УДК 343.13

СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДСТВЕННЫХ И ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

№18,

Юридические науки

Афанаскин Павел Владимирович


Ключевые слова: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; СЛЕДОВАТЕЛЬ; ОПЕРАТИВНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ; ОРГАН ДОЗНАНИЯ; ОРГАНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ; INVESTIGATOR; OPERATIONAL UNIT; BODY OF INQUIRY; BODIES OF PRELIMINARY INVESTIGATION.


Аннотация: В работе рассматриваются различные аспекты взаимодействия следственных и оперативных подразделений в процессе раскрытия и расследования преступлений. Анализируются уголовно-процессуальное законодательство и ведомственные нормативные правовые акты.

В процессе расследования преступлений важнейшей задачей является хорошо налаженное, деловое и рациональное взаимодействие следственных и оперативных подразделений.

Для более точного уяснения понятия взаимодействия следственных и оперативных подразделений необходимо обратиться к определению понятия «взаимодействие», которое удачно выражает понятие слаженных действий органов в ходе раскрытия и расследования преступлений [5, c. 15]. В русском языке взаимодействие означает взаимную связь двух явлений, взаимную поддержку [11, с. 36-37]. Таким образом, мы считаем, суть взаимодействия состоит в оказании следователями и сотрудниками оперативных подразделений взаимопомощи в решении общих, совместных для них задач уголовного судопроизводства.

Взаимодействие следственных и оперативных подразделений – понятие, определяющее их согласованную деятельность при расследовании преступлений широко употребляется на практике. Оно давно введено в научный оборот и занимает теперь достойное и прочное место в юридической литературе. Необходимость такой деятельности вытекает из смысла и содержания ст. 21, 89, 142, 209, 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

На наш взгляд, институт взаимодействия основан на ряде норм действующего уголовно-процессуального законодательства и иных нормативных правовых актов, которыми на следователей и сотрудников оперативных подразделений возлагается ряд обязанностей в пределах компетенции возбуждать уголовные дела и раскрывать преступления, а также их правовых норм регулирующих взаимоотношения следователей и сотрудников оперативных подразделений при расследовании преступлений.

С этой позиции, мы полагаем, взаимодействие является деятельностью правоохранительных органов, заключающейся в наиболее целесообразном выборе и реализации организационных и тактических мер, направленных на создание оптимальных условий для решения задач борьбы с преступностью, путем осуществления упорядоченных и взаимоувязанных действий двух или более субъектов.

Осуществляя борьбу с преступностью, органы предварительного расследования и сотрудники оперативных подразделений специализируются на выполнении определенных функций. Основываясь на этом обще¬признанном положении, Д.В. Гребельский подчеркивает: «В сфере борьбы с преступностью, как и в других сферах государственно-правовой деятельности, имеется своеобразное разделение труда, в результате которого образовываются соответствующие формы деятельности органов государства» [1, с.195]. А.Н. Ратинов отмечает: «…неразрывная взаимосвязь следственных и оперативно-розыскных действий, немедленный переход от оперативно-розыскных действий к следственным, и наоборот, делают необходимым сосредоточить производство тех и других в руках одного органа» [8, с. 23].

Но такое положение, на наш взгляд, вовсе не означает, что может произойти смешивание полномочий и компетенции следователей и сотрудников оперативных подразделений. Ведомственные нормативные правовые акты (приказы, инструкции, наставления) категорически запрещают следователю непосредственно применять в своей работе оперативно-розыскные силы, средства и методы. В соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, он вправе производить лишь следственные и розыскные действия, в то время сотрудник оперативного подразделения, вправе выполнять оперативно-розыскные мероприятия и определенный круг процессуальных действий [12, с. 14,71].

Таким образом, можно заключить, что уголовно-процессуальное законодательство и нормативные правовые акты четко разделяют обязанности следователя и сотрудника оперативного подразделения, которые в равной степени отвечают за раскрытие преступления, но к общей цели идут разными путями, используя присущие им методы обнаружения истины по делу.

Полученные оперативно-розыскным путем данные, играют исключительно важную роль в раскрытии преступлений, поскольку они могут указывать на лицо, со¬вершившее преступление, выявлять другие важные обстоятельства, а также источники доказательственной информации, из которых те же сведения могут быть получены уже процессуальным путем. Необходимо заметить, что в литературе существует такое мнение, о том, что без производства соответствующих процессуальных действий, осуществляемых в контакте с выполняемыми оперативно-розыскными мероприятиями, последние остаются бесполезными, ибо не являются судебными доказательствами [7, с.138].

В ст. 89 УПК РФ предусмотрено использование в доказывании результатов оперативно-розыскной деятельности, если они отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам. А в ст. 86 УПК РФ сказано о том, что собирание доказательств осуществляется в ходе предварительного расследования и имеются правила оценки доказательств. В ходе уголовного судопроизводства каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности. Суд вправе признать доказательство не допустимым по ходатайству сторон или по собственной инициативе в порядке, установленном статьями 234 и 235 УПК РФ.

Нам представляется, необходимым признать правильной точку зрения тех юристов, которые считают, что умелое и грамотное сочетание оперативно-розыскных и следственных действий обеспечит быстрое и полное раскрытие наиболее сложных и запутанных преступлений.

Мы полагаем, что эффективность согласованной деятельности следователей и сотрудников оперативных подразделений в значительной мере определяется продолжительностью и степенью объединения совместных усилий, а также зависит от правильного понимания и использования требований процессуального закона и ведомственных нормативных правовых актов, от своевременной и умелой организации их сотрудничества в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Четко определить само понятие взаимодействия следственных и оперативных подразделений в расследовании преступлений – первоочередная задача, так как оно является исходным положением, на котором базируются все остальные суждения о взаимодействии.

Сущность взаимодействия состоит в следующем: во-первых, четко определяется общая задача, стоящая перед следователями и сотрудниками оперативных подразделений, когда в соответствии с законом необходимо соединение уголовно-процессуальных и оперативно-розыскных сил, и средств; во-вторых, уяснение наиболее существенных признаков взаимодействия, позволяет определить объем мероприятий, необходимый для достижения поставленной цели, а также в известной степени очертить основные направления и пределы для их практического осуществления; в третьих важное место в организации взаимодействия придаётся его формам, как способам согласованных действий и порядкам связей взаимодействующих сторон, направленных на оптимизацию деятельности по раскрытию и расследованию конкретных преступлений.

В некоторых определениях, указанных в литературе взаимодействие следователей и сотрудников оперативных подразделений понимается по-разному, и делаются акценты на главную задачу не затрагивая другие не менее важные аспекты в оказании помощи в раскрытии преступления.

Так, И.М. Гуткин понимает, под взаимодействием следователя и сотрудников оперативных подразделений в уголовном процессе как деятельность, основанную на законе, согласованную по цели, месту, времени деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов, которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам средств и методов, и направлена на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, производство по которым отнесено к компетенции следователя, привлечение к уголовной ответственности виновных и обеспечение возмещения ущерба, причиненного преступлением [2, с.87].

Если же рассматривать взаимодействие более узко, то можно сказать, что взаимодействие следователей и сотрудников оперативных подразделений – это основанная на законе, согласованная по целям, месту и времени, деятельность указанных субъектов, осуществляемая в целях раскрытия и расследования преступлений [4, с.56].

Нам представляется, что справедливо подчеркивается в большинстве имеющихся определений, что следственные и оперативные подразделения, идя к достижению общей цели, должны действовать согласованно. Именно единство действий, на наш взгляд, достигается согласованностью их усилий, направленных на раскрытие и расследование преступлений. Мы полагаем, что согласованная деятельность следователей и сотрудников оперативного подразделения позволяет наиболее эффективно и рационально использовать все предусмотренные законом меры для раскрытия преступления, способствует быстрому и качественному решению, как общих, так и частных задач в ходе расследования. Согласованность действий достигается совместным их планированием мероприятий участников, корректировкой планов в зависимости от той или иной сложившейся следственной ситуации, складывающейся в ходе расследования уголовного дела, а также благодаря своевременному обмену информацией между следователем и сотрудниками оперативных подразделений.

По нашему мнению, не нуждается в особых доказательствах, то обстоятельство, что если один из органов имеет право давать указания, а другой обязан их выполнять, то это есть не что иное, как подчинение.

Так, в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования необходимо соблюдение рамок подчинения и выполнения поставленных задач перед сотрудниками оперативных подразделений. Наглядным тому подтверждением может служить, на наш взгляд, существующее ныне положение, когда уголовно-процессуальное законодательство и другие нормативные правовые акты предоставляют следователю право требовать от сотрудников оперативных подразделений содействия при расследовании уголовных дел. Так, из норм п.4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ следует, что при осуществлении предварительного следствия по уголовному делу, следователь уполномочен «давать органу дознания в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении». Характер правоотношений, предусмотренный действующим законодательством, предполагает объём деятельности органов дознания по выполнению тех или иных задач для достижения определенного результата в оказании помощи по раскрытию преступлений.

Все изложенное выше дает, нам представляется, основание согласиться с выводом о том, что взаимодействие органов предварительного следствия и оперативных подразделений – это не просто сочетание присущих этим органам средств и методов, а использование в процессе предварительного следствия данных о фактических обстоятельствах преступления, полученных в результате осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер, предусмотренных законом [8, с.19]. Без комплексного использования результатов оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, взаимодействие органов дознания и предвари¬тельного следствия при совместном раскрытии преступлений не имело бы смысла [9, с.124]. Поэтому, представляется более правильно, определяя понятие взаимодействия, говорить не только о сочетании средств и методов, но и об использовании в предварительном следствии результатов применения оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных средств, и методов [12, с.19].

Мы полагаем, что проводимые сотрудниками оперативных подразделений оперативно-розыскные мероприятия дают следователю возможность получить важные данные об обстоятельствах расследуемого преступления. Умелое их использование помогает быстрее и объективнее вести расследование, полнее и с меньшими затратами сил и средств раскрывать преступления.

С этой целью, уясним понятие общности деятельности следственных и оперативных подразделений, которая заключается в решении задач, стоящих перед ними в процессе борьбе с преступностью. Для определения содержания слова общность, толковый словарь Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю. отсылает нас к понятию общий, из нескольких определений которого для данной работы, применимы следующие: 1. Свойственный всем, касающийся всех. 2. Взаимный, совпадающий с чем-нибудь [6, с.441].

По-своему служебному положению сотрудники правоохранительных органов обязаны предотвращать, пресекать и раскрывать преступления, направлять свои силы на предотвращение преступления, на розыск лиц, скрывшихся от суда и следствия, а также оказание помощи в раскрытии преступлений, что, в конечном счете, будет способствовать установлению истины по уголовному делу и привлечению виновных к уголовной ответственности.

В связи с этим, нам представляется, что взаимодействие призвано обеспечить наиболее эффективное осуществление указанных задач. Вследствие чего, можно заключить, что оперативные и следственные подразделения, являясь частью единого механизма правоохранительной системы, выполняющих практически одни и те же задачи применительно к расследованию различных видов уголовных преступлений. Так, например, при наличии признаков преступления, осуществлять свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства и соблюдая при этом единую процессуальную форму. Необходимо заметить, что различия компетенции между следователями и сотрудниками оперативных подразделений составляют объём процессуальных полномочий, сроки производства и т.д.

Думается, что повышение уровня работы по раскрытию и расследованию преступлений, будет зависеть прежде всего от правильно организованного взаимодействия, которое помогает правоохранительным органам повысить качество и эффективность своей работы, и в конечном итоге позволит достичь решения, стоящих перед ними задач с минимальными затратами сил и средств.

Считаем, что деловые отношения следователя и сотрудника оперативного подразделения могут осуществляться как путем личного контакта, так и посредством безличной коммуникации с помощью: технических и других средств. Безличная коммуникация, как форма деловых отношений следователя и сотрудника оперативного подразделения является во всех случаях обязательной на завершающем этапе стадии исполнения поручения следователя сотрудниками оперативного подразделения о проведении оперативно-розыскных мероприятий или отдельных следственных действий. Это объясняется, прежде всего, тем, что в уголовном деле должен быть документ, подтверждающий факт исполнения или неисполнения сотрудником оперативного подразделения поручения следователя. Свое решение поручить сотрудникам оперативного подразделения производство оперативно-розыскных мероприятий или отдельного следственного действия, следователь вправе реализовать в соответствии с ст. 38 УПК РФ путем безличной коммуникации (письменного поручения). Мы считаем, что уже посредством личного контакта (устно) с оперуполномоченным, следователь может разъяснить отдельные детали его выполнения, хотя в действующем УПК об этом не говорится. Поэтому же пути, по-прежнему идет следственная практика. Так, в ходе проведенного опроса следователей выяснилось, что по уголовным делам они давали оперативным подразделениям те или иные поручения, из которых 87 % были даны в письменной форме, а 23% случаев была необходимость в личных контактах с оперуполномоченными. Это объясняется, прежде всего, тем, что зачастую обстоятельства побуждают следователя и сотрудников оперативных подразделений использовать личные деловые контакты, этому же способствуют и условия нахождения их в одном и том же правоохранительном органе. Следователи примерно в семидесяти случаях из ста заинтересованы в том, чтобы поручение было исполнено именно тем сотрудником оперативного подразделения, которому они отдают предпочтение.

Причинами такой заинтересованности следователей, на наш взгляд, является:
— сработанность с сотрудником оперативного подразделения при раскрытии и расследовании преступлений;
— профессиональный опыт и деловые качества сотрудника оперативного подразделения;
— дружеские отношения с сотрудником оперативного подразделения.

Причины заинтересованности сотрудников оперативных подразделений:
— сработанность со следователем при раскрытии и расследовании преступлений;
— добросовестное отношение следователя к исполнению служебных обязанностей;
— дружеские отношения со следователем и доверие ему.

Всесторонняя взаимосвязь служб, определяется общностью целей и задач, но не устраняет значительной дифференциации в правовом регулировании их совместной деятельности и вместе с тем не исключает некоторых различий в зависимости от особенностей каждого органа, осуществляющего свои функции, регламентированные законом.

Причем необходимо заметить, что взаимодействие оперативных и следственных подразделений при расследовании преступлений является одной из функций управленческой деятельности, оно обеспечивает разделение труда и согласованность действий, позволяет экономить силы, средства, время. Именно с помощью взаимодействия, реализуются задачи, которые невозможно решить разрозненными, разобщенными действиями. На практике уже давно возникла и получила широкое распространение определенная форма взаимодействия в рамках группового метода расследования преступлений в виде закрепления в одной объединенной (смешанной) группе следователей и оперативных работников, которая, по нашему мнению, дает ряд преимуществ. Во-первых, в значительной мере обеспечивается стабильный состав членов группы, как из числа следователей, так и оперативных работников, что крайне необходимо при расследовании сложных дел. Во-вторых, создаются реальные возможности для разработки более согласованных планов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. В-третьих, обеспечивается более дифференцированный подход к письменному оформлению поручений и указаний, о чем уже было выше упомянуто. В-четвертых, в условиях единого организационного и процессуального руководства максимально используется все преимущества группового метода расследования.

Также мы полагаем, что организация взаимодействия между следственными и оперативными подразделениями не возможна без информационного обеспечения. Взаимодействуя, стороны собирают, накапливают, хранят, анализируют поступающую информацию, которая впоследствии реализуется через принятие важных управленческих решений по конкретным уголовным делам. Взаимодействуя между собой, оперативные и следственные подразделений постоянно отслеживают обстановку, стараются предвидеть ее изменения, определяют и прогнозируют динамику роста и спада преступных проявлений.

В процессе взаимодействия следственных и оперативных подразделений, непосредственную роль играют руководители подразделений, они же и осуществляют контроль за деятельностью подчиненных подразделений. С помощью руководства уточняются цели и задачи взаимодействия, а со следователем, принявшим дело к производству, конкретизируются приемы и методы, отрабатывается тактика и стратегия, повышается эффективность, достигается конечный результат.

Осуществляемый контроль руководителей подразделений позволяет своевременно выявлять возможные недостатки и упущения в процессе взаимодействия, конкретизировать ранее принятое решение, оценивать промежуточный и конечный результат деятельности в раскрытии и расследовании преступлений.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Под взаимодействием понимается совместная деятельность сотрудников следственных и оперативных подразделений, основанная на законах и подзаконных нормативных правовых актах.

Оно согласовано по целям, месту, и времени независимых ДРУГ от друга в административном отношении, их должностных лиц, направленная на успешное и эффективное выполнение задач в процессе раскрытия и расследования преступлений.

Взаимодействие выражается в руководящей роли следователя по выбору наиболее эффективного сочетания процессуальных и организационно- тактических действий, в целях раскрытия и расследования преступлений, и самостоятельном выполнении каждого из ее участников, обязанностей.

Значение взаимодействия следователей и сотрудников оперативных подразделений в раскрытии и расследовании преступлений, заключается в реализации совместных задач уголовного процесса, что в конечном итоге способствует выработке новых и эффективных мер по противодействию преступным проявлениям.


Список литературы

  1. Гребельский, Д.В. О развитии и роли оперативных аппаратов органов внутренних дел в совершенствовании охраны социалистического правопорядка / Д.В. Гребельский // Труды Высшей школы МВД СССР. – М.: НИиРИО МВД СССР, 1973, Вып. 35.
  2. Гуткин, И. М. Правовые вопросы взаимодействия следователей и органов дознания в уголовном процессе / И.М. Гуткин. – М., 1967.
  3. Кетиладзе, К. Всеми силами / К. Кетиладзе // Сов. Милиция. – 1991. – № 7.
  4. Кравцов, Н.И. Взаимодействие оперативных и следственных аппаратов ОВД / Н.И. Кравцов. – М.: ВШ МВД РФ. – 1996.
  5. Ларин, А. К. Процессуальные вопросы соотношения следствия и оперативно- розыскной деятельности органов дознания / А.К. Ларин // Соц. Законность. – 1964. – №7.
  6. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Российская академия наук, 1997.
  7. Порубов, Н.И. Научная организация труда следователя/ Н.И. Порубов. – Минск, 1970.
  8. Ратинов, А.Р. Взаимодействие следователей прокуратуры и органов милиции при расследовании и предупреждении преступлений / А.Р. Ратинов и др. – М., 1964.
  9. Самойлов, В.Г. Значение для расследования данных, полученных из оперативно-розыскных источников / В.Г. Самойлов // Труды ВШ МВД СССР. – М., 1968.
  10. Советский энциклопедический словарь. 2-е изд. – М.: Русское слово, 1983.
  11. Шумилов, А.Ю. Оперативно-розыскное законодательство / А.Ю. Шумилов // Сборник нормативных актов и документов. – М., 1997.
  12. Ясинский, Г.М. Взаимодействие следователей МООП и органов дознания Г.М. Ясинский // Социалистическая законность. – 1964. – № 7.