УДК 372.862

КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В УЧЕБНЫХ МАСТЕРСКИХ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

№18,

Педагогические науки

Файзрахманов Ирек Магсумович (Кандидат педагогических наук)


Ключевые слова: КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; КОНСТРУИРОВАНИЕ; УЧЕБНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ; ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ; ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; УЧЕБНЫЕ МАСТЕРСКИЕ; DESIGN ACTIVITY; DESIGN; EDUCATIONAL DESIGN; CREATIVE ABILITIES; CREATIVE DEVELOPMENT; TRAINING WORKSHOPS.


Аннотация: В статье представлены особенности учебного конструирования в учебных мастерских. Отмечается роль учебного конструирования в развитии творческих способностей студентов.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (A.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, B.А. Тишков, 2009), отмечается, что образовательные учреждения «должны готовить молодых россиян к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире, обеспечивающем повышение качества жизни, труда и творчества».

При этом в Законе «Об образовании» указано, что важнейшей задачей образовательных учреждений является воспитание у детей и молодежи положительного отношения к труду, формирование элементарных умений трудиться в конкурентной среде, создание мотивации к творческому подходу в решении учебно-трудовых задач.

Поэтому актуальность проблемы развития творческих способностей основана на возросшей потребности общества в личности, который в максимальной степени использует свои способности и активно участвует в решении социально-экономических проблем развития страны.

Развивать творческие способности человека – это, в первую очередь, воспитывать творческое отношение к труду. При этом труд рассматривается как средство формирования познавательной деятельности, самостоятельного отношения к поставленной задаче. Творческое отношение к труду – это одновременно и воспитание любви к делу, и стремление к познанию его особенностей, которые в свою очередь стимулируют испробовать свои силы, добиться успеха. А любовь к труду прививается студентам в учебных мастерских.

В учебных мастерских формируются профессиональные знания, умения и навыки учащихся в процессе выполнения, как правило, учебно-производственных работ с применением различных механизмов, приспособлений, установок, инструментов и приборов. Здесь каждый студент строит свой путь к знаниям, проявляет индивидуальный стиль творческой, исследовательской деятельности. Педагог-мастер, в свою очередь, консультирует студентов, помогает им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности. В процессе работы в мастерской создаются условия для выявления проблемы, постановки вопросов и путей их решения. Таким образом, происходит формирование нового знания, выстроенного на основе личного опыта.

Уникальность деятельности в мастерских заключается в том, что все студенты могут проявить свои таланты, а главной задачей педагога является обеспечение сопровождения самостоятельного творческого исследования в рамках мастерской.

Приступая к работе в учебных мастерских, студент сталкивается с таким понятием как конструирование. Конструирование – это процесс создания модели, сооружения, машины, технологии с выполнением проектов и расчётов. Конструкторская деятельность − это одно из основных средств творческого и умственного развития. В процессе конструирования моделируются отношения между функциональными, структурными, и пространственными характеристиками конструированного объекта, с его видимыми и скрытыми свойствами.

Важно знать, что мышление студентов в процессе конструкторской деятельности носит творческий характер и имеет практическую направленность. При обучении студентов конструированию развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности. Так, например, при выполнении какой-либо проектной работы, студенты на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделия от зарождения замысла до его реализации и использования на практике. При конструировании студенты приобретают опыт решения как типовых, так и нетиповых задач. Конструктивный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

В процессе конструирования студенты учатся:
— экспериментировать с «бросовым» материалом;
— «читать» простейшие чертежи и схемы;
— экономно расходовать материал;
— поддерживать порядок на рабочем месте и в учебной мастерской, бережно обращаться с инструментами;
— создавать замысел;
— находить ответы на возникающие вопросы познавательного характера;
— осваивать трудовые умения и способы самоконтроля в техническом конструировании.

В процессе конструирования студенты испытывают чувство удовлетворения от качественно и красиво сделанной работы, реализации конструктивного замысла, что формирует у них мотивацию к художественно-продуктивным видам деятельности, к дальнейшему участию в совместных творческих проектах, с построением отношений сотрудничества с их участниками.

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод о том, что конструкторская деятельность в учебных мастерских развивает не только творческие способности студентов, но и расширяет познавательные возможности, формирует теоретические знания и практические навыки, способствует достижению повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, что помогает для самоопределения и самореализации.


Список литературы

  1. Мельник Л. «Организация и проведение производственного обучения в учебных мастерских» / Л. Мельник [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-na-temu-organizaciya-i-provedenie-proizvodstvennogo-obucheniya-v-uchebnih-masterskih-968751.html (дата обращения: 21.03.2019).
  2. Тороценко В. Проектная деятельность как средство развития творческих способностей / В. Тороценко [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-proektnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov-2876129.html (дата обращения: 21.03.2019).
  3. Хорошевская Л. Развитие творческих способностей детей на уроках технологии и во внеурочное время / Л. Хорошевская [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://moluch.ru/archive/162/45155/ (дата обращения: 21.03.2019).
  4. Файзрахманова А.Л. Подготовка студентов к организации конструкторской деятельности учащихся на уроках технологии / И.М. Файзрахманов, А.Л. Файзрахманова // Актуальные вопросы подготовки школьников и студентов к профессии: сборник всеросс.науч.-практической конференции. — Елабуга, 2018. — С.186-191.