УДК 339

СЕЗОННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№18,

Экономические науки

Овсеенко Юлия Вячеславовна


Научный руководитель: Павлова А.В., к.э.н., доцент


Ключевые слова: ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА; СЕЗОННАЯ ПОШЛИНА; ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ; СЕЗОННОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ РЫНОК; ЕАЭС; CUSTOMS DUTIES, SEASONAL DUTIES; CUSTOMS AND TARIFF REGULATION; THE SEASONALITY OF THE DOMESTIC MARKET; EEU.


Аннотация: В статье раскрыты основные функции таможенных пошлин, в частности, сезонных как инструмента таможенно-тарифного регулирования. Представлены сущность, основные характеристики и особенности применения сезонных пошлин в рамках ЕАЭС. Также в статье рассматриваются варианты введения сезонных пошлин. Раскрывается влияние сезонных пошлин на ценообразование на внутреннем рынке государств-членов ЕАЭС.

Одной из главных целей таможенно-тарифной политики государств-членов ЕАЭС является поддержка национальных производителей и стимулирование притока иностранных товаров в те области производства, которые пока что малоразвиты или вовсе нет возможности развития данного направления.

Все это обусловлено введением сезонных пошлин, которые помогают государству поддерживать отечественных производителей и стимулировать ввоз иностранных товаров (или сокращать ввоз иностранной продукции).

Под таможенно-тарифным регулированием (далее — ТТР) понимается метод государственного регулирования внешней торговли товарами, который осуществляется путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин[1].

В соответствии со ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее ТК ЕАЭС) «таможенная пошлина» — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Союза.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, а также иные товары в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС.

В соответствии с ТК ЕАЭС базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товара и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса, в том числе с учетом первичной упаковки товара, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика товара), если иное не установлено ТК ЕАЭС [2].

Как правило, выделяют три главных функции таможенной пошлины, такие как:

  1. регулирующая;
  2. защитная;
  3. фискальная.

Регулирующая функция таможенной пошлины позволяет поддерживать на внутреннем рынке соответствующий баланс рентабельности реализации импортной продукции и производства отечественной продукции и эффективности их потребления, а также рентабельности поставок одинаковой продукции на экспорт и внутренний рынок.

Регулирующая функция таможенной пошлины может перерастать в защитную функцию, когда таможенная пошлина используется для защиты отечественного производителя, или в стимулирующую, когда путем снижения таможенных пошлин стимулируется ввоз иностранных товаров[3].

Фискальная функция таможенной пошлины применяется как при импорте, так при экспорте товаров. При импорте применяется данная функция, если аналоги таких товаров производятся в данной стране. При экспорте товаров, одновременно поставляемых на внутренний рынок, подчинена ее регулирующей функции.

Фискальная функция при импорте товаров имеет более самостоятельное значение, если аналоги таких товаров не производятся в стране. На такие товары таможенные пошлины устанавливаются с учетом возможностей их использования для увеличения доходов государственного бюджета [4].

В теории и практике таможенно-тарифного регулирования, как правило, используются различные виды таможенных пошлин, классифицированные по различным признакам:

  • вид внешнеторговой операции;
  • способ фиксации в таможенном тарифе и порядок расчета пошлин;
  • основы их формирования и границы распространения;
  • страна происхождения товаров;
  • период действия.

С целью регулирования экспорта и импорта товаров в стране устанавливаются определенные виды таможенных пошлин: ввозные и вывозные таможенные пошлины.

Применение ввозных таможенных пошлин необходимо для оказания защиты национальных производителей, их продукции, рынков от неблагоприятной, иностранной конкуренции, а также создания условий для импортозамещающей продукции и достижения как фискальной, так торгово-политических целей государства.

Вывозные таможенные пошлины применяются в целях ограничения вывоза необработанного сырья, стимулирования развития национального перерабатывающего производства, а также применение вывозной пошлины в фискальных целях, а иногда и политической целесообразности.

Вывозные таможенные пошлины, которые влияют на сдерживание продвижения общенациональной продукции на зарубежные рынки, снижая ее конкурентоспособность, применяются в значительной степени реже.

В зависимости от способа фиксации ставок пошлин в таможенном тарифе и правил расчета их суммарной величины таможенные пошлины подразделяются на:

  • адвалорные;
  • специфические;
  • комбинированные.

Адвалорные пошлины – это ставка, выраженная в процентах по отношению к цене (стоимости) товара соответствующей позиции Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД) таможенного тарифа. Адвалорные пошлины наиболее распространены в международной торговой системе и охватывают до 90% импортных тарифов большинства стран.

Формула расчета адвалорной пошлины имеет следующий вид:

ТП = ТС*СТ,

где ТП — таможенная пошлина;
ТС — таможенная стоимость;
СТ — ставка адвалорной пошлины, выраженная в %.

Специфические пошлины представляют собой ставки, обозначенные в таможенном тарифе в виде фиксированной денежной величины по отношению к физическому объему товара, выраженному в соответствующих единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, штуках и т.д.). Такие пошлины напрямую не связаны со стоимостью товаров, и их размер зависит лишь от объема ввозимой продукции.

Специфическая пошлина рассчитывается по формуле:

ТП = КлТ*СТ,

где ТП — таможенная пошлина;
КлТ — количество товара (килограммы, литры, штуки);
СТ — ставка специфической пошлины, выраженная в денежном выражении за один килограмм, один литр, одну штуку.

Комбинированные или по-другому смешанные пошлины предполагают использование по отношению к некоторым видам товаров адвалорных и/или специфических пошлин по ставкам, указанным в таможенном тарифе. Как правило, их выбор сопровождается в таможенном тарифе рекомендацией о целесообразности взимания той пошлины, которая в денежном эквиваленте имеет большую величину таможенного обложения. В таком случае начисленная пошлина считается альтернативной.

От периода действия таможенные пошлины различаются на:

  • сезонные;
  • постоянные;
  • переменные.

Постоянные таможенные пошлины предполагают, что единовременно установленные ставки не подлежат изменению в зависимости от конъюнктурно-экономических обстоятельств.

Переменные ставки таможенных пошлин применяются крайне редко, в отдельных случаях, таких как:

  1. существенное колебание уровня мировых или внутренних цен на рынке;
  2. негативное влияние мировых финансовых кризисов на национальную экономику страны;
  3. изменение уровня государственных субсидий в отдельных секторах производства.

Например, из практики ТТР в России переменные экспортные пошлины устанавливаются чаще всего на нефть и нефтепродукты в зависимости от изменения уровня мировых цен [5].

Сезонные пошлины — пошлины, применяемые для оперативного регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Устанавливаются на несколько месяцев в году. На срок их действия прекращается действие обычных таможенных пошлин [6].

Чаще всего сезонные пошлины присуще для сельскохозяйственного сырья, продуктов его переработки и плодоовощной продукции, поставки которых связаны с сезонным характером их выращивания и производства. Во время массового сбора урожая и переработки, обработки сельхоз сырья, плодов ставки пошлин повышаются, регулируя тем самым структуру товарного предложения и цен на внутреннем рынке с целью защиты национальных сельхозпроизводителей.

Из определения «сезонные пошлины» следует, что данные пошлины вводятся в тех случаях, когда в значительной мере функционирование национальной отрасли с сезонным характером производства подвергается неблагоприятным экономическим влияниям.

В качестве примера может служить снижение мировых цен или рост издержек производства аналогичных отечественных товаров, когда иностранный производитель получает некоторые преимущества на внутреннем рынке импортера и создается потенциальная угроза отечественному производству. В такой ситуации сезонная таможенная пошлина позволяет относительно быстро реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию для отдельных товаров, носящих сезонный характер.

Необходимо затронуть такой аспект, как сезонность производства. Новиков В.Е., писал о том, что сезонность производства может быть связана с различными факторами[7]:

  • в сельском хозяйстве — с созреванием урожая и его переработкой в определенное время года;
  • в рыболовстве — с естественными стадиями воспроизводства рыбопромыслового сырья.

В зависимости от периода года происходят изменения производства и ряда других товаров, которые также потребляются обычно только в определенное время года.

В сезонных производствах в зависимости от времени года изменяются объем производства, уровень издержек и цен, а также качество производимой продукции, что, главным образом, необходимо учитывать при определении и установлении ставок таможенных пошлин и применении других мер таможенного регулирования к сезонным товарам[8].

Как правило, рынки сезонных товаров более изменчивы и динамичны, чем рынки несезонных товаров, то есть на их производство не влияет время года. На потоки импортной продукции сезонных отраслей сельскохозяйственного производства оказывает влияние изменение затрат на производство, которое в значительной степени зависит от урожайности культур в конкретном году. Иными словами, конкурентоспособность импортных и отечественных товаров на внутреннем рынке изменяется как по временам года, так и по годам, т. е. по не зависящим от производителей причинам.

Сезонность устойчиво влияет на функционирование многих производств и отраслей народного хозяйства, что, естественно, требует соответствующего учета сезонности при формировании таможенного тарифа.

В зависимости от того, какая ситуация складывается на рынке определенных сезонных товаров, ставка сезонной пошлины может:

  • снижаться для насыщения рынка, если его объем недостаточен по уровню потребления сезонной продукции;
  • увеличиваться, если наблюдается перенасыщение рынка сезонными товарами.

Увеличиваться могут, в большинстве случаев, только импортные пошлины, чтобы создать преимущество для отечественных товаров, повысить их конкурентоспособность.

Снижаться могут также, в большинстве случаев, только импортные пошлины с целью насыщения рынка, в том случае, когда отечественные товары не могут удовлетворить потребности внутреннего рынка, то есть наблюдается явный дефицит определенной группы товаров, носящий сезонный характер.

В рамках таможенно-тарифного регулирования сезонные пошлины вводятся для регулирования импорта или экспорта только товаров имеющих сезонный характер; применяются в целях стабилизации внутреннего рынка товаров, защиты отечественных потребителей и производителей от неблагоприятного влияния импортной продукции; могут в рамках календарного года вводиться неограниченное количество раз.

Заключая все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что сезонные пошлины позволяют регулировать рынок в отдельно взятый период времени:

  1. если необходимо насытить рынок сезонным товаром – пошлина низкая, для того, чтобы не было дефицита сезонного товара;
  2. если национального сезонного товара в избытке – то пошлина высокая, для того, чтобы защитить внутренний рынок от конкуренции со стороны импортной сезонной продукции.

Целью введения сезонных пошлин является:

  1. защита отечественных производителей сезонных товаров;
  2. защита отечественных потребителей сезонных товаров;
  3. насыщение внутреннего рынка;
  4. краткосрочное регулирование соотношения спроса и предложения на сезонный товар внутри страны;
  5. регулирование внутренних цен на сезонный товар.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».
  2. «Таможенный кодекс Евразийского экономического союза» (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза).
  3. Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография / Новиков В.Е. –М.: РИО РТА, 2016.-336c.
  4. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П., — 2-е изд.,- М.:БИНОМ. ЛЗ, 2016. — 362 с.
  5. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности [Электронный ресурс] / В. В. Покровская. — СПб. : Интермедия, 2017. — 136 c.
  6. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П., — 2-е изд.- М.:БИНОМ. ЛЗ, 2016. — 362 с.
  7. Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость / Новиков В.Е., Ревин В.Н., Цветинский М.П., — 2-е изд.- М.:БИНОМ. ЛЗ, 2016. — 362 с.
  8. Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности и таможенная стоимость: учебное пособие / В. И. Сидорова. — Электрон. текстовые данные. — Владивосток: Владивостокский филиал Российской таможенной академии, 2017. — 188 c.