УДК 378.147
ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ПИРОГРАФИИ)
№18,
Педагогические науки
Файзрахманова Айгуль Линаровна (Кандидат педагогических наук)
Ключевые слова: БЕНЧМАРКИНГ; МЕТОД БЕНЧМАРКИНГА; БЕНЧМАРКИНГОВЫЙ ПОДХОД; УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ; ПИРОГРАФИЯ; ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ; BENCHMARKING; BENCHMARKING METHOD; BENCHMARKING APPROACH; TECHNOLOGY LESSONS; PYROGRAPHY; WOOD BURNING.
Одной из основных задач профессиональной подготовки в вузе по профилю «декоративно-прикладное искусство и дизайн» является овладение художественным мастерством. Важнейшая роль в этом отводится формированию мотивации у обучающихся к учебно-познавательной деятельности, к занятиям декоративно-прикладным искусством. Это является важной проблемой, так как часто такая деятельность среди молодежи считается «немодной». Решение данной проблемы мы видим в использовании в процессе обучения метода бенчмаркинга.
Термин «бенчмаркинг» происходит от английского слова «benchmark» − «точка отсчета», «зарубка». Первоначально означало отметку на каком-либо объекте, например, метку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга в различных секторах экономики и входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях.
Бенчмаркинг – один из способов исследования, предполагающий изучение передового опыта в отрасли.
В наиболее общем виде, как отмечает С.А. Лифанова, бенчмаркинг – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от различных свойств и обстоятельств [2].
Бенчмаркинг является достаточно универсальным методом, который может быть использован для удовлетворения широкого диапазона требований для совершенствования во многих направлениях, в том числе и образовании.
Бенчмаркинг в образовании стал использоваться относительно недавно. Возможность использования данного метода в образовании показана некоторыми учеными, как С.А. Лифанова, Е.Н. Мажар, Е.А. Михайлова и др. [2, 3].
Бенчмаркинговый подход на занятиях по декоративно-прикладному искусству предоставляет возможность заимствовать лучший опыт в изучаемом направлении. Брать пример с лидера, мастера, наставника – уникальная возможность заимствовать лучший опыт. Результативность бенчмаркинга достигается при условии использования передового опыта мастера с учетом возрастных особенностей школьников, цели, масштабов и других особенностей.
В процессе обучения различным видам декоративно-прикладного искусства в вузе метод бенчмаркинга способствует повышению эффективности учебной деятельности и развитию положительной внутренней мотивации.
На основе обозначенных в экономической науке этапов процесса бенчмаркинга, выделим этапы применительно процесса обучения декоративно-прикладному искусству:
1 этап — определение показателей, требующих улучшения, и их измерение.
2 этап — определение эталона, измерение его показателей.
3 этап — использование полученной информации для улучшения своих показателей.
Рисунок 1 – Этапы бенчмаркинга
На первом этапе в процессе обучения декоративно-прикладному искусству необходимо определить стороны, требующие улучшения. Так, например, при обучении технологиям художественной росписи по ткани, на этом этапе студенты изучают, исследуют свои уже выполненные работы. Главная цель исследовать работу, посмотреть, соответствует ли она требованиям, этапам того или иного вида росписи ткани, выделить ошибки, сравнить с работами одногруппников. Каждый студент выполняет роль эксперта, оценивая и анализируя работы всей группы. В результате необходимо выделить каждому стороны, требующие улучшения. Это может быть качество линий резервом, композиции для росписи, использование дополнительных эффектов и др.
На втором этапе студенты выполняют поиск эталона, примера в изучаемой области. При обучении росписи ткани студенты анализируют творчество мастеров-батичисов, выделяя сильные и слабые стороны каждой работы, сравнивая технику одного батичиста с техникой другого, одну работу с другой. При этом необходимо детально остановиться и проработать моменты, которые требовали улучшения на первом этапе. Посмотреть, как это выполняют мастера, понять суть и особенности.
Третий этап заключается в использовании полученной информации в своей работе для улучшения показателей. Репродуктивный уровень подразумевает полное копирование образца, при котором выбирается работа батичиста и копируется, соблюдая все особенности и декоративные элементы.
На продуктивном творческом уровне отбирается то лучшее у мастера, что было выделено на втором этапе, и используется в работе.
Таким образом, в учебном процессе происходит не только взаимодействие преподаватель-студент, но и взаимодействие студент-эталон, что позволяет повысить мотивацию к обучению и, следовательно, повысить качество образовательного процесса.
Рисунок 2 – Взаимодействие в учебном процессе
Метод бенчмаркинга создает своеобразную аналоговую базу, которая может быть использована обучающимися как эталонный объект. Также следует отметить, что отличительной особенностью метода бенчмаркинга в обучении народным промыслам и видам декоративно-прикладного искусства можно считать неизбежную идеализацию как демонстрируемых образцов, так и результатов их эмоционального принятия обучающимися [5]. Изучая замечательные примеры признанных мастеров декоративно-прикладного искусства, обучающиеся развивают творческие способности, внимательность, эстетические и многие другие качества.
Бенчмаркинговый подход на уроках технологии предоставляет широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.
Список литературы
- Лифанова С.А. Бенчмаркинг в сфере образовательных услуг / С.А. Лифанова // Медицина и образование в Сибири. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос. мед. ун, 2008. − №1. – С. 7-9.
- Мажар Е.Н. Бенчмаркинг в сфере образования // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы III Всероссийской с Международным участием научно-практической конференции (Новосибирск, 30 июня 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. — C. 180-184.
- Мирзагитова А.Л. Алгоритм формирования критического мышления обучающихся // Современные проблемы социально-гуманитарных наук // Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции. − Казань, 2015. − С. 44-46.
- Сергеева А.Б. Инновационные формы приобщения детей к народным художественным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству // European Social Science Journal. – М.: АНО Межд. исслед. ин., 2016. − № 5. − С. 234-239.
- Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. Развитие проектной культуры талантливой молодежи в области декоративно-прикладного творчества // Современные наукоемкие технологии. – Пенза: Академия Естествознания, 2016. − № 1-1. − С. 197-201.
- Шмелева Е.И. Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг / Е.И. Шмелева, Н.Б. Губер, О.В. Богатова // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 256-259.
- Аkhmetov L.G., Badaev V.S., Komelina V.A., Kuzmin V.K. National arts and crafts in the content of art education of Russia // Review of European Studies, 2015. − Т. 7. − № 1. − С. 1-4.
- Akhmetshin E.M., Makulov S.I., Talysheva I.A., Fedorova S.Y., & Gubarkov S. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment // Man in India, 2017. − №97(15). – С. 281-288.