УДК 378.147

ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА БЕНЧМАРКИНГА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ ПИРОГРАФИИ)

№18,

Педагогические науки

Файзрахманова Айгуль Линаровна (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: БЕНЧМАРКИНГ; МЕТОД БЕНЧМАРКИНГА; БЕНЧМАРКИНГОВЫЙ ПОДХОД; УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ; ПИРОГРАФИЯ; ВЫЖИГАНИЕ ПО ДЕРЕВУ; BENCHMARKING; BENCHMARKING METHOD; BENCHMARKING APPROACH; TECHNOLOGY LESSONS; PYROGRAPHY; WOOD BURNING.


Аннотация: В статье раскрывается педагогический потенциал метода бенчмаркинга. В частности, рассматриваются особенности использования данного метода при обучении пирографии на уроках технологии.

Одной из основных задач профессиональной подготовки в вузе по профилю «декоративно-прикладное искусство и дизайн» является овладение художественным мастерством. Важнейшая роль в этом отводится формированию мотивации у обучающихся к учебно-познавательной деятельности, к занятиям декоративно-прикладным искусством. Это является важной проблемой, так как часто такая деятельность среди молодежи считается «немодной». Решение данной проблемы мы видим в использовании в процессе обучения метода бенчмаркинга.

Термин «бенчмаркинг» происходит от английского слова «benchmark» − «точка отсчета», «зарубка». Первоначально означало отметку на каком-либо объекте, например, метку на столбе, указывающую высоту над уровнем моря. В настоящее время бенчмаркинг считается самым эффективным направлением консалтинга в различных секторах экономики и входит в тройку самых распространенных методов управления бизнесом в крупных международных корпорациях.

Бенчмаркинг – один из способов исследования, предполагающий изучение передового опыта в отрасли.

В наиболее общем виде, как отмечает С.А. Лифанова, бенчмаркинг – это нечто, обладающее определенным количеством, качеством и способностью быть использованным как стандарт или эталон при сравнении с другими предметами. Бенчмаркинг представляет собой систематическую деятельность, направленную на поиск, оценку и учебу на лучших примерах, независимо от различных свойств и обстоятельств [2].

Бенчмаркинг является достаточно универсальным методом, который может быть использован для удовлетворения широкого диапазона требований для совершенствования во многих направлениях, в том числе и образовании.

Бенчмаркинг в образовании стал использоваться относительно недавно. Возможность использования данного метода в образовании показана некоторыми учеными, как С.А. Лифанова, Е.Н. Мажар, Е.А. Михайлова и др. [2, 3].

Бенчмаркинговый подход на занятиях по декоративно-прикладному искусству предоставляет возможность заимствовать лучший опыт в изучаемом направлении. Брать пример с лидера, мастера, наставника – уникальная возможность заимствовать лучший опыт. Результативность бенчмаркинга достигается при условии использования передового опыта мастера с учетом возрастных особенностей школьников, цели, масштабов и других особенностей.

В процессе обучения различным видам декоративно-прикладного искусства в вузе метод бенчмаркинга способствует повышению эффективности учебной деятельности и развитию положительной внутренней мотивации.

На основе обозначенных в экономической науке этапов процесса бенчмаркинга, выделим этапы применительно процесса обучения декоративно-прикладному искусству:

1 этап — определение показателей, требующих улучшения, и их измерение.
2 этап — определение эталона, измерение его показателей.
3 этап — использование полученной информации для улучшения своих показателей.


Рисунок 1 – Этапы бенчмаркинга

На первом этапе в процессе обучения декоративно-прикладному искусству необходимо определить стороны, требующие улучшения. Так, например, при обучении технологиям художественной росписи по ткани, на этом этапе студенты изучают, исследуют свои уже выполненные работы. Главная цель  исследовать работу, посмотреть, соответствует ли она требованиям, этапам того или иного вида росписи ткани, выделить ошибки, сравнить с работами одногруппников. Каждый студент выполняет роль эксперта, оценивая и анализируя работы всей группы. В результате необходимо выделить каждому стороны, требующие улучшения. Это может быть качество линий резервом, композиции для росписи, использование дополнительных эффектов и др.

На втором этапе студенты выполняют поиск эталона, примера в изучаемой области. При обучении росписи ткани студенты анализируют творчество мастеров-батичисов, выделяя сильные и слабые стороны каждой работы, сравнивая технику одного батичиста с техникой другого, одну работу с другой. При этом необходимо детально остановиться и проработать моменты, которые требовали улучшения на первом этапе. Посмотреть, как это выполняют мастера, понять суть и особенности.

Третий этап заключается в использовании полученной информации в своей работе для улучшения показателей. Репродуктивный уровень подразумевает полное копирование образца, при котором выбирается работа батичиста и копируется, соблюдая все особенности и декоративные элементы.

На продуктивном творческом уровне отбирается то лучшее у мастера, что было выделено на втором этапе, и используется в работе.

Таким образом, в учебном процессе происходит не только взаимодействие преподаватель-студент, но и взаимодействие студент-эталон, что позволяет повысить мотивацию к обучению и, следовательно, повысить качество образовательного процесса.


Рисунок 2 – Взаимодействие в учебном процессе

Метод бенчмаркинга создает своеобразную аналоговую базу, которая может быть использована обучающимися как эталонный объект. Также следует отметить, что отличительной особенностью метода бенчмаркинга в обучении народным промыслам и видам декоративно-прикладного искусства можно считать неизбежную идеализацию как демонстрируемых образцов, так и результатов их эмоционального принятия обучающимися [5]. Изучая замечательные примеры признанных мастеров декоративно-прикладного искусства, обучающиеся развивают творческие способности, внимательность, эстетические и многие другие качества.

Бенчмаркинговый подход на уроках технологии предоставляет широкие возможности для развития активной и творческой личности, способной вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести ответственность за них.


Список литературы

  1. Лифанова С.А. Бенчмаркинг в сфере образовательных услуг / С.А. Лифанова // Медицина и образование в Сибири. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. Гос. мед. ун, 2008. − №1. – С. 7-9.
  2. Мажар Е.Н. Бенчмаркинг в сфере образования // Актуальные исследования гуманитарных, естественных, общественных наук: материалы III Всероссийской с Международным участием научно-практической конференции (Новосибирск, 30 июня 2014 г.). – Новосибирск: ООО «ЦСРНИ», 2014. — C. 180-184.
  3. Мирзагитова А.Л. Алгоритм формирования критического мышления обучающихся // Современные проблемы социально-гуманитарных наук // Сборник докладов I Всероссийской научно-практической заочной конференции. − Казань, 2015. − С. 44-46.
  4. Сергеева А.Б. Инновационные формы приобщения детей к народным художественным ремеслам и декоративно-прикладному творчеству // European Social Science Journal. – М.: АНО Межд. исслед. ин., 2016. − № 5. − С. 234-239.
  5. Файзрахманова А.Л., Файзрахманов И.М. Развитие проектной культуры талантливой молодежи в области декоративно-прикладного творчества // Современные наукоемкие технологии. – Пенза: Академия Естествознания, 2016. − № 1-1. − С. 197-201.
  6. Шмелева Е.И. Бенчмаркинг в области качества продукции и услуг / Е.И. Шмелева, Н.Б. Губер, О.В. Богатова // Молодой ученый. 2015. № 3 (83). С. 256-259.
  7. Аkhmetov L.G., Badaev V.S., Komelina V.A., Kuzmin V.K. National arts and crafts in the content of art education of Russia // Review of European Studies, 2015. − Т. 7. − № 1. − С. 1-4.
  8. Akhmetshin E.M., Makulov S.I., Talysheva I.A., Fedorova S.Y., & Gubarkov S. Overcoming of intercultural barriers in the educational environment // Man in India, 2017. − №97(15). – С. 281-288.