УДК 658.3

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

№18,

Экономические науки

Карпачёва Ольга Андреевна


Научный руководитель: Громенко О.А., кандидат экономических наук, доцент кафедры


Ключевые слова: ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; МЕНЕДЖМЕНТ; МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ЦИФРОВЫЕ ЦЕНТРЫ ДЕКЛАРИРОВАНИЯ; CUSTOMS AUTHORITIES; MANAGEMENT; INTERNATIONAL COOPERATION; DIGITALIZATION; DIGITAL DECLARATION CENTERS.


Аннотация: В статье рассмотрена трансформация управления таможенными органами с учетом международного сотрудничества. Автор приводит основные этапы развития таможенного менеджмента, приводит пример трансформации – цифровизацию таможенной службы РФ.

На современном этапе развития мировой экономики и международных отношений, процессы трансформации рынка национальных экономик, вступление многих стран в системе отношений по поддержанию мира, требуют развития системы таможенного управления, с учетом национальных особенностей каждой страны.

Международный опыт показывает, что деятельность таможни в рыночной экономике является эффективным способом включения международных стандартов в национальную практику, важным фактором стабильности государственного производства, преемственности процесса воспроизводства, одним из основных источников привлечения иностранного инвестиционного капитала в национальную экономику. За последние несколько десятилетий внешнеэкономическая деятельность России претерпела радикальные изменения. Они связаны с глобализацией мировой экономики.

В этой связи в системе государственного управления внешней экономической деятельности особое внимание уделяется таможенному регулированию как наиболее динамичному механизму обслуживания участников внешней экономической деятельности.

Естественный процесс интеграции и интернационализации мировой экономики требует нового уровня многосторонних экономических отношений. На нынешнем этапе развития многополярного мира ни одна страна не может развиваться изолированно.

На современном этапе развития мировой экономики и международных отношений, процессы трансформации рынка национальных экономик, вступление многих стран в системе отношений по поддержанию мира, требуют развития системы таможенного управления, с учетом национальных особенностей каждой страны.

В настоящее время из-за быстрого развития экономической и политической ситуации, применения национальных подходов к таможенному управлению, создания систем для достижения налоговых целей аналитической и методологической информации руководителей в процессе принятия решений, получения достоверной информации о результатах таможенных подразделений и использования этих данных для улучшения таможенного управления.

В данный момент остро стоит проблема системного и целостного подхода к исследованию национальных особенностей, присущих управлению таможенным делом в РФ. Следовательно, необходимо комплексно исследовать теоретические основы таможенного менеджмента и международных аспектов в управлении, а также определение национальных спецификаций организации и реализации управления таможенным делом в процессе развития.

Очевидно, что сущность таможенного менеджмента стоит раскрывать через понимание управления как такового, трактуя как теорию управления социально-экономическими объектами, как область исследования проблемы управления, как систему производственных отношений, и как вид профессиональной деятельности.

В Европе наблюдаются резкие изменения в экономической системе. Поэтому для европейских стран особенно важно для создания единого таможенного пространства решение проблемы формирования и дальнейшего развития таможенного регулирования и управления. Управление таможенными органами связано с применением общих идей и концепций менеджмента во всех формах внешнеэкономической деятельности (экспорт и импорт товаров и услуг, лизинга, операций, прямых инвестиций и др.).

Деятельность таможни можно рассматривать как организационно-экономический механизм, который включает в себя инструменты управления функционированием и развитием учреждений, организаций, технологий и таможенного персонала для оказания более качественных таможенных услуг.

Управление таможенными органами формировалось и развивалось длительное время, а в последние годы неоднократно претерпевало серьезные реформы.

Таможенное дело как объект управления — это система таможенных институтов, организаций (таможенных органов), процессов (деятельности таможенных органов), таможенных услуг и таможенного персонала.

Таможенный институт – ведущий государственный институт, который выполняет комплекс значимых функций, связанных с таможенным регулированием внешнеэкономической деятельности (ВЭД) Таможенные процессы – деятельность таможенных органов по реализации функций по формированию государственной политики и нормативно-правового регулирования, контроля и надзора, борьба с контрабандой и другие функции по управлению деятельностью таможенных органов.

Таможенные услуги – деятельность направлена на принятие конкретных решений по таможенным вопросам в рамках административных лимитов выполнения функций и регламентов предоставления государственных услуг. Таким образом, с применением национальных специфических инструментов управления приведенных составляющих и реализуется таможенный менеджмент.

Деятельность таможенных органов тесно связана с областью внешней экономической деятельности России. Именно в согласованности этих областей раскрывается потенциал, который может оказать благотворное влияние на экономику страны, ее безопасность и благополучие ее граждан.

Анализ системы этих областей связан с решением следующих наиболее актуальных проблем:
1) макроэкономический анализ современного состояния и тенденций в
мировой экономике, глобальные модели внешней экономической деятельности промышленно развитых стран;
2) макроэкономический анализ нынешнего состояния национальной экономики, управление народной экономикой, направления таможенной политики и определение направлений развития и модернизации таможенной службы;
3) всесторонне изучить динамику показателей валового внутреннего продукта, инструментов фискальной, денежно-кредитной, денежно-кредитной и таможенной политики в их отношении;
4) определение направлений и методов повышения эффективности таможенного регулирования и контроля, деятельности таможенных органов и таможенного дела в целом;
5) разработка механизмов таможенного регулирования и контроля за ростом национальной экономики и повышение эффективности ее внешней экономической деятельности.

Кроме того, именно во взаимодействии сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности наиболее полно раскрываются все системообразующие компоненты таможенного дела (политика, технология, функциональная и организационная структуры ТО), а через их проявления — и собственно таможенное дело как целое.

Развитие международного сотрудничества предполагает:
— расширение сети представительств ФТС России за границей;
— дальнейшее развитие двухсторонних отношений и активизацию государственного участия в международных объединениях и организациях;
— развитие индивидуальной роли российской таможенной службы в процессах экономической интеграции;
— продвижение приоритетных интересов в области таможенного дела, гармонизация и унификация российского законодательства с нормами международного права и общепринятой практикой за счет активизации участия в международных институтах сотрудничества и региональных экономических объединениях.

Не менее значимым фактором, определяющим конфигурацию современных сфер внешнеэкономической и таможенной деятельности, становится цифровизация общества. Таможенная служба быстро среагировала на новейшие тенденции и создала центры электронного декларирования.

В Российской Федерации на 2017 год более 80% ДТ подано в электронном виде, в Республике Беларусь – 50%, в Армении – 25%, в Казахстане – 4,2%. В республике Кыргызстан представляется бумажная декларация на товары, таким же образом представляется комплект товаросопроводительных документов и электронная копия декларации на товары на съемном носителе.

Проект комплексной программы развития ФТС России на период до 2030 года – предусматривает увеличение доли авторегистрации и автовыпуска товаров в соответствии с заявленными таможенными процедурами – экспорт и импорт. В настоящее время Федеральной таможенной службой проводится активная работа по перераспределению таможенного оформления в Центры электронного декларирования путем реформирования структуры таможенных органов, сокращения таможенных постов в функции которых входит оформление товаров и транспортных средств.


Список литературы

  1. Белов А.А. Менеджмент в управлении таможенными органами // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/menedzhment-v-upravlenii-tamozhennymi-organami
  2. Дробот Е.В., Синельников Е.В. Особенности международного сотрудничества России в области таможенного дела // Портал научно-практических публикаций [Электронный ресурс]. URL: http://portalnp.ru/2015/06/2639
  3. Зарубежный опыт таможенного администрирования / М.В. Бойкова; подобщ. ред. В.В. Макрусева. М.: РИО Российской таможенной академии, 2017. 130 с.
  4. Федоренко К.П., Нетаев О.В. Развитие таможенного менеджмента // Российский внешнеэкономический вестник. 2014. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-tamozhennogo-menedzhmenta
  5. Филимонцева Е.М. Системный подход как основа управления деятельностью таможенных органов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2017. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistemnyy-podhod-kak-osnova-upravleniya-deyatelnostyu-tamozhennyh-organov