УДК 372.893

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЕ В ТРУДАХ СОВЕТСКИХ И СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

№18,

Педагогические науки

Мулла-Гаянова Алина Васильевна


Ключевые слова: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ; ОСНОВНАЯ ШКОЛА; ВНЕУРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ; ПРЕПОДАВАНИЕ ИСТОРИИ; ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ; FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD; PRIMARY SCHOOL; EXTRACURRICULAR ACTIVITIES; HISTORY TEACHING; CONTINUITY.


Аннотация: В данной работе пойдет речь о формах внеклассных мероприятий. Будет отмечена их роль в образовательном процессе. А на основе анализа трудов советских и современных педагогов будут выделены тендеции в развитии внеурочных мероприятий в школьном образовании нашей страны.

На сегодняшний день фундаментом всего школьного образования в 5 – 9 классах является Федеральный государственный образовательный стандарт основной общеобразовательной школы. В данном документе закреплено положение, что учебный процесс необходимо строить на самостоятельном получении школьниками знаний при направляющей роли учителя [1]. Для наиболее полной его реализации, на наш взгляд, необходимо развития этих навыков не только на уроках, но и в ходе внеурочной мероприятий, что позволяет совершенствовать использовать урочное время более плодотворно. Однако, если мы обратимся к истории педагогики нашей страны, то увидим, что внеурочную деятельность высоко оценивали и советские педагоги, которые во многом и заложили основы внеурочной деятельности. Для подтверждения вышесказанного приведем произведенный нами анализ работ ведущих педагогов советского и современного периодов по проблеме использования внеурочных мероприятий в преподавании истории в основной школе.

Наиболее известной работой советского периода является труд под редакцией С.С. Коваленко и З.К. Шнекендорфа – «Внеклассная работа по истории» [2, c.10], в которой подробно рассказывается о различных формах внеклассной работы, имеющих место на практике. В работе ученых представлены доклады учителей истории, озвученные на «Центральных педагогических чтениях» в 1961 году и раскрывавшие разнообразные форм внеклассной работы по истории.

Отдельно стоит отметить идеологический момент, который лежит в основе всей внеклассной работы этого периода, поскольку до обучающихся в обязательном порядке должны были быть донесены важные, по мнению партии, факты биографии В.И. Ленина или этапы развития Коммунистической партии Советского Союза.

При дальнейшем анализе, мы можем познакомиться с различными формами внеклассных мероприятий, применяемых в Советском Союзе: беседы, лекции, чтение и обсуждение статей из книг, газет и журналов, встречи с членами бригад коммунистического труда, новаторами и передовиками промышленности и сельского хозяйства, «заочные путешествия» по новостройкам страны, тематические вечера и утренники, пионерские сборы, оформление выставок и фотомонтажей, проведение вечеров вопросов и ответов, диспуты и др. В старших классах успешно проводили политические кружки [2, c.57].

Визуальная сторона книги достаточно скудна, поскольку не представлено ни в одной иллюстрации или фотодокумента.

Таким образом, в работе достаточно подробно представлена техника работы учителей на внеклассных мероприятиях, в том числе и по истории, их подход, потому что это позволяет конкретизировать и углубить знания обучающихся, полученные на уроке, но также и является активным средством воспитания патриотизма, укрепления связи обучения с жизнью. Авторы статей сборника, делясь своим опытом, еще раз подтверждают, какое большое значение имеет внеклассная работа в преподавании курса истории и в установлении связи школы с жизнью и воспитанию обучающихся.

Далее нами была проанализирован труд Е.М. Бердниковой, И.З. Озерского, А.Н. Хмелева, которая представляет собой сборник докладов учителей с их опытом проведения внеклассных мероприятий [3, c.5]. Выступления, представленные в книге, довольно содержательны, поскольку в большинстве своем содержат методические рекомендации для проведения внеклассной работы.

Представленные формы проведения мероприятий разнообразны: экскурсии в музеи, проведение исторических кружков, работа с художественно-исторической книгой и т.д. Большое внимание в работе уделяется не только формам и методам работы учителей, но и результатам проведения мероприятий, которые представлены не только с точки зрения учителей, но и самих обучающихся.

Оценивая визуально – книга «сухая», отсутствуют иллюстрации, в редких статьях расположены фотодокументы. Также, в конце не каждой статьи можно увидеть список использованной литературы.

Подводя итог, можно сказать, что, в целом, сборник предоставляет достаточное количество информации, чтобы учителя могли использовать его в помощь для проведения внеклассных занятий с обучающимися.

Таким образом, обе работы представляют многообразие форм внеклассной работы по истории советского периода, которые успешно применяли советские учителя в своей практике. Книги отличаются содержательностью, широким использованием методов работы на практике. Схожи тем, что наблюдается сильное влияние идеологии. Также визуальная сторона данных работ недостаточна.

Однако, с 80-х годов прошлого столетия, содержание внеклассной деятельности стало меняться, начался активный поиск новых подходов к ее организациям, что привело к ориентации на личность ребенка, на развитие его творческой активности. Эта тенденция получила развитие с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и институциализацией внеурочной деятельности как значимого направления деятельности образовательного учреждения.

Переходя к анализу работ современного периода, можно сказать, что многие приемы и методы внеклассной работы по истории перешли с советского периода.

Одним из трудов, представляющей внеклассную работу по истории в наше время является книга Е.Е. Вяземского и О.Ю. Стреловой «Теория и методика преподавания истории» [4]. В ней отдельно представлен целый параграф, посвященный внеурочной работе учителя.

Открывая параграф, сразу можно заметить, что авторы описывают опыт внеурочной работы советских школ, упоминают, что современная школа строится на опыте советской школы. Данный опыт продолжает обогащаться и в наши дни, внося в задачи, содержание и формы этой деятельности новые, существенные аспекты. В параграфе уделяют внимание определениям внеклассной и внеурочной работе, далее описывая задачи данных мероприятий и формы мероприятий. Прослеживается систематичность и логичность в расположении. В конце параграфа расположен список литературы и глоссарий методических понятий.

Таким образом, можно заметить, что авторы книги уделили достаточное внимание внеурочным мероприятиям в школе. Особое внимание было уделено вопросам теории и практики построения внеклассных мероприятий. Пособие можно использовать не только учителям истории, а также студентам и другим категориям работников образования.

Работа Е.Е. Вяземкого и О.Ю. Стреловой «История после звонка» [5], посвященная внеклассной работе по истории в школе подробно освещает такое понятие как внеурочная деятельность. Книга разделена на две части. В первой рассматривается сам феномен внеурочной и внеклассной работы по истории, ее традиции и развитие на протяжении XX-XXI в., современное состояние и особенности. Во второй части вниманию учителей предлагаются возможные сценарии интерактивных форм внеурочной работы по истории.

Систематично и логично расположены темы в содержании, что позволяет быстро сориентироваться на определенной теме. В работе отсутствует глоссарий, а также список литературы, все ссылки на использованную литературу указываются только в сносках, что приносит некоторые неудобства, поскольку преподавателям придется искать нужную сноску, прежде чем открыть интересующую информацию. Большой плюс книги в том, что имеется достаточное количество таблиц, схем по определенным темам, чтобы учителя смогли систематизировать полученную информацию, а также визуально проследить.

Визуально книга привлекает внимание своей яркой обложкой. Хотя в работе не имеется иллюстраций, за счет многочисленных схем и таблиц возникает желание для дальнейшего знакомства с книжками.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что данная работа Стреловой и Вяземского подходит для преподавателей средней и старших школ в проведении различных внеклассных мероприятий со школьниками.

Подводя итог, можно сказать, что советские педагоги-практики накопили богатый опыт создания форм проведения внеурочной работы в школе. Включая создание школьных музеев революционной и боевой славы/ истории края или школы, организации предметных кружков, факультативов и внеклассного чтения, экскурсий, исторических игр, олимпиад и т.д. В это время были определены основные цели внеклассной работы по истории. Она должна способствовать: развитию устойчивого познавательного интереса учащихся к учебному предмету; формированию умений, связанных с поисковой и исследовательской деятельностью; реализации индивидуальных творческих способностей школьников; расширению и углублению их знаний о прошлом своей страны и родного края; становлению чувства личной сопричастности и уважения к историко-культурному наследию, ответственности за его сохранность. На этой основе достаточно успешно решались задачи идейно-патриотического, интернационального, духовно-нравственного воспитания советских школьников.

Стоит отметить разнообразие методов работы по данной стороне работы советского учителя, но большое место в ней занимает идеология, что не удивительно, поскольку она была в основе жизни общества. Что же касается современных, то они переняли опыт своих предшественников и переработали его с точки зрения требований современности. Это можно назвать преемственность поколений учителей.


Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. // https://fgos.ru/ (дата обращение: 16.01.2019 г.)
  2. Коваленко С.С. Внеклассная работа по истории под ред. С.С. Коваленко, З.К. Шнекендорфа. – Москва. Изд-во Академия педагогических наук РСФСР, 1962. – 127 c.
  3. Бердникова Е.М. Внеклассная работа по истории. – М.: Изд-во Гос-ое уч-пед. издательство РСФСР. – 1963. – 163 с.
  4. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
  5. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. История после звонка. – М.: Изд-во «Русское слово». – 2016. – 72 с.