УДК 342.5

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№18,

Юридические науки

Аниконова Татьяна Андреевна


Научный руководитель: Тепляшин И.В., кандидат юридических наук.


Ключевые слова: СЧЕТНАЯ ПАЛАТА; КОНТРОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; РЕФОРМЫ; СТАТУС СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ; ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА; CHAMBER OF ACCOUNTS; CONTROL ACTIVITIES; REFORMS; STATUS OF THE CHAMBER OF ACCOUNTS; HISTORY OF THE DOMESTIC STATE.


Аннотация: В статье рассматривается история возникновения и становления Счетной Палаты России. Выделяются этапы развития института Счетной Палаты, охватывается период XVII-XX вв. Проведен анализ законодательства советского периода. Автор приходит к выводу о том, что Счетную Палату РФ не следует относить к определенной ветви государственной власти.

История возникновения Счетной Палаты берет свои корни в далеком XVII веке, в период жизни Алексея Михайловича. Тогда же был создан так называемый Счетный приказ (Приказ Счета Большой казны), который являлся временным органом. Он был создан лишь на период очередной ревизии.

Позже в XVIII веке для осуществления соблюдения финансового контроля при Правительствующем Сенате была создана Ближняя канцелярия и Ревизионная контора, которая осуществляла управление государственными счетами и производила суд над лицами, которые были обвинены в финансовых махинациях.

Еще позднее в XIX веке для выполнения задач финансового контроля были учреждены должности министра финансов, государственного казначея и государственного контролера (данная должность возникла в 1810 году). Государственный контроль, главными принципами которого являлись самостоятельность и независимость от прочих существовавших министерств и ведомств, выполнял задачи по соблюдению финансовой отчетности государственных и общественных учреждений. В числе одних из первых государственных контролеров был Алексей Хитрово. Он прослужил в должности руководителя государственного контроля около 27 лет (1827-1854) [1].

Таким образом, именно в дореволюционном периоде были заложены основы существования и деятельности Счетной Палаты.

Далее был период советской власти. В 1917 году был создан Народный комиссариат государственного контроля (а с 1920 года переименован в Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции), который осуществлял контроль над финансовой деятельностью государственных учреждений, а также участвовал в пересмотре штатов государственных организаций, производил ревизию и направлял в суд допустивших нарушение должностных лиц и облагал их имущество арестом [2, С. 18-19].

В 1923 году Народный комиссариат государственного контроля объединили с контролирующим органом коммунистической партии — Центральной контрольной комиссией Российской коммунистической партии большевиков. Таким образом был создан новый орган контроля — Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР. В то время к числу его важнейших задач относился контроль за осуществлением и исполнением пятилетних производственных планов. Также данный орган занимался устранением дореволюционной интеллигенции и лиц непролетарского происхождения из советских учреждений.

В 1934 году Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции разделили на две комиссии — комиссия советского контроля при Совете народных комиссаров СССР и комиссия партийного контроля при Центральном комитете Всесоюзной коммунистической партии большевиков. Но в 1940 году контрольное ведомство вернули: на базе комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров учредили Народный комитет государственного контроля СССР. А уже в 1946 году его преобразовали в одноименное министерство.

В 1957 году главным контролирующим органом являлась Комиссия советского контроля при Совете министров СССР (в 1961-1962 годах — Комиссия государственного контроля СССР).

В 1962-1965 годах в период проведения реформ ключевых органов государственного управления, над которыми главенствовал первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев, задачи и функции государственного контроля взял на себя Комитет партийно-государственного контроля при ЦК КПСС и Совмине СССР. А в 1965 году в Советском Союзе приняли закон «Об органах народного контроля в СССР» [3] и на его основе создали Комитет народного контроля при Совмине СССР. К числу его функций относилось предоставление помощи партийным и государственным органам в ходе осуществления очередной проверки должного осуществления и выполнения директив партии и правительства советскими, хозяйственными и другими организациями. Когда была принята Конституция СССР, Комитет народного контроля оказался подведомственным Верховному совету и Совмину СССР.

В мае 1991 года Верховным Советом СССР был принят закон о создании высшего органа контроля в сфере финансов и экономики. Данным органом стала Контрольная палата СССР, задачей которой являлся контроль над всеми органами государственной власти и управления за эффективным и надлежащим расходованием средств государственного. Но в декабре 1991 года в период осуществления реформирования и ликвидации органов государственного управления СССР Контрольная палата была упразднена [4].

В 1992 был учрежден Контрольно-бюджетный комитет при Верховном совете республики. Данный орган действовал до декабря 1994 года, когда и был уничтожен, что было связано с тем, что в стране готовился к изданию и принятию федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации».

Процесс учреждения и становления Счетной палаты РФ начался в 1993 году, когда приняли и утвердили Конституцию Российской Федерации [5]. На это потребовалось более года, в результате чего был создан новый государственный институт [6].

Позднее, с принятием 11 января 1995 года федерального закона «О Счетной палате Российской Федерации», вступившим в силу уже 14 января того же года, было утверждено к проведению первое организационное заседание коллегии палаты, которое состоялось 12 апреля 1995 года.

5 апреля 2013 года был принят федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», вступивший в законную силу 12 апреля 2013 года. Данный закон является действующим по настоящее время [7]. Важно заметить, что Счетная палата РФ направлена на формирование правовой культуры представителей государственных и общественных структур в финансовой сфере. При этом в специальной литературе справедливо подчеркивается, что правовая культура выступает показателем развития правового государства и отражает технологические основы взаимодействия общества и государства [8, С. 31-32].

Таким образом, можно выделить три этапа развития (становления) института Счетной Палаты в России: дореволюционный период, в котором были заложены основы существования деятельности Счетной палаты; период проведения реформ, связанный с развитием и становлением Счетной палаты, укреплением сущности ее деятельности; законодательное закрепление, в котором нашли отражение ныне действующие законы и акты.


Список литературы

  1. История отечественного государства и права: учебник / отв. ред. И. А. Исаев. — М.: Проспект, 2012. — 432 с.
  2. Тепляшин И.В. Народный контроль в 20-30-е годы советской власти: нормативное закрепление, правовые средства, особенности // История государства и права. 2017. № 21. С. 17-22.
  3. Закон СССР «Об органах Народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года № 4224-VI // Ведомости Верховного Совета СССР. 1965. № 49. Ст. 718.
  4. Чистяков О. И. История отечественного государства и права. Часть 1: учебник для бакалавров / О. И. Чистяков; отв. ред. О. И. Чистяков. — 5-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2013. — 477 с.
  5. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  6. Калина В.Ф. История отечественного государства и права: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / В. Ф. Калина, Г. Ю. Курскова. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 436 с.
  7. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
  8. Богатова Е.В. Правовая культура: статика и динамика понимания // Философия права. 2017. № 4 (83). С. 30-34.