УДК 101

КУЛЬТУРНО-РЕЛИГИОЗНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТА КУЗНЕЦОВ У НАРОДОВ СИБИРИ

№18,

Философские науки

Васильев Михаил Александрович


Ключевые слова: КУЗНЕЦЫ; ДАРХАНЫ; ШАМАНИЗМ; ДУХИ ПРЕДКОВ; ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ; SMITHS; DARANY; SHAMANISM; ANCESTOR SPIRITS; PROCESSING OF METALS.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности развития и трансформация кузнечного ремесла, у коренных народов сибирского региона. Влияния данного явления на развитие культурно-религиозных отношений, в традиционных обществах исповедующих шаманизм.

Культура и религия коренных народов Сибири (Буряты, Якуты, Эвенки, Тувинцы, Хакасы, Алтайцы), на протяжении долгого периода времени формировалась в суровых условиях постоянной борьбы за выживание. Что нашло очень яркое отображении в мировоззрении, образе жизни, чётко структурированной социальной иерархии. Данные особенности повлияли на формировании сугубо индивидуальных форм верований и культуры, но несмотря на достаточно широкий ареал проживания, имеющих общность в понимании мироустройства и взаимодействия с силами природы.

Основной формой верований коренных народов Сибири является Анимизм- вера в существование духов предков, местностей, высших божеств покровительствующих какому-либо явлению, ремеслу, народу, конкретному роду или племени. Одушевление всей природы.

Актуальность изучения вышеуказанной темы, важна для понимания культурно-религиозных традиций существующих у коренных народов Сибири. Потенциал, заложенный в верованиях и культах исповедуемых данными народами, в первую очередь направлен на созидательное развитие человечества в современных условиях. Бережное отношение к природе, к своему родовому древу, создание благоприятных условий для жизнедеятельности своих потомков.

На этом фоне особенно необходимо отметить, один достаточно влиятельный вид хозяйственно-религиозной деятельности, оказывающий серьёзное воздействие на жизнедеятельность многих коренных народов, проживавших на территории Сибири. Этим видом деятельности является Кузнечное мастерство, которое по своему влиянию и авторитету было и остаётся не менее уважаемым и почитаемым, чем ремесло шамана или вождя племени или рода.

Данное ремесло развивалось параллельно формированию сибирских этносов, так как развитие общество невозможно без ведения хозяйственной деятельности, необходимость в обеспечении ведения данной деятельности было жизненно необходима. Именно на этом фоне происходит серьёзная трансформация ремесла связанного с обработкой металла и люди занимающиеся данным видом деятельности, практически полностью отделяются от других видов хозяйствования, образуя отдельную категорию порой достаточно закрытых сообществ ремесленников.

Обработка металла изначально была покрыта завесой определённых таинств, для всех слоёв общества не являющихся кузнецами, данный вид деятельности был незнаком и их понимании преобразование металла постоянная связь с огнём (с одной из стихий природы), высокими температурами придавало определённый сакральный смысл в подобных действиях. Что достаточно быстро придало кузнечному мастерству не только важное хозяйственное значение, но и достаточно влиятельные культурно-религиозные черты. Вокруг кузнечного дела, возник ореол сверхъестественного, сопоставимый с деятельностью шамана. Сообщество кузнецов образовало свои традиции, которые начали передаваться из поколения в поколение, для занятия кузнечным делом у Бурят необходим кузнечный корень (удха). Возникает целый пантеон богов связанных с кузнечным мастерством и покровительствующий кузнецам. Внутри сообщества кузнецов происходят достаточно серьёзная трансформация, возникают более узкие специализации, связанные с обработкой различных металлов. Например, в бурятской традиции, кузнец, занимающийся обработкой железа, именовался Хара-Дархан, дословно чёрный кузнец. Кузнец, занимающийся обработкой благородных металлов (серебро, золото) Саган-Дархан, дословно белый кузнец. Данные виды кузнецов также могли получать дозволение (заая) через определённые религиозные обряды у кузнечных божеств, для обработки всех видов металла. На данном этапе личность кузнеца воспринималась как посредник между мирами, наделённый в какой-то степени сверхъестественными способностями не только по обработке металлов, но и в борьбе с болезнями и злыми духами. При этом духовный авторитет, становится даже выше, чем ремесло шамана.

Данные явления особенно ярко выражены у Бурят и Якут и нашли своё отображение, в культурно-религиозном аспекте и существуют в современности.

Как утверждает Якутская пословица шаман и кузнец из одного гнезда.

Жена шамана достойна уважения, жена кузнеца достойна почёта гласит бурятская поговорка.

Культ кузнецов в начале 20 века потерял своё былое значения, в связи с революционными событиями и гонениями на все формы религий со стороны Советской власти. Конечно само кузнечное дело не прекращалось и в годы существования Советского союза, многие знающие кузнецы продолжали проводить определённые религиозные ритуалы работая в кузнечных мастерских, но делали это в тайне не предавая свою деятельность огласке.

Активное возрождение началось в начале 90-х. 20 века, которое продолжается и по сей день. В этом плане особенно выделяется республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край, республика Саха Якутия. Именно на этих территориях, идёт активное возрождение традиций предков и кузнечное мастерство понемногу приобретает былое значение.

В данном явлении есть огромный созидательный момент, он выражается в первую очередь в возрождении давно утраченных традиций, появляется преемственность поколений. Данный факт может явится немаловажным ориентиром, в развитии, этно-культурных традиций, укрепляет родственные связи, развивает народную мудрость, которая несомненно важна для молодого поколения.

В этом отношении культ кузнецов прошел долгий путь развития, со своим подъёмами и угасаниями, при этом не потеряв своей актуальности и в современных условиях развития человечества.

Надо отметить, что кузнечное мастерство и виды изделий, производимые кузнецами, всегда пользовались спросом у населения, а производимое вооружение имело серьёзное значения уже для политической составляющей, в государственной деятельности. Недаром правители восточных государств (Чингиз-Хан, Тамерлан) при завоевании очередной территории, в первую очередь обращали внимание именно на людей из ремесленного сословия и в частности на мастеров кузнечного дела, после чего отправляли их на работы в свои столицы (Самарканд, Каракорум). Данный факт указывает на то, что уже в те времена происходили интеграционные процессы кузнечного мастерства между различными этническими группами, как путём обмена и торговли, так и в ходе военных завоеваний. Это в свою очередь обеспечивало развитие и обмен не только технологических, но и культурно-религиозных процессов.

Также необходимо указать тот факт, что в силу особенностей, которым обладали мастера кузнечного дела у коренных народов Сибири, достаточно часто они являлись и главами своих родов и племён. Что в свою очередь наделяло их функциями обеспечения правосудия, ведения военных компаний, обеспечения соблюдения социальной справедливости между членами родо-племенного сообщества.

Проводя аналогии с мировым опытом, кузнечество развивалось во всех уголках планеты Земля, где проживал человек, имея свои особенности, но в целом схожие по всем направлениям развития черты. В этом отношении у представителей славянского этноса, восприятие кузнечного мастерства по своей значимости носило не менее важный характер.


Список литературы

  1. Галданова Г.Р. «Доламаистские верования бурят». // Издательство «Наука». Сибирское отделение. Новосибирск, 1987. — 67 с.
  2. Баиров А.С. «Шаманизм в социокультурной традиции бурят» : диссертация … кандидата философских наук : 09.00.13.- Чита, 2006.- 153 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-9/327
  3. Ардзинба В.Г. «К истории культа железа и кузнечного ремесла (почитание кузницы у абхазов)» // Древний Восток: этнокультурные связи. М; 1988.