РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
№5,
Экономические науки
Никулина Анастасия Сергеевна
Ключевые слова: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ; ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД; МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ; SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN; PROJECT APPROACH; MUNICIPAL LEVEL.
Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.
Целью проводимого исследования выступило изучение системы управления дополнительным образованием детей в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Бабушкинский центр дополнительного образования» (далее — МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО»), которое содействует развитию личности ребенка и его способностей к творчеству, самопознанию, самоопределению, самовыражению и самосовершенствованию посредством освоения выбранной им дополнительной образовательной программы любой направленности. Также Учреждение разрабатывает общеразвивающие образовательные программы для удовлетворения запросов детей и социума в целом. Основным видом деятельности МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» является дополнительное образование детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Все учащиеся обучаются по бесплатным образовательным программам. В 2015-2016 учебном году общая численность учащихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» составляла 746 человек по различным направлениям (рис.1).

Проанализировав деятельность МБОУ ДО «Бабушкинский центр дополнительного образования», было выявлено, что на данный момент в Бабушкинском муниципальном районе проживает 12 826 человек, численность семей с детьми составляет 1634 (в них детей — 2743), из них малообеспеченных семей- 1042 (в них детей – 1661), многодетных- 164 семьи (в них 538 детей), неполных семей- 335 (в них 513 детей), 43 семьи с детьми- инвалидами. По итогам 2015 года подростками совершено 8 общественно опасных деяний, участниками которых являются 10 подростков (за 2014 год- 6). Количество подростков, привлеченных к административной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, составляет 39 человек, что выше уровня аналогичного периода прошлого года (за 2014год – 29). С 0 до 2 увеличилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в состоянии опьянения.
Большое количество малообеспеченных семей с детьми, а также рост совершения общественно опасных деяний несовершеннолетними отражают необходимость совершенствования системы дополнительного образования детей в Бабушкинском муниципальном районе. Поэтому предлагается создание такого направления как «Школа гражданина» на базе МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО».
Основные цели «Школы гражданина» состоят в развитии активной гражданской позиции обучающихся, а также в формировании правовой культуры личности и основ толерантного поведения.
Задачами «Школы гражданина» определены: содействие гармоничному развитию личности; получение знаний о правах, обязанностях, нормах и законах; формирование навыков и умений бесконфликтного общения; формирование самостоятельности и деловых качеств; развитие способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности; воспитание ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность; активное стимулирование учащегося к самооценке, самовыражению, саморазвитию.
Реальными механизмами осуществления проекта являются комплексные занятия, направленные на 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 3) формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Проект «Школа гражданина» предназначен для детей в возрасте от 7 до 18 лет. Зачисление в «Школу гражданина» производится на добровольной основе, без предъявления специальных требований к их подготовке, наполняемость одной учебной группы не превышает 10 человек. Проект имеет модульную систему. Модули включают в себя лекционные и практические занятия. Учащимся предлагается 2 модуля: 1 модуль: «Уроки толерантности» и 2 модуль: «Правовые знания».
Целью Модуля «Правовые знания» является формирование правовых компетентностей у обучающихся, создание условия для формирования и развития у детей уважения к правам и основным свободам человека. В содержание модуля планируется включить 18 тем: Тема 1. Классификация прав человека, Тема 2. «Ознакомление с Всеобщей декларацией прав человека», Тема 3. «Право на участие в управлении делами государства», Тема 4. «Ограничение прав человека», Тема 5. «Содержание понятия Гражданские права», Тема 6. «Свобода от жестокого обращения и пыток», Тема 7. «Право на жизнь», Тема 8. «Права и обязанности», Тема 9 «Право на свободу и личную неприкосновенность», Тема 10. Право на справедливый суд, Тема 11. «Право на неприкосновенность частной жизни», Тема 12. «Свобода мысли. Свобода совести и религии», Тема 13. «Право на собственность», Тема 14. «Взаимосвязь гражданских и политических прав», Тема 15. «Понятие о равенстве всех прав человека», Тема 16. «Свобода собраний», Тема 17. «Свобода ассоциаций» и Тема 18. «Право на получение информации. Свобода выражения мнения».
Целью Модуля «Уроки толерантности» выступает формирование навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся. Содержание модуля состоит из 18 тем: Тема 1. «Вводное занятие», Тема 2. «Отличия людей друг от друга», Тема 3. Понятие толерантности», Тема 4. «Межкультурное взаимодействие», Тема 5. «Большинство и меньшинство», Тема 6. «Богатые и бедные», Тема 7. «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди», Тема 8. «Нетерпимость по отношению к инакомыслящим», Тема 9. «Нетерпимость к асоциальным группам», Тема 10. «Проблемы межнациональных отношений», Тема 11. «Отцы и дети», Тема 12. «Мужчины и женщины», Тема 13. «Стереотипы и предрассудки», Тема 14. «Противостояние нетерпимости», Тема 15. «Декларация принципов толерантности», Тема 16. «Насколько я толерантная личность?», Тема 17. «Толерантность вокруг меня» и Тема 18. «Подведение итогов».
Для реализации проекта потребуются компьютерные презентации по темам учебной программы в электронном и печатном варианте, информационно-справочные материалы по темам учебной программы, методические разработки, учебная литература и сеть Интернет.
Механизм реализации проекта включает три последовательных этапа.
1 этап. Организационный (сентябрь – октябрь 2017) – анализ, непосредственное планирование, согласование планов, сведение в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов подростков.
2 этап. Практический (ноябрь 2017 – май 2018) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.
3 этап. Аналитический (июнь 2018) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.
В рамках исследования был построен календарный план-график реализации проекта (рис.2).
Рисунок 2
№ п/п |
Период Мероприятие |
2017 |
2018 |
|||||||||||||
с |
о |
н |
д |
я |
ф |
м |
а |
м |
и |
а |
с |
о |
н |
д |
||
1. |
|
Организационный |
||||||||||||||
1.1 |
Анализ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.2 |
Планирование |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.3 |
Согласование планов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.4 |
Сведение в единый |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. |
|
Практический |
||||||||||||||
2.1 |
Координация действий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.2 |
Осуществление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.3 |
Разработка системы контроля |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. |
|
Аналитический |
||||||||||||||
3.1 |
Анализ и подведение итогов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3.2 |
Планирование на следующий |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Показателями эффективности проекта выступит 1) рост числа детей, обучающихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» на 20 человек (наполняемость одного модуля-10 человек); 2) уменьшение количества детей, совершающих общественно опасные деяния до 28 человек; 3) увеличение количества детей, имеющих знания о правах, обязанностях, нормах и законах на 15 %; 4) увеличение количества обучающихся, принимающих участие в региональных мероприятиях на 20 %.
Список литературы
- Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013 г.).
- Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография. Книга 4 / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
- Вихарева Е.В. Корпоративное кредитование: методика проведения анализа в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату: международное научное периодическое издание по итогам Международной научно–практической конференции 22 октября 2016. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – 266 с.
- Дойникова Е.Ю., Советова Н.П. Государственная поддержка органов местного самоуправления // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Т1. – Юго-Зап.гос.ун-т, Курск. — 2014. — С. 55-58.
- Иванова О.А., Советова Н.П. Практика регионального управления реализацией приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» // Закономерности и тенденции формирования системы финансово- кредитных отношений: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2016. – С.132-151.
- Наместникова Е.Ю., Советова Н.П. Разработка модели рейтинга образовательных услуг // Проблемы современной экономики. – Санкт-Петербург, 2015. — №2 (54). – С.346-348.
- Немеш А.И., Вихарева Е.В. Оценка современного состояния банковского сектора Вологодской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: коллективная монография / Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 4-26.
- Вихарева Е.В. Капитал банка в современных условиях: понятие и оценка // Современный научный вестник, 2016. – Т.10, с.105-109.
- Официальный сайт МБОУ ДО «Бабушкинский центр дополнительного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d02302.edu35.ru/
- Смирнова М.А., Советова Н.П. Механизмы повышения инновационно-инвестиционной привлекательности муниципального образования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. – № 7-8. – С.116-121.
- Советов П.М., Советова Н.П. Методологические аспекты системного анализа в управлении: учебное пособие. – Вологда-Молочное: ВГМХА им.Н.В.Верещагина, 2008. – 133 с.
- Советов П.М., Волкова С.А., Советова Н.П. Условия и факторы движения сельхозтоваропроизводителей по инновационному пути развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №4(34). — С.212-225.
- Хайдуков Н.А. Анализ конкурентоспособности Вологодского филиала ОАО «Ростелеком» на основе модели М.Портера // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее [Электронный ресурс]: материалы Международной научно- практической конференции. − Электрон. дан. – Омск: СибАДИ, 2015. – С.352-357.
- Хайдуков Н.А. Смелова Е.А. Обоснование реализации проекта «Выбираю жизнь» в Шекснинском муниципальном районе Вологодской области // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее [Электронный ресурс]: материалы II Международной научно-практической конференции (г.Омск, 25 апреля 2016г.). – Омск: СибАДИ, 2016. – С. 645-649.