УДК 8

ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ПОДХОДЫ И СПОСОБЫ

№18,

Филологические науки

Митрошина Александра Алексеевна


Ключевые слова: ЛИНГВОКРЕАТИВНОЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЕ; КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ; ПОДХОДЫ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО СЛОВООБРАЗОВНИЯ, СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД; СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПОДХОД; ОНОМАСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД; ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПОДХОД; ДЕСКРИПТИВНЫЙ И ПАРАДИГМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД; КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД; КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ; ЯЗЫКОВАЯ ИГРА; ФОНЕТИКО-ГРАФИЧЕСКИЕ ГИБРИДЫ; ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ; СПОСОБЫ ЛИНГВОКРЕАТИВНОГО СЛОВООБРАЗОВАНИЯ; КВАЗИОНИМИЗАЦИЯ; АМОФОРМЫ; МОЛОДЕЖНЫЙ ЖАРГОН; LINGUISTIC AND CREATIVE WORD FORMATION; COGNITIVE ASPECT; THE LINGUISTIC AND CREATIVE APPROACHES SLOVOOBRAZOVANIE, STRUCTURAL-SEMANTIC APPROACH SYNTACTIC APPROACH; THE ONOMASIOLOGICAL APPROACH; FUNCTIONAL-SEMANTIC APPROACH; DESCRIPTIVE AND PARADIGMATIC APPROACH; COGNITIVE APPROACH; COGNITIVE ASPECTS OF THE STUDY OF WORD FORMATION; LANGUAGE GAME; PHONETIC-GRAPHIC HYBRIDS; INTERNET COMMUNICATION; LINGUISTIC AND CREATIVE WAYS OF WORD FORMATION; QUASIUNITARY; LAFORME; YOUTH SLANG.


Аннотация: В статье описано лингвокреативное словообразование и чем оно актуально на сегодняшний день. Представлена классификация подходов изучения словообразования и описан когнитивный аспект в словообразовании.

Проблема лингвокреативного словообразования интересует сегодня многих исследователей современного состояния русского языка. Повышенный интерес к данному вопросу вызван тем, что сегодня носители русского языка, общаясь как в официальном, так и в неформальном общении, часто используют окказионализмы и языковую игру, образованные путем лингвокреативных словообразовательных моделей. При этом большинство креативных словообразовательных моделей отличается от традиционного словообразования, в связи с чем существует потребность в их подробном описании. Этим обусловлена актуальность проводимого исследования. Более того, проблемы словообразования редко описываются в когнитивном и в методическом аспекте, что также является причиной повышенного интереса к данной теме. Это связано с тем, что словообразовательные процессы сегодня носят не только номинативный, но и экспрессивный, творческий характер.

В современной науке о языке словообразование изучается с точки зрения разных подходов. В самом начале к словообразованию относились с морфологической точки зрения. При этом подходе минимальной единицей словообразования считалась морфема. При структурно-семантическом подходе к изучению словообразования главным критерием процесса производства новых слов считалось соотношение структуры и семантики производного слова. Синтаксический подход к изучению словообразования предполагал слияние семантики и структуры производных слов на уровне синтаксических конструкций. При ономасиологическом подходе словообразование рассматривалось в ракурсе номинации, под которой понимается «образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, т.е. служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений» [1]. Функционально-семантический подход предполагал слияние семантики, функционирования и образования новых слов.

Л.С. Абросимова также выделяет дескриптивный и парадигматический подход к словообразованию [2]. Дескриптивное (или описательное) словообразование подразумевает, что в центре внимания ученых находятся отношения между производящей основой и производными основами. В результате в рамках дескриптивного подхода выявляется специфика словообразовательной структуры языка. Парадигматический подход к словообразованию подразумевает, что при изучении словообразовательных моделей русского языка освещаются вопросы выделения типов словообразовательных значений, описывается теория наименования.

Одним из наиболее интересных и сравнительно молодых подходов к изучению словообразования в современном русском языке является когнитивный подход. Когнитивный подход к словообразованию использует методы когнитивной лингвистики, целью которой является, прежде всего, выявить «не семантику единицы, являющуюся частью лексической системы, а содержание концепта, ассоциированного у человека с этим словом» [3].

Другими словами, в рамках когнитивного подхода к словообразованию изучается мотивация образования новых слов, исходя из ассоциативных связей.

Когнитивный аспект изучения словообразования позволяет пролить свет на проблему лексико-семантических отношений между происходящим и производным словом. Данный подход имеет значительные преимущества перед другими, более традиционными аспектами изучения словообразования. Так, когнитивный аспект позволяет углубить научные представления о мотивации словообразовательных моделей, выявить степень включения значения одного слова в значение другого слова [4].

Использование когнитивного подхода особенно актуально при изучении лингвокреативного словообразования в русском языке. По мнению Л.М. Борисенковой, лингвокреативное словообразование – это «источник создания номинаций в динамичном, быстро меняющемся мире, т.е. концептуализации тех объектов в нем, которые для человека наиболее важны, и наречения их словом» [5].

В процессе словообразования формирование значения у нового слова происходит с учетом человеческого фактора. В ходе словообразования происходит эволюция индивидуального представления человека о предмете, что обязательно выражается в форме и значении слова.

Лингвокреативное словообразование используется в русском языке для создания языковой игры. Под языковой игрой понимается определенный тип речевого поведения, основанный на «деструкции речевой нормы с целью создания неканонических языковых форм и структур, приобретающих в результате этой деструкции экспрессивное значение и способность вызывать у слушателя / читателя эстетический и, в целом, стилистический эффект» [6].

Источником для создания результатов языковой игры могут быть осколки слов (квазиморфемы) с ассоциативным значением, паронимические сближения слов и морфем. Например: сер-реализм (аналогия с сюрреализм), интерНЕТ –инетрДА. Особенно ярко данные словообразовательные средства используются при совместном употреблении слов с однокоренными, контрастирующими или однотипными морфемами. Например: Сеть – сетератор (автор, писатель в сети) [7].

Одним из наиболее часто упоминаемых средств лингвокреативного словообразования в современном русском языке является фонетико-графические гибриды, по терминологии О.В. Пыстиной [8]. Это подтип языковой игры, который основывается на придании словам фонетическую схожесть с другим словом. Например: каловдутий (от англ. компьютерной игры «Call of Duty»). При этом довольно часто это средство используется в заимствованных словах, которые при лингвокреативном словообразовании получают сходство с русским словом. Например: линейка – компьютерная игра «Lineage». По мнению О.В. Пыстиной, такая игровая интерпретация позволяет упростить процесс коммуникации, усилить эмоциональность и придать общению комическую окраску [9].

Чаще всего такие лексемы присутствуют в интернет-общении, где отсутствуют четкие нормы и жесткие запреты и воспринимаются коммуникантами не как нарушение словообразовательных норм русского языка, а как способность творчески выразить себя, почувствовать себя той языковой личностью, которая принимает участие в создании собственного диалекта.

Особым способом лингвокреативного словообразования является квазионимизация, т.е. создание имен собственных. Квазионимизация – это придание «обычному апеллятиву онимической формы» [10]. В процессе квазиониминации используются антропонимы. Например: Борщев (кафе, намек на процесс питания), Подушкин (хостел, намек на возможность переночевать).

Также отметим игру с омоформами, которая также представляет собой подтип лингвокреативного словообразования. Эта особенность часто проявляется в создании названий магазинов и других заведений подобного типа. Например, для названия ювелирного магазина «Изумит» выбрана словообразовательная модель, которая наиболее продуктивна в геологической терминологии: лазурит, хризолит. Благодаря такой лингвокреативной особенности актуализируется специализация магазина. Более того, игра с оморформами (глагол изумит и окказиональное существительное изумит) позволяет донести до потенциального покупателя «изумительное» качество предлагаемых товаров [11].

Лингвокреативное словообразование очень часто используется в разных типах жаргона русского языка, например, в молодежном жаргоне, в котором способом лингвокреативной номинации является метафора — «семантическое явление, вызванное наложением на прямое значение слова добавочного смысла, который у этого слова становится главным в контексте художественного произведения» [12].

Таким образом, способы лингвокреативного словообразования в современном русском языке очень разнообразны. Их выбор зависит чаще всего от личности говорящего и его когнитивных установок.

Способы лингвокреативного образования могут быть различны: суффиксация, аффиксация, создание квазиморфем, фонетико-графических гибридов (т.е. фонетическая мимикрия), квазионимизация, игра с оморформами, метафора и многие другие.

Лингвокреативное словообразование, если его рассматривать в когнитивном аспекте, позволяет показать мотивацию нового слова, выражаемый им концепт, а также показать творческие способности говорящего, создать необычное описание (особенно актуально для художественной литературы), выразить оценочность (часто негативную), отразить особую характеристику называемого предмета или явления, пояснить значение нового слова, создать комический эффект.


Список литературы

  1. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. – 2-е изд. – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2000. – с. 467
  2. Абросимова Л.С. Истоки и основные принципы когнитивной дериватологии // Вестник Томского государственного университета. — 2011. — № 351. — c. 8.
  3. Лещева Л.М. Когнитивная лингвистика и терминологическая двуязычная интерпретирующая лексикография // Язык и мысль: современная когнитивная лингвистика. — М.: Языки славянской культуры, 2015. — c. 415.
  4. Аветисян М.И. Структурно-семантический и семантико-когнитивный подходы к изучению проблем мотивации в словообразовании // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2017. — №1 (67): в 2-х ч. Ч.2. — c. 60.
  5. Борисенкова Л.М. Когнитивные аспекты словообразования (на материале немецкого языка): автореф. дис. … д-ра филол. наук: 10.02.04. -Тверь, 2005. — c. 5
  6. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / Под ред. М.Н. Кожиной. – М.: Флинта; Наука, 2006. – с. 657
  7. Бекетова Н.А. Экспрессивное словообразование в современных медиатекстах (на материале суффиксальных имен существительных): автореф. дис. … кан. филол. наук: 10.02.01. — Белгород, 2014. — с. 16
  8. Пыстина О.В. Активные словообразовательные процессы в системе интернет-коммуникации // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — Тамбов: Грамота, 2016. — №11 (65): в 3 ч. Ч. 3. — с. 158.
  9. Васильева Н.В. Собственное имя в мире текста. — Изд. 2-е., испр. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – с. 187
  10. Махиянова Л.Р., Ремчукова Е.Н. Потенциальное словообразование в сфере урбанонимов // Функциональная семантика и семиотика знаковых систем: международная научная конференция. — 2014. — с. 157.
  11. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 4-е изд. – М.: Айрис-Пресс, 2010. – с. 210