УДК 7

ВНЕДРЕНИЕ И ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ИСКУССТВЕ

№18,

Технические науки

Ширмамедова Зоя Николаевна


Научный руководитель: Зарипова Р.С., Казанский государственный энергетический университет, г.Казань.


Ключевые слова: ИСКУССТВО; ТЕХНОЛОГИЯ; РАЗВИТИЕ; ЦИФРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ; ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СРЕДЕ ИСКУССТВА; ART; TECHNOLOGY; DEVELOPMENT; DIGITAL TECHNOLOGY; INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ART ENVIRONMENT.


Аннотация: В связи с революцией в области техники, во всех сферах человеческой деятельности произошли резкие перемены. Связанно это, в большей степени с ростом и развитием новых, современных технологий. Которые в свою очередь затронули всю среду человечества и не обошли стороной искусство. Так под развитие технологий попало художественная среда, в результате чего возник один из новых феноменов искусства – цифровое искусство.

В связи с революцией в области техники, во всех сферах человеческой деятельности произошли резкие перемены. Связанно это, в большей степени с ростом и развитием новых, современных технологий, которые в свою очередь затронули всю среду человечества и не обошли стороной искусство. Так под развитие технологий попала художественная среда, в результате чего возник один из новых феноменов искусства – цифровое искусство.

Для цифрового искусства характерны такие виды деятельности, как концептуальная и продуктивная база, которая определяется цифровой средой. Благодаря возникновению, так называемому новообразованию, оно началось активно обсуждаться профессионалами широкого спектра областей, разбирающихся как в искусстве, так и в науке, культуре и технике.

С появлением цифровых искусств, появились и новые художественные жанры, и формы, что позволило добиться нового прорыва в данной среде. К примеру, появилась так называемая виртуальная действительность, трехмерная анимация, а так же различные интерактивные системы. Что дало еще больше возможностей в творческой деятельности.

Цифровые технологии поспособствовали появлению уже былых форм – кино, двухмерной анимации, видеоискусству, музыке – проявлению более новых жанров, подвидов.

При использовании языка цифровой культуры, цифровые искусства сразу же противопоставили себе остальные искусства, такие как традиционные, которые именуются по отношению к цифровому аналогом.

Цифровое искусство является открытой системой и развивается в сфере всего искусства, в связи с чем, активно взаимодействует с аналоговым искусством и оказывает на него влияние.

Таким образом, наибольшему влиянию цифровых искусств, подверглись более традиционные виды изобразительного искусства, а именно – графика, скульптура и живопись. Появились голографические изображения, которые имитируют картины, рельефы, скульптуру и архитектуру.

С появлением новой технологии в искусстве образовалось интерактивность – то есть, появилась возможность, зрителю вступать в контакт с художником и участвовать в создании произведений, появились новые художественные средства, а также образовалась элитарность цифрового, сетевого и медиа искусства.

К наиболее прогрессивным направлениям в современном искусстве можно так же отнести видео-арт, что помогло достичь новых прогрессов благодаря цифровым технологиям в этом направлении. Видео-арт является демократичным видом в производстве искусства, так как кроме камеры нечего не требуется, тем более её можно взять на прокат. С помощью цифровых технологий в области видео, мы можем созерцать сегодня, так называемое независимое кино. Но где есть плюсы, имеются и минусы, к примеру с экспонированием видео-арта. Ведь для хорошего качественного показа того или иного видео требуется качественная техника, а стоит она недешево.

Так же весьма прогрессирует и WEB-дизайн, к нему же можем отнести VJ-инг, что более близок к салонному искусству. Два этих направления тесно связаны друг с другом и имеют полное взаимопонимание и слияние. Как для одного, так и для другого направления свойственно использовать художественные средства, обходя стороной концептуальные независимости и подгоняя требуемый результат заказчиком. WEB-дизайн не как не связан с сетевым искусством, которое в действительности является ноу-хау, появившейся в результате новых цифровых технологий, только вот не в визуальной сфере, а в коммуникациях.

На сегодняшний день сетевое искусство не как не ограничивается Интернет-проектами, оно успешно выходит в реальность, образуя сети, объединяющие людей, и создает новые горизонтальные средства. Целые коммуникации от индивида к индивиду, избегая пропагандистскую машину масс-медиа. В этой сфере искусства «аналог и цифра» могут иметь общие интересы и непосредственно быть в противоположных силах.

На данный момент времени цифровые технологии на сколько влились в нашу обычную жизнь, в наш быт, что мы разучились быть восхищенными новыми открытиями, разработками, мы всё воспринимаем как обыденное, то что всё так и должно быть, и в промежутках времени можем лишь покритиковать, можем даже оценить чьё либо произведение, но чаще всего мы воспринимаем как рефлексию. Так же большое влияние на человечество производит масс-медиа. Для сетевых технологий это огромный плюс. Так как через телевидение передается открытая информация об очередном открытии, о проходящей выставке художников, используя при этом кучи рекламы, что увеличивает товарооборот.

В революции технологии, цифровой технологии, что с одной стороны очень успешно внедрилась в искусство, есть как плюсы, так и минусы. Скорее это возникшие проблемы, в связи с резким проникновением техногенной среды, к примеру в гуманитарную среду. Как оказалось не все сферы культурно-творческой жизни оказались способны быстро адаптироваться к переменам в развитии. Таким образом на пути восприятия «высокотехнологического искусства» или арт-медиа образуются проблемы.

Во-первых, это простейшая техническая беспардонность наших современников. Не всегда зритель в состоянии понять язык технологий и пользоваться техникой, которые ему предлагает художник, чаще всего он может даже не уметь владеть компьютером, и тем более не ознакомлен в тонкостях существующих дискурсов, связанных как раз с искусством современных технологий. Но это ещё не самое главное.

Кирилл Шаманов объясняет это тем, что «интернет ставит человека лицом к лицу со всем миром. Но, увы, надежды и эйфория, связанные с появлением новых возможностей, исчезли, обнажив с большей остротой былые проблемы. В новой ситуации мы все больше находим следы неразрешенных философских конфликтов прошлого. Из виртуальных бездн мы снова проваливаемся в бездны аналоговые, реальные и, как выясняется, более живучие» [1].


Список литературы

  1. Шаманов К. Выставка «Новый отсчёт. Цифровая Россия вместе с Sony» // http://www.museum.ru/N15854