ИЗУЧЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

№5,

Экономические науки

Сажин Иван Николаевич


Научный руководитель: Советова Н.П., канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО ВоГУ.


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА; МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ; ORGANIZATIONAL CULTURE; RESEARCH METHODS.


Аннотация: В статье рассматриваются методологические подходы к исследованию организационной культуры и ее роли в развитии организации. Приведены результаты исследования организационной культуры.

Развитая организационная культура не только является предметом гордости компании и средством привлечения профессионалов высокого класса, но и позволяет создать в рамках компании такое социально-экономическое пространство, которое обеспечивает наивысшую производительность, успешность компании и приверженность ей сотрудников. Руководители организации понимают огромные преимущества сильной организационной культуры, но лишь немногие из них занимаются вопросами ее целенаправленного построения и развития. Органы власти не являются исключением из компаний, занимающихся развитием эффективной организационной культуры, и также уделяют огромное значение ее исследованию и совершенствованию с учетом специфики, и особенности своей профессиональной деятельности.

Цель организационной культуры — помочь людям более продуктивно работать, получать удовлетворение от труда. Если человек находится в чуждой для него организационной культуре, его деятельность сковывается, ограничивается. При соответствии организационной культуры фирмы и ценностных установок сотрудника деятельность работника улучшается, тем самым повышается не только производительность его труда, но и эффективность организации в целом. Ценность организационной культуры несет в себе один из главных мотивирующих факторов работы для сотрудников.

Целью данной работы является изучение организационной культуры предприятия Х. Миссией данной организации является обеспечение конкурентоспособной продукцией потребителей. В настоящее время предприятие поставляет продукцию в мировые страны: Белоруссия, Швеция, Австралия, Италия, Кипр, Индия, Германия и другие. Достижения завода отмечены дипломами и грамотами, золотыми и серебряными медалями на российских и международных выставках.

Разработанная политика предприятия, ориентированная в первую очередь на маркетинговую составляющую, обеспечивает стабильное нахождение на рынках оптико-механических и оптико-электронных приборов. Продукция предприятия является традиционным понятием высокого качества в сегменте «Сделано в России». Современные инновационные технологии производства, полная нацеленность на потребности потребителя, постоянное расширение ассортимента предлагаемых товаров и услуг, эффективный менеджмент, высокопрофессиональный коллектив – все это служит гарантом качества продукции предприятия.

Специфика деятельности организации свидетельствует о мужском составе, что составляет 74% всего персонала фирмы. На предприятии реализуется эффективная кадровая политика, включающая работу по подготовке будущих кадров, развитию преемственности, карьерному росту сотрудников, формированию кадрового резерва, что в свою очередь несомненно отражается на благоприятном микроклимате в коллективе. В ходе исследования было установлено, что руководство организации ориентировано, в основном, на интенсивный путь развития производства.

Организационная культура позиционируется руководством предприятия как основанная на принципах взаимного уважения между сотрудниками всех уровней. На предприятии очень ответственно и организованно подходят к проведению любого мероприятия, как внешнего, так и внутреннего, привлекая к его участию сотрудников предприятия и уважаемых пенсионеров данного предприятия. Руководство старается всеми силами объединить сотрудников предприятия, проводит деловые тренинги и игры для развития личностного потенциала сотрудников, выявления лидерских качеств. Проводимые ежегодные корпоративные мероприятия направлены на формирование благоприятного микроклимата в коллективе и дружной сплоченной организации труда.

В результате проведенного наблюдения в организации были обозначены положительные результаты организационной культуры , среди которых 1) удобное месторасположения организации; 2) использование современного стиля интерьера; 3) оборудованные по новейшим технологиям рабочие места с учетом занимаемой должности и профессиональных обязанностей; 4) наличие парковочных мест для автотранспорта сотрудников; 5) использование фирменного стиля; 6) наличие системы повышения квалификации сотрудников; 7) существование и применение всеми сотрудниками организации разработанных норм и правил поведения.

К отрицательным сторонам организационной культуры следует отнести: наличие различий между ценностями управленческого, основного и вспомогательного персонала; несформированность традиций и ритуалов, являющиеся неотъемлемой частью корпоративной культуры — структурной части организационной культуры. Кроме того, на предприятии не уделяется достаточного внимания внутриколлективной коммуникации, что приводит к дефициту информации у подчиненных и неточному их представлению об организации в целом, способствует распространению различных, нередко противоречивых, слухов в коллективах (синдром «испорченного телефона»).

Особенно негативно недостаток информации отражается на «ключевых» сотрудниках, на которых возложены основные функции. Из-за слабой налаженности информационных потоков эта категория работников, желающая принимать участие в управлении фирмой, теряет уверенность в своей «нужности», полезности и со временем снижает эффективность в работе и даже может покинуть организацию.

В ходе исследования была проведена диагностика организационной культуры предприятия с помощью инструмента оценки организационной культуры (OCAI), разработанной К. Камероном, Р. Куинном. Инструмент OCAI предназначен для оценки шести ключевых измерений организационной культуры. Реализуя на практике данную методику, мы смогли дать оценку уровню организационной культуры организации глазами ее сотрудников в данный момент времени и на перспективу. В анкетировании по этой методике приняло участие более 200 сотрудников организации из разных структурных подразделений.

Диагностика организационной культуры предприятия показала преобладание иерархического типа организационной культуры, который отражает ориентированность организации на стабильность и преимущественно на внутренний фокус. Предпочтительный тип организационной культуры, выбранный сотрудниками в ходе анкетирования, на 46% рыночный, но с элементами иерархии на 31%. Следовательно, организации рекомендуется сместить акценты на рыночную культуру, не только на изучение рынка, но и на развитие деятельности организации, перейти от ориентации на внутренний фокус к ориентации на рынок, на особенности потребителя, ориентироваться на все сегменты рынка, а не только на его часть.

По итогам проведенной диагностики для совершенствования организационной культуры предприятия Х необходимо обозначить механизмы и процессы, требующие более быстрого развития, а также процессы, которые следует приостановить для усиления рыночной и уменьшения приверженности к иерархической культуре.

Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с максимальной выгодой использовать их способности. Этот принцип очень важен с точки зрения социального управления, т.к. он отводит немаловажную роль в процессе управления сотрудникам организации, формирует систему мотиваций и поощрений удачных творческих решений. Как результат — существенное развитие организационной культуры.


Список литературы

  1. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  2. Советова Н.П. Исследование организационной культуры в органах власти // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский технологический университет, 2016. – С.301-306.
  3. Вихарева Е.В., Самойличенко Е.Е. Денежное обращение и банки: учебное пособие. – Вологда: ВоГТУ, 2003. – 127 с.
  4. Советова Н.П. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – Вологда: ВоГУ, 2016. – 179 с.
  5. Вихарева, Е.В. Оценка современного состояния рынка жилья и ипотечного кредитования в Вологодской области / Е.В. Вихарева, Самойличенко Е.Е. // Актуальные проблемы управления и экономики: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2006. – С.58-62
  6. Советова Н.П. Вопросы противодействия коррупции при подготовке управленческих кадров // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. — Уфа, 2016. – С.117-119.
  7. Вихарева Е.В. Капитал банка в современных условиях: понятие и оценка // Современный научный вестник, 2016. – Т.10, с.105-109.
  8. Советов П.М., Волкова С.А., Советова Н.П. Условия и факторы движения сельхозтоваропроизводителей по инновационному пути развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №4(34). — С.212-225.
  9. Советов П.М., Советова Н.П. Методологические аспекты системного анализа в управлении: учебное пособие. – Вологда-Молочное: ВГМХА им.Н.В.Верещагина, 2008. – 133 с.
  10. Советова Н.П. Коррупционные риски в образовательном процессе // Современные научные исследования и разработки. – Москва: Научный центр «Олимп», 2016. — №6 (6). – С.465-468.
  11. Аксютина, С.В. Ключевые аспекты современной денежно-кредитной политики России / С.В. Аксютина, Е.В. Вихарева, А.Ю. Железяков // Институциональные реформы: история и современность: материалы научной конференции. — Вологда: Легия, 2007. – С. 65-72.
  12. Советова Н.П. Целевая подготовка кадров в области управления персоналом // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. — Москва: Московский государственный университет информационных технологий, радиотехники и электроники, 2015. – С.202-208.