УДК 37

ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРАВИЛАМИ БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ В УСЛОВИЯХ ДОУ

№18,

Педагогические науки

Сайфуллина Диляра Анасовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ НА УЛИЦЕ; ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ; ЗДОРОВЬЕ; БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; SENIOR PRESCHOOL AGE; SAFETY RULES ON THE STREET; TRAFFIC RULES; ROAD SIGNS; HEALTH; SAFE BEHAVIOR.


Аннотация: В статье рассматривается уровень заинтересованности студентов к такому виду спорта как армрестлинг, степень их знаний в области армрестлинга и возможность заниматься данным видом спорта.

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, природе, улице, обществе осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» [5].

Навыки безопасного поведения на улице не являются врожденными, а являются результатом обучения, воспитания и саморазвития. Дошкольники доверчиво относятся к окружающему миру, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного поведения именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности, как любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость, непонимание подстерегающих опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Самые первые основы формирования у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения осуществляются в дошкольном образовательном учреждении. Н.Н. Поддьяков определяет, что в дошкольном возрасте знания усваиваются определенным образом. Включение вопросов ознакомления детей дошкольного возраста с правилами безопасности должно иметь системный характер [1, с. 23].

Как замечает Л.С. Выготский, в дошкольном возрасте закладываются основы здорового образа жизни, основы безопасности жизнедеятельности. Дошкольник еще не может определить всю важность опасности, поэтому взрослый должен разумно помогать ребенку избегать опасностей, обращаться с животными, объяснять как нужно вести себя на улице, во дворе, в транспорте, дома [2, с. 67].

В.М. Федяевская выделяет причины несчастных случаев с детьми дошкольного возраста на улице [4, с. 126]: незнание правил дорожного движения; невнимательность к происходящему на улице; отсутствие сознания опасности; неумение владеть собой.

Основные формы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице: беседа, НОД, экскурсии, ролевые игры, конструктивная деятельность, художественная литература, предметно-развивающая среда и др.

Экспериментальное исследование проводилось на базе МБДОУ Пелевский Детский сад «Милэшкэй» Лаишевского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняло участие 26 детей старшего дошкольного возраста. Дети были поделены на экспериментальную (ЭГ) и контрольную группу (КГ) по 13 дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что усвоение правил безопасности на улице в условиях ДОУ будет эффективным, если будет разработан и реализован специальный проект по ознакомлению детей старшего дошкольногов возраста с правилами безопасности на улице.

Для исследования уровня знаний о правилах безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста были использованы:

  1. «Диагностика знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой. Цель – проверить знания детей о правилах безопасности на улице.
  2. Методика «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой. Цель: определить уровень знаний детей о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Представим результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой на рис.1:


Рис.1. Результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента выявлены преимущественно низкий и средний уровни знаний о правилах безопасности на улицах.

Представим результаты по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой на рис.2:


Рис.2. Результаты исследования по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента

Таким образом, по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе эксперимента выявлены преимущественно низкий и средний уровни знаний о дорожных знаках, видах транспорта, уровень образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.

Обобщая результаты исследования по двум методикам, можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного возраста ЭГ и КГ выявлены средний и низкий уровни знаний о правилах безопасности на улице. Таким образом, необходимо разработать проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.

Данный проект будет реализован с дошкольниками экспериментальной группы.

Вид проекта – познавательный.

Цель проекта – создание условий для усвоения и закрепления правил безопасности на улице у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:
— расширение знаний о правилах дорожного движения;
— формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности на улице;
— укрепление материально-технической базы для работы;
— выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Продолжительность проекта – 4 месяца.

Предполагаемый результат:
— будут созданы условия для организации деятельности ДОУ по безопасности жизни детей;
— у дошкольников сформируются элементарные навыки безопасного поведения на дорогах и улицах;
— пополнятся знания по правилам дорожного движения;
— повысится активность родителей в участии проведения мероприятий по правилам дорожного движения вместе с детьми.

Проект реализуется по двум направлениям:

— совместная деятельность с детьми;
— взаимодействие с родителями.

Представим перспективный план реализации проекта на 3-4 неделю сентября (табл.1):

Таблица 1

Перспективный план проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ

Месяц Вид деятельности Цель
3-4 неделя сентября НОД Конструирование: «Транспорт»

 

Учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения

 

Наблюдение

Беседа

«Безопасная улица» —

Близлежащая улица: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре

закрепить правила переходы улицы при двустороннем движении, назначение дорожных знаков пешеходный переход, подземный переход, «Осторожно дети» о назначении светофора

 

Дидактические игры

 

« Это я, это я – это все мои друзья»

Цель: закрепить правила поведения на улице и в транспорте.

«Светофор и пешеходы»

Цель: закрепить знания цветов светофора. Умение правильно действовать на сигналы.

Сюжетно-ролевая игра

«Мы – водители» —

 

Закрепить знания о труде водителя, о том, что водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медосмотр перед поездкой.
Игровая ситуация

 

«Странный водитель» показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь

 

Чтение

В. Кожевникова «Светофор»

Закреплять знания о сигналах светофора
Двигательная активность

П / и «Тише едешь дальше будешь»

Упражнять в беге с остановкой по сигналу светофора
Работа с родителями

 

Консультация: «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения»

После реализации проекта по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ было проведено повторное экспериментальное исследование с теми же детьми и по тем же методикам.

Представим результаты исследования на рис.3 и 4:


Рис.3. Результаты исследования по «Диагностике знаний о правилах дорожного движения» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента


Рис.4. Результаты исследования по методике «Что здесь лишнее?» А.И. Замалеевой у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента

Таким образом, по результатам исследования на контрольном этапе эксперимента можно сделать вывод, что разработанный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ показал свою эффективность.

Гипотеза исследования доказана.

Практическая значимость работы. Результаты работы могут быть интересны педагогам ДОУ, родителям воспитанников, а также студентам факультета педагогики и психологии дошкольного образования.


Список литературы

  1. Бобылева, О.Н. Обобщение опыта работы по ознакомлению детей с ПДД «Школа дорожных наук» / О.Н. Бобылева // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2016. – № 44. – С.23-26.
  2. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2015. – 1008 с.
  3. Елжова, Н.В. ПДД в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 203 с.
  4. Коровина С. В. Особенности организации работы с дошкольниками по ознакомлению с Правилами дорожного движения / С.В. Коровина, Н.М. Кувшинова, Е.А. Просенкова, Б.А. Чувилина // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2018 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2018. – С. 125-127.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html