УДК 37
ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ
№18,
Педагогические науки
Сайфуллина Диляра Анасовна
Ключевые слова: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ; ЗДОРОВЬЕ; БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; SENIOR PRESCHOOL AGE; SAFETY RULES ON THE STREET; TRAFFIC RULES; ROAD SIGNS; HEALTH; SAFE BEHAVIOR.
В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, природе, улице, обществе осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [5].
Навыки безопасного поведения на улице не являются врожденными, а являются результатом обучения, воспитания и саморазвития. Дошкольники доверчиво относятся к окружающему миру, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного поведения именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности, как любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость, непонимание подстерегающих опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.
Самые первые основы формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения осуществляются в дошкольном образовательном учреждении. Н.Н. Поддьяков определяет, что в дошкольном возрасте знания усваиваются определенным образом. Включение вопросов ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности должно иметь системный характер [1, с. 23].
Как замечает Л.С. Выготский, в дошкольном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности. Дошкольник еще не может определить всю важность опасности, поэтому взрослый должен разумно помогать ребенку избегать опасностей, обращаться с животными, объяснять как нужно вести себя на улице, во дворе, в транспорте, дома [2, с. 67].
В.М. Федяевская выделяет причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста на улице [4, с. 126]: незнание правил дорожного движения; невнимательность к происходящему на улице; отсутствие сознания опасности; неумение владеть собой.
Основные формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице: беседа, НОД, экскурсии, ролевые игры, конструктивная деятельность, художественная литература, предметно-развивающая среда и др.
Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ Пелевский Детский сад «Милэшкэй» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Дети были поделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по 13 дошкольников.
Гипотеза исследования: предполагается, что усвоение правил безопасности на улице в условиях ДОУ будет эффективным, если будет разработан и реализован специальный проект по ознакомлению детей старшего дошкольногов возраста с правилами безопасности на улице.
Для исследования уровня знаний о правилах безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста были использованы:
- «Диагностика знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой. Цель – проверить знания детей о правилах безопасности на улице.
- Методика «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой. Цель: определить уровень знаний детей о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Представим результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой на рис.1:
Рис.1. Результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента выявлены преимущественно низкий и средний уровни знаний о правилах безопасности на улицах.
Представим результаты по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой на рис.2:
Рис.2. Результаты исследования по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента выявлены преимущественно низкий и средний уровни знаний о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Обобщая результаты исследования по двум методикам, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ выявлены средний и низкий уровни знаний о правилах безопасности на улице. Таким образом, необходимо разработать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.
Данный проект будет реализован с дошкольниками экспериментальной группы.
Вид проекта – познавательный.
Цель проекта – создание условий для усвоения и закрепления правил безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
— расширение знаний о правилах дорожного движения;
— формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на улице;
— укрепление материально-технической базы для работы;
— выработка системы воспитательно-образовательной работы.
Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Продолжительность проекта – 4 месяца.
Предполагаемый результат:
— будут созданы условия для организации деятельности ДОУ по безопасности жизни детей;
— у дошкольников сформируются элементарные навыки безопасного поведения на дорогах и улицах;
— пополнятся знания по правилам дорожного движения;
— повысится активность родителей в участии проведения мероприятий по правилам дорожного движения вместе с детьми.
Проект реализуется по двум направлениям:
— совместная деятельность с детьми;
— взаимодействие с родителями.
Представим перспективный план реализации проекта на 3-4 неделю сентября (табл.1):
Таблица 1
Перспективный план проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ
Месяц | Вид деятельности | Цель |
3-4 неделя сентября | НОД Конструирование: «Транспорт»
|
Учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения
|
Наблюдение
Беседа «Безопасная улица» — |
Близлежащая улица: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре
закрепить правила переходы улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков пешеходный переход, подземный переход, «Осторожно дети» о назначении светофора
|
|
Дидактические игры
|
« Это я, это я – это все мои друзья»
Цель: закрепить правила поведения на улице и в транспорте. «Светофор и пешеходы» Цель: закрепить знания цветов светофора. Умение правильно действовать на сигналы. |
|
Сюжетно-ролевая игра
«Мы – водители» —
|
Закрепить знания о труде водителя, о том, что водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медосмотр перед поездкой. | |
Игровая ситуация
|
«Странный водитель» показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь
|
|
Чтение
В. Кожевникова «Светофор» |
Закреплять знания о сигналах светофора | |
Двигательная активность
П / и «Тише едешь дальше будешь» |
Упражнять в беге с остановкой по сигналу светофора | |
Работа с родителями
|
Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения» |
После реализации проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ было проведено повторное экспериментальное исследование с теми же детьми и по тем же методикам.
Представим результаты исследования на рис.3 и 4:
Рис.3. Результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Рис.4. Результаты исследования по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента
Таким образом, по результатам исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что разработанный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ показал свою эффективность.
Гипотеза исследования доказана.
Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть интересны педагогам ДОУ, родителям воспитанников, а также студентам факультета педагогики и психологии дошкольного образования.
Список литературы
- Бобылева, О.Н. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей с ПДД «Школа дорожных наук» / О.Н. Бобылева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 44. – С.23-26.
- Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
- Елжова, Н.В. ПДД в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 203 с.
- Коровина С. В. Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения / С.В. Коровина, Н.М. Кувшинова, Е.А. Просенкова, Б.А. Чувилина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2018 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2018. – С. 125-127.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html