УДК 339.5

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБЫХ ПОШЛИН В ВТО

№18,

Экономические науки

Подобедова Анжелика Юрьевна


Научный руководитель: Скудалова Т.В., к.э.н., доцент


Ключевые слова: МЕРЫ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА; ДЕМПИНГ; АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ; СУБСИДИИ; КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ; ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ; ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; DOMESTIC MARKET PROTECTION MEASURES; DUMPING; ANTI-DUMPING MEASURES; SUBSIDIES; COUNTERVAILING MEASURES; PROTECTIVE MEASURES; WORLD TRADE ORGANIZATION.


Аннотация: Статья посвящена анализу зарубежного опыта применения антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных пошлин в ВТО. Рассматривается статистика применения особых пошлин разными странами-участницами ВТО. Особое внимание обращается на действующие ограничения против Российской Федерации.

Все меры по защите внутреннего рынка можно подразделить на две группы в зависимости от условий их введения. К первой относятся меры, которые применяются при нарушении правил конкурентной борьбы зарубежными импортерами: антидемпинговые и компенсационные меры. Вторая группа мер — специальные защитные меры — вводится для поддержки национальных производителей в условиях нормальной конкуренции, но при возросшем импорте.

В 1994 году в рамках ВТО был принят ряд базовых документов при применении защитных мер внешней торговли, в частности: Соглашение по специальным защитным мерам, Соглашение о применении статьи VI ГАТТ (Антидемпинговое соглашение), Соглашение о субсидиях и компенсационных мерах. Согласно перечисленным документам, государства- члены ВТО могут применять антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры в случаях, когда возникает серьезный ущерб отраслям экономики.

Из трех рассматриваемых видов мер по защите внутреннего рынка в мировой практике наибольшее распространение получили антидемпинговые пошлины. Два других вида мер следуют далее с большим отставанием и по количеству расследований, и по количеству введенных мер. Так, согласно рисунку 1, компенсационных пошлин и защитных мер было введено соответственно в 15 и 22 раза меньше, чем антидемпинговых.


Рисунок 1. Источник: World Trade Organization URL: https://www.wto.org/

Итак, антидемпинговые пошлины являются самым используемым инструментом по защите внутреннего рынка. За время существования ВТО было инициировано 5529 расследований, но введено было всего 3604 антидемпинговые пошлины. [7]

Достаточно часто прибегают к данному инструменту торговой политики такие страны, как Индия, Япония, Корея и Бразилия. Лидером по введению антидемпинговых мер за период существования ВТО является Китай. С большим отрывом от остальных стран-членов данное государство вовлечено и в антидемпинговые расследования. Китаем было введено 926 антидемпинговых пошлин, в то время как США ввели только 181, а ЕС — 86. Так и в 2017 году Китай остался лидером, им введено 59 антидемпинговых пошлин, которые распространяются в том числе и на Россию. Так, начиная с 22 апреля 2016 г. сроком на 5 лет продлена антидемпинговая пошлина на полиамиды в первичных формах в размере 5,9% для ОАО «Куйбышевазот». В отношении прочих российских компаний ставка пошлины составляет 23,9%.

По состоянию на 1 февраля 2019 г. 11 стран применяют антидемпинговые меры в отношении российских товаров (47 антидемпинговых пошлин и 6 расследований). [6]

Антидемпинговая пошлина применяется то количество времени, какое требуется для нейтрализации ущерба от демпинга. Она также может быть оспорена страной-экспортером в органе по разрешению споров ВТО. По данным статистики, из 535 торговых споров, инициированных в рамках ВТО, 130 затрагивали Соглашение по применению ст. VI ГАТТ 1994, что составляет около 25%. Однако количество споров по данному Соглашению не так велико по отношению к количеству введенных мер — всего 2,5%. [7]

Это объясняется природой антидемпинговых пошлин. Применяя данный метод защиты и используя квазисудебные процедуры, страна-импортер «наказывает» иностранных конкурентов за нарушение правил справедливой конкуренции, восстанавливая «нормальные» условия функционирования рынка. При грамотно проведенном расследовании, доказав факт демпинга и материального ущерба, причинно-следственную связь между ними, орган расследования практически не оставляет поля для обжалования его решения.

Что касается компенсационных мер, они значительно уступают антидемпинговым. С момента создания ВТО до 2017 г. странами-членами было инициировано 486 расследования в отношении товаров, которые могли быть произведены с применением запрещенной субсидии. Однако из них привели к введению компенсационных мер лишь 257 — не более 60% от количества расследований. [7]

Основными странами, прибегнувшими к компенсационным мерам, были Китай (84) и Индия (45). Однако за период существования ВТО количество стран, прибегнувших к введению компенсационных мер, не достигло и сорока.

По состоянию на 1 февраля 2019 г. в отношении российских товаров применена только 1 компенсационная мера.

С 2 января 2016 г. по 1 января 2021 г. в Украине действует компенсационная пошлина на легковые автомобили в следующих размерах: ООО «Соллерс — Дальний Восток» — 17,66 %, ОАО «АВТОВАЗ» — 14,57 %, для остальных российских компаний — 10,41% (Решение Межведомственной комиссии по международной торговле от 13 ноября 2015 г. № АС-344/2015/4411-06). [6]

Кроме того, страны очень серьезно относятся к инициированию споров, затрагивающих использование субсидий. Основными причинами такого явления является следующие:

• В отличие от антидемпинговых и защитных мер, используемых в отношении компаний, в данном случае оспариваются действия зарубежных правительственных органов, поэтому политическая составляющая вопроса существенно более значима.
• В отличие от антидемпинговых и защитных мер, проведение расследования, затрагивающего субсидии, предполагает глубокое изучение разнообразных программ поддержки, применяемых другими государствами, что требует опыта и вовлечения большого количества ресурсов.

Всего за период существования организации было инициировано 164 разбирательства, относящихся к данной сфере.

Такое количество споров подтверждает значительную разницу во взглядах участников международной торговли на использование одних и тех же мер государственной поддержки.

Специальные защитные меры применяются значительно реже рассматриваемых инструментов поддержки отечественных производителей. Но этот факт вовсе не означает, что такой способ повышения конкурентоспособности не представляет серьезного интереса для стран-членов. Возможность их использования — важный элемент современной международной торговой системы.

За время существования ВТО странами-членами было инициировано 331 расследование и введено 166 специальные защитные меры. [7]

Примечательно, что лидером по введению защитных мер является Индия – 21 защитная мера и Турция – 16 мер. Европейский союз и США, наоборот, вводили защитные меры всего 3 и 6 раз соответственно.

По состоянию на 1 февраля 2019 г. 16 стран применяют специальные защитные меры в отношении российских товаров: 22 меры (из них 2 специальные защитные меры по соображениям национальной безопасности в США, 2- предварительные специальные защитные меры в Турции и Канаде) и 5 расследований. [6]

Возникающие разногласия в отношении справедливости применения странами—членами ВТО специальных защитных мер, как и другие споры, подлежат разрешению через механизм урегулирования споров в ВТО. Таких разногласий за период существования ВТО накопилось около 80, то есть осуществлялась попытка оспорить каждую вторую введенную меру. Больше всего претензий вызывает практика применения специальных защитных мер Соединенными Штатами Америки (35 споров из 72). [7]

Определенная гибкость при введении специальных защитных мер связана в какой-то мере и с тем, что они должны сопровождаться предоставлением компенсаций странам, пострадавшим в результате применения этого вида защиты внутреннего рынка. Компенсации могут быть выражены в дополнительных уступках на рынке страны, вводящей данные меры. Страны-члены согласовывают между собой размер уступок, а также определяют сектора, в которых они предоставляются.

Таким образом, по состоянию на 1 февраля 2019 г. 32 страны, а также ЕС и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива применяют ограничительные меры в отношении российских товаров.

В отношении российских товаров действует 165 мер, в том числе: антидемпинговая мера – 47, специальная защитная мера – 22, компенсационная мера – 1, прочие нетарифные меры – 95.

Также проводится 13 расследований, из них 6 антидемпинговых, 7 специальных защитных, а также начаты 5 пересмотров антидемпинговых мер, 2 пересмотра специальной защитной меры, действуют 2 соглашения о приостановлении антидемпинговых расследований в США (в отношении урановой продукции и толстолистовой стали).

В рамках санкционной политики Европейский союз, США и другие страны ввели запрет на ввоз товаров, происходящих из Крыма и г. Севастополя. [6]

Подводя итог можно сказать о том, что антидемпинговые меры и пошлины получили наибольшее распространение в мировой практике. Это может быть связано как с относительно легким проведением расследования, так и с тем, что применение данных мер не вызывает политических последствий. Применяя антидемпинговые меры, государства восстанавливают «справедливые условия конкуренции» в отношении иностранных компаний. Использование других видов мер характеризуется необходимостью предоставления компенсаций пострадавшим сторонам (при введении специальных защитных мер) и сложностью процедур расследования, связанной с политическим фактором (при введении компенсационных мер).


Список литературы

  1. «Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1947)» (Заключено 30.10.1947) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2916 — 2991.
  2. «Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года» (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) //Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2679 — 2704.
  3. «Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам» (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2733 — 2775.
  4. «Соглашение по защитным мерам» (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI).
  5. «Договор о Евразийском экономическом союзе» (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 11.04.2017) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 16.01.2015.
  6. Обзор существующих ограничений в доступе российских товаров на зарубежные рынки // Портал внешнеэкономической информации URL: http://www.ved.gov.ru/rus_export/torg_exp/
  7. World Trade Organization URL: https://www.wto.org/