РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

№5,

Экономические науки

Никулина Анастасия Сергеевна


Научный руководитель: Хайдуков Н.А., канд. экон. наук, доцент, ФГБОУ ВО ВоГУ.


Ключевые слова: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ; ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД; МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ; SUPPLEMENTARY EDUCATION FOR CHILDREN; PROJECT APPROACH; MUNICIPAL LEVEL.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования системы управления дополнительным образованием детей в муниципальном районе, разработан проект по развитию системы дополнительного образования детей в муниципальном районе.

Проблема воспитания подрастающего поколения особую актуальность приобретает на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе.

Целью проводимого исследования выступило изучение системы управления дополнительным образованием детей в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Бабушкинский центр дополнительного образования» (далее — МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО»), которое содействует развитию личности ребенка и его способностей к творчеству, самопознанию, самоопределению, самовыражению и самосовершенствованию посредством освоения выбранной им дополнительной образовательной программы любой направленности. Также Учреждение разрабатывает общеразвивающие образовательные программы для удовлетворения запросов детей и социума в целом. Основным видом деятельности МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» является дополнительное образование детей в возрасте от 5 до 18 лет.

Все учащиеся обучаются по бесплатным образовательным программам. В 2015-2016 учебном году общая численность учащихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» составляла 746 человек по различным направлениям (рис.1).

Рисунок 1 - Структура направлений обучающихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО»

Рисунок 1 — Структура направлений обучающихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО»

Проанализировав деятельность МБОУ ДО «Бабушкинский центр дополнительного образования», было выявлено, что на данный момент в Бабушкинском муниципальном районе проживает 12 826 человек, численность семей с детьми составляет 1634 (в них детей — 2743), из них малообеспеченных семей- 1042 (в них детей – 1661), многодетных- 164 семьи (в них 538 детей), неполных семей- 335 (в них 513 детей), 43 семьи с детьми- инвалидами. По итогам 2015 года подростками совершено 8 общественно опасных деяний, участниками которых являются 10 подростков (за 2014 год- 6). Количество подростков, привлеченных к административной ответственности за распитие спиртных напитков и появление в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, составляет 39 человек, что выше уровня аналогичного периода прошлого года (за 2014год – 29). С 0 до 2 увеличилось количество преступлений, совершённых несовершеннолетними в состоянии опьянения.

Большое количество малообеспеченных семей с детьми, а также рост совершения общественно опасных деяний несовершеннолетними отражают необходимость совершенствования системы дополнительного образования детей в Бабушкинском муниципальном районе. Поэтому предлагается создание такого направления как «Школа гражданина» на базе МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО».

Основные цели «Школы гражданина» состоят в развитии активной гражданской позиции обучающихся, а также в формировании правовой культуры личности и основ толерантного поведения.

Задачами «Школы гражданина» определены: содействие гармоничному развитию личности; получение знаний о правах, обязанностях, нормах и законах; формирование навыков и умений бесконфликтного общения; формирование самостоятельности и деловых качеств; развитие способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности; воспитание ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческое достоинство и индивидуальность; активное стимулирование учащегося к самооценке, самовыражению, саморазвитию.

Реальными механизмами осуществления проекта являются комплексные занятия, направленные на 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; 2) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 3) формирование установки на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 4) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 5) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Проект «Школа гражданина» предназначен для детей в возрасте от 7 до 18 лет. Зачисление в «Школу гражданина» производится на добровольной основе, без предъявления специальных требований к их подготовке, наполняемость одной учебной группы не превышает 10 человек. Проект имеет модульную систему. Модули включают в себя лекционные и практические занятия. Учащимся предлагается 2 модуля: 1 модуль: «Уроки толерантности» и 2 модуль: «Правовые знания».

Целью Модуля «Правовые знания» является формирование правовых компетентностей у обучающихся, создание условия для формирования и развития у детей уважения к правам и основным свободам человека. В содержание модуля планируется включить 18 тем: Тема 1. Классификация прав человека, Тема 2. «Ознакомление с Всеобщей декларацией прав человека», Тема 3. «Право на участие в управлении делами государства», Тема 4. «Ограничение прав человека», Тема 5. «Содержание понятия Гражданские права», Тема 6. «Свобода от жестокого обращения и пыток», Тема 7. «Право на жизнь», Тема 8. «Права и обязанности», Тема 9 «Право на свободу и личную неприкосновенность», Тема 10. Право на справедливый суд, Тема 11. «Право на неприкосновенность частной жизни», Тема 12. «Свобода мысли. Свобода совести и религии», Тема 13. «Право на собственность», Тема 14. «Взаимосвязь гражданских и политических прав», Тема 15. «Понятие о равенстве всех прав человека», Тема 16. «Свобода собраний», Тема 17. «Свобода ассоциаций» и Тема 18. «Право на получение информации. Свобода выражения мнения».

Целью Модуля «Уроки толерантности» выступает формирование навыков толерантного поведения в повседневной деятельности учащихся. Содержание модуля состоит из 18 тем: Тема 1. «Вводное занятие», Тема 2. «Отличия людей друг от друга», Тема 3. Понятие толерантности», Тема 4. «Межкультурное взаимодействие», Тема 5. «Большинство и меньшинство», Тема 6. «Богатые и бедные», Тема 7. «Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди», Тема 8. «Нетерпимость по отношению к инакомыслящим», Тема 9. «Нетерпимость к асоциальным группам», Тема 10. «Проблемы межнациональных отношений», Тема 11. «Отцы и дети», Тема 12. «Мужчины и женщины», Тема 13. «Стереотипы и предрассудки», Тема 14. «Противостояние нетерпимости», Тема 15. «Декларация принципов толерантности», Тема 16. «Насколько я толерантная личность?», Тема 17. «Толерантность вокруг меня» и Тема 18. «Подведение итогов».

Для реализации проекта потребуются компьютерные презентации по темам учебной программы в электронном и печатном варианте, информационно-справочные материалы по темам учебной программы, методические разработки, учебная литература и сеть Интернет.

Механизм реализации проекта включает три последовательных этапа.

1 этап. Организационный (сентябрь – октябрь 2017) – анализ, непосредственное планирование, согласование планов, сведение в единый комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и запросов подростков.

2 этап. Практический (ноябрь 2017 – май 2018) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией.

3 этап. Аналитический (июнь 2018) – анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа.

В рамках исследования был построен календарный план-график реализации проекта (рис.2).

Рисунок 2

Календарный план-график реализации проекта

п/п

                               Период                                                         

Мероприятие

2017

2018

с

о

н

д

я

ф

м

а

м

и

а

с

о

н

д

1.

 

Организационный

1.1

Анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2

Планирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3

Согласование планов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4

Сведение в единый
комплексный план с учетом обстановки и рекомендаций, изучение потребностей и
запросов подростков

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

Практический

2.1

Координация действий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2

Осуществление
запланированных мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3

Разработка системы контроля
за реализацией мероприятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

Аналитический

3.1

Анализ и подведение итогов
работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2

Планирование на следующий
год с учетом рекомендаций, выработанных в результате анализа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показателями эффективности проекта выступит 1) рост числа детей, обучающихся в МБОУ ДО «Бабушкинский ЦДО» на 20 человек (наполняемость одного модуля-10 человек); 2) уменьшение количества детей, совершающих общественно опасные деяния до 28 человек; 3) увеличение количества детей, имеющих знания о правах, обязанностях, нормах и законах на 15 %; 4) увеличение количества обучающихся, принимающих участие в региональных мероприятиях на 20 %.


Список литературы

  1. Апанасенко О. Н. Психолого-педагогическое сопровождение процесса дезадаптации подростков [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II междунар. науч. конф. (Челябинск, февраль 2013 г.).
  2. Брагер Д.К., Богомолова О.Ю., Бризицкая А.В., Давидчук Н.Н., Соколова А.С., Попова И.В., Смирнова М.А., Советова Н.П., Шабельник Т.В. Современная экономика: анализ состояния и перспективы развития: монография. Книга 4 / под редакцией М. М. Скорева. – Ставрополь, 2015. – 119 с.
  3. Вихарева Е.В. Корпоративное кредитование: методика проведения анализа в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату: международное научное периодическое издание по итогам Международной научно–практической конференции 22 октября 2016. – Стерлитамак: РИЦ АМИ, 2016. – 266 с.
  4. Дойникова Е.Ю., Советова Н.П. Государственная поддержка органов местного самоуправления // Актуальные вопросы развития современного общества: сборник статей 4-ой Международной научно-практической конференции: в 4-х томах. Т1. – Юго-Зап.гос.ун-т, Курск. — 2014. — С. 55-58.
  5. Иванова О.А., Советова Н.П. Практика регионального управления реализацией приоритетных направлений национального проекта «Здоровье» // Закономерности и тенденции формирования системы финансово- кредитных отношений: коллективная монография. — Уфа: Аэтерна, 2016. – С.132-151.
  6. Наместникова Е.Ю., Советова Н.П. Разработка модели рейтинга образовательных услуг // Проблемы современной экономики. – Санкт-Петербург, 2015. — №2 (54). – С.346-348.
  7. Немеш А.И., Вихарева Е.В. Оценка современного состояния банковского сектора Вологодской области // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений: коллективная монография / Уфа: АЭТЕРНА, 2016. – С. 4-26.
  8. Вихарева Е.В. Капитал банка в современных условиях: понятие и оценка // Современный научный вестник, 2016. – Т.10, с.105-109.
  9. Официальный сайт МБОУ ДО «Бабушкинский центр дополнительного образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://d02302.edu35.ru/
  10. Смирнова М.А., Советова Н.П. Механизмы повышения инновационно-инвестиционной привлекательности муниципального образования // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. – № 7-8. – С.116-121.
  11. Советов П.М., Советова Н.П. Методологические аспекты системного анализа в управлении: учебное пособие. – Вологда-Молочное: ВГМХА им.Н.В.Верещагина, 2008. – 133 с.
  12. Советов П.М., Волкова С.А., Советова Н.П. Условия и факторы движения сельхозтоваропроизводителей по инновационному пути развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2014. – №4(34). — С.212-225.
  13. Хайдуков Н.А. Анализ конкурентоспособности Вологодского филиала ОАО «Ростелеком» на основе модели М.Портера // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее [Электронный ресурс]: материалы Международной научно- практической конференции. − Электрон. дан. – Омск: СибАДИ, 2015. – С.352-357.
  14. Хайдуков Н.А. Смелова Е.А. Обоснование реализации проекта «Выбираю жизнь» в Шекснинском муниципальном районе Вологодской области // Наука XXI века: опыт прошлого – взгляд в будущее [Электронный ресурс]: материалы II Международной научно-практической конференции (г.Омск, 25 апреля 2016г.). – Омск: СибАДИ, 2016. – С. 645-649.