей. Отв. ред. С.Г. Лешкова. 2018. С. 214-219.
  6. Чернявский А.Г. Таможенное право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮСТИЦИЯ, 2016. 556 с.