УДК 37

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЕ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№18,

Педагогические науки

Ханипова Лилияна Альбертовна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., ассистент, б/с, Елабужский институт (филиал) КФУ.


Ключевые слова: СОТРУДНИЧЕСТВО; СТАРШИЕ ДОШКОЛЬНИКИ; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ИГРА; COOPERATION; SENIOR PRESCHOOLERS; PLAY ACTIVITIES; GAME.


Аннотация: В статье представлен анализ специфики взаимодействия дошкольника друг с другом, показана важность игровой деятельности в формировании навыка сотрудничества у старших дошкольников. В статье проведен обзор опытно-экспериментального исследования по проблеме влияния игровой деятельности на формирования сотрудничества у старших дошкольников; представлено два направления диагностического исследования особенностей сотрудничества старших дошкольников: сотрудничество со сверстниками, сотрудничество со взрослыми.

Личность – это часть общества и главная ее роль в этом обществе – познание, взаимодействие общение. Самореализованная и гармонично развитая личность стремится сосуществовать с другими людьми, строить с ними взаимоотношения, дружеские связи. Важно, чтобы эта совместная деятельность людей друг с другом строилась на сотрудничестве, т.е. стремлении людей к слаженной и согласованной работе. Сотрудничество важная составляющая умения общаться.

Спецификой дошкольного возраста является то, что дети этого возраста тянуться друг к другу, хотят общаться, взаимодействовать, играть вместе, но не всегда это взаимодействие носит позитивный характер, так как между дошкольниками часто возникают конфликты. Как показывает опыт педагогической работы не все дошкольники могут слаженно общаться и взаимодействовать друг с другом. И частой причиной конфликтных ситуаций между дошкольниками является отсутствие опыта совместной деятельности и общения друг с другом.

Важной задачей дошкольного образовательного учреждения является формирование навыка сотруднического поведения у дошкольников, ведь общение со сверстниками является главным фактором личностного развития детей. Одним из основных и эффективных средств развития навыка сотрудничества у дошкольников является игра. По мнению многих передовых деятелей психологии и педагогии (Л.С. Выготский, К.Д. Ушинскмй, Д.Б. Эльклонин), игровая деятельность – это ведущая деятельность дошкольного возраста, когда для дошкольника игра является не просто досуговым мероприятиям, а для него она является жизнью, трудом. В игре дошкольник познает мир, приобретает навыки социального взаимодействия с другими людьми, развивается его личность.

Цель исследования – изучить влияние игровой деятельности на формирование сотрудничества детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования – навык сотрудничества у старших дошкольников.

Предмет исследования – формирование навыка сотрудничества у старших дошкольников с помощью игровой деятельности.

Гипотеза исследования – предполагается, что целенаправленное и систематическое использование игры будет способствовать повышению уровня развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе детского сада № 53 г. Нижнекамска в старшей дошкольной группе.

В исследовательскую группу входил 21 ребенок старшего дошкольного возраста. Исследование состояло из следующих этапов:
1. Констатирующий этап.
2. Формирующий этап.
3. Контрольный этап.

Констатирующий эксперимента проходил в двух направлениях:
1.Сформированность умения сотрудничать со сверстниками.
2.Сформированность умения сотрудничать со взрослыми.

С целью диагностики сформированности у дошкольников навыка к сотрудничеству со сверстниками использовалась методика «Картинки».

Изучив результаты исследования, делаем вывод о том, что у большинства детей старшего дошкольного возраста способности к сотрудничеству по отношению к сверстникам развиты слабо (52,4% и 47,6% участников имеют средний уровень).

Следующим направлением констатирующего этапа исследования -это выявление у детей навыков сотрудничества в общении со взрослыми.Оценка проводилась посредством наблюдения за детьми и воспитателем в течение дня. Дети оценивались по критериям:
1. Как обращается к взрослому: называет ли воспитателя, помощника воспитателя по имени, отчеству, может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу, как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое, употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.
2. Умеет ли разговаривать с взрослыми спокойно, глядя ему в лицо; слушать взрослого, не перебивая; дожидаться своей очереди.
3. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручения. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению к взрослому. Насколько внимателен ребенок к взрослому.

Полученные данные соотносились с умением детей старшего дошкольного возраста сотрудничать со взрослыми и сверстниками. Высокий показатель говорит о умение детей вежливо обращаться к взрослым, спокойно выражать свое желание, просьбу. Ребенок всегда разговаривает спокойно, не перебивая говорящего. Внимательно относится к взрослому: проявляет заботу, внимание, сочувствие. Здоровается и прощается, называет по имени и отчеству. К среднему показателю относятся те дети, которые знают манеры и правила культуры общения, но не всегда ими пользуются. Дошкольник употребляет вежливые слова по напоминанию взрослого. Умеет разговаривать с взрослыми спокойно, но иногда перебивает говорящего. Выполняет поручения взрослого самостоятельно, но не сознательно, по просьбе. Не всегда помнит о правилах культуры общения, когда взрослый заходит в группу. Низкий показатель говорит об отсутствие умения здороваться и прощаться со взрослыми, называть их по имени, отчеству. Ребенок практически не употребляет вежливые слова, часто перебивает говорящего. Не внимателен ко взрослому, не адекватно реагирует на просьбу помочь.

В ходе констатирующего эксперимента было выявлено, что дошкольники не умеют сотрудничать ни со сверстниками, ни со взрослыми. Этот результат привел нас к надобности организации целенаправленной педагогической работы по формированию у старших дошкольников навыка сотрудничества с помощью игровой деятельности. Для этого был организован и проведено формирующий эксперимент.

Работа по развитию сотрудничества в процессе игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста проходила в несколько этапов:
1. Разработка игр с помощью пособия и карточек;
2. Знакомство детей с пособием.
3. Непосредственно игровая деятельность.

Были проведены следующие игры: Карточка №1. «Дом, семья», Карточка №2. «Поликлиника», Карточка №3. «Магазин».

Для того, чтобы воспитатель в игре все правильно понял, мною были разработаны методические рекомендации.

1) Воспитатель играет вместе с детьми. Чтобы ребенок мог почувствовать себя равным в игре, ощутил себя вне оценок, проявил инициативу, воспитатель должен принять позицию близкого и эмоционально настроенного партнера. Благодаря участию воспитателя в игре, ребенок учится взаимодействовать со взрослыми.

2) При формировании игровых умений необходимо ориентировать ребенка как осуществляется игра, так и на пояснение его смысла деткам по игре – взрослому или сверстнику. Благодаря этому, детям проще будет общаться друг с другом, учиться правильно выстраивать диалог со своими сверстниками.

3) Главная задача заключается в выборе игры, которую педагог включает в коллективно-игровую деятельность детей. Воспитатель должен отчетливо понимать возможности и функции каждой игры.

4) Воспитатель должен стремится так выстроить беседу, чтобы как можно больше привлечь детей к разговору о плане игры, к разработке содержания действий. На этом этапе дети учатся находить компромиссы и договариваться между собой.

5) При удовлетворении игровых потребности детей, воспитатель должен каждому давать желаемую роль, предлагать разыгрывания ролей, искать возможности для утверждения положения ребенка в коллективе через игру.

6) Необходимо задавать тон в обращении с играющими детьми.

7) Чтобы сохранить воображаемую ситуацию и дать пищу для новых игровых переживаний и конфликтам, воспитатель должен стараться обыгрывать любое дело детского коллектива.

8) Меры воздействия на детей – поощрения, наказания, требования – должны осуществляться в игровой форме, не разрушая созданную ими ситуацию.

9) Разрабатывая план игры, воспитатель заранее намечает предполагаемую концовку, чтобы у детей завершение игры не вызвало большое огорчение. Продумывая концовку игры, воспитатель должен позаботиться о желании детей сохранить в жизни коллектива все лучшее, что принесла с собой игра.

Заключительным этапом нашего исследования было проведение контрольного эксперимента. Целью контрольного эксперимента было обобщение и сравнительный анализрезультатов, полученных на этапах констатирующего и формирующего эксперимента, а также составление и систематизация выводов и заключений. Проверка результативности по повышению уровня сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста проходила на основе сравнительного анализа результатов участников экспериментальной группы, до начала эксперимента и после его завершения. Работа велась посредством использования игр и включала в себя формирование навыков игрового взаимодействия. Для того, чтобы убедиться в правильности и эффективности выдвинутой в начале исследования гипотезы, была проведена повторная диагностика показателей сотрудничества. На контрольном этапе были применены методики, которые использовались на констатирующем этапе исследования.

Сравнение результатов диагностики по определению уровня сформированности сотрудничества (понимание ребенком состояния сверстника) детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапе исследования показало, что уменьшилось количество детей, имеющих низкий показатель сформированности навыка к сотрудничеству на 9,5%, увеличилось количество детей имеющих средний показатель на 9,5% соответственно, а высокий остался на неизменном уровне.

Сравнение результатов диагностики по определению уровня развития способностей к сотрудничеству (представление ребенка о способах выражения своего отношения к сверстнику) детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показало, что количество детей, имеющих низкий показатель остался на неизменном уровне, средний уменьшился на 14,3%, увеличилось количество детей, имеющих высокий показатель на 14,3%.

Сравнение результатов наблюдения по определению уровня развития способностей к сотрудничеству (взаимодействия со взрослыми) детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и итоговом этапе исследования показало, что количество детей, имеющих низкий показатель снизился на 4,8%, уменьшилось количество детей, имеющих средний показатель на 9,5%, увеличилось количество детей, имеющих высокий на 14,3%. В результате сопоставления результатов было выявлено, что уменьшилось количество с низким показателем в результате 1 и 2 диагностики, во всех случаях было выявлено повышение количества детей, имеющих высокий показатель.

Таким образом, гипотеза о том, что целенаправленное и систематическое использование игры будет способствовать повышению уровня развития навыков сотрудничества детей старшего дошкольного возраста в различных видах деятельности, подтвердилась. В ходе доказательства данной гипотезы были проведены:
— теоретико-методические анализы состояния проблемы формирования способностей к сотрудничеству детей старшего дошкольного возраста для определения содержания исследования;
— определена роль игрового общения при формировании способностей к сотрудничеству детей старшего дошкольного возраста;
— составлена картотека сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста;
— выявлен комплекс условий для эффективной реализации;
— разработаны методические рекомендации для педагогов в целях повышения уровня сотрудничества детей старшего дошкольного возраста по средством игры.


Список литературы

  1. Арсентьева, В.П. Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном детстве: учебное пособие / В.П.Арсентьева. — М.: Форум.2012. – 144с.
  2. Арушанова, А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника / А.Г. Арушанова. – СПб.: Сфера, 2012. – 192 с.
  3. Воспитание детей в игре: пособие для воспитателя детского сада / сост. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. -2-е изд., перер. и доп.- М.:Просвещение, 2003. – 192с.
  4. Иванова, Р.А. Развитие взаимоотношений в игре: некоторые проблемы детской психологии /Р.А. Иванова. — М.: Просвещение, 2002. – 251с.
  5. Игра и дошкольник / Под ред. Т.И. Бабаевой — СПб.: Детство- Пресс, 2004.- 117с.
  6. Смирнова, Е.О.Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками / Е. О. Смирнова. — СПб.: Мозаика-Синтез, 2012. — 192 с.
  7. Смирнова, Е.О., Утробина, В.Г. Развитие отношения к сверстникам в дошкольном возрасте / Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина // Вопросы психологии.- 2006.- №3. -С.5-15.